Социальная адаптация детей с туберкулезной интоксикацией в условиях дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема социальной адаптации дошкольников не нова, но в условиях дошкольного учреждения присмотра и оздоровления она приобретает особое значение. Особенностью работы учреждения присмотра и оздоровления является то, что происходит постоянная смена детей: дети с туберкулёзной интоксикацией поступают сюда в течение года, здоровые дети выводятся. Воспитанники к нам попадают как из других детских садов, так и из семьи. Из-за длительного пребывания детей в лечебных, лечебно-оздоровительных учреждениях и ограниченного общения с окружающим миром их психофизическое развитие часто задерживается. Особенно это наблюдается у детей, которые находятся в “группах риска” (неблагополучные семьи, отягощённая наследственность, патология родов). Именно поэтому особым образом мы выделяем социальную адаптацию детей. Работа с детьми в этом направлении строится так, чтобы учитывать их индивидуальные особенности, возрастные нормы развития, психо-эмоциональное состояние.

Педагогический коллектив уже достаточно долго работает над проблемой социальной адаптации дошкольников. Вся педагогическая работа, реализация основной общеобразовательной программы выстроены таким образом, чтобы проблемы социальной адаптации, физического и психического здоровья, интеллектуального и личностного развития ребёнка решались быстрее, эффективнее и успешнее. Много внимания в работе с воспитанниками уделяется их психологическому здоровью, формированию положительного образа “Я”. В тоже время педагогический коллектив продолжает поиск оптимальных форм и методов работы с детьми, способствующих успешной адаптации в дошкольном учреждении и в обществе в целом. На данный момент в ДОУ реализуются следующие направления работы по социальной адаптации дошкольников с повышенным риском заболевания туберкулезом:

цикл занятий “Фольклорная терапия”, направленный на формирование психологического здоровья и социальной адаптации дошкольников с повышенным риском заболевания туберкулезом посредством освоения способа моделирования социальных отношений и проектирования собственной деятельности (средняя, старшая и подготовительная группа). Программа включает в себя следующие этапы работы:

  1. Моделирование ролевых позиций с использованием героев русского фольклора. Дети, выполняя в игре разные роли, начинают выделять позиции соподчинения, важные в любых человеческих взаимоотношениях.
  2. Моделирование социальных отношений. Помогает детям определить варианты наиболее адекватного поведения в разных возможных социальных ситуациях и в дальнейшем это становится способом воздействия на собственное поведение.
  3. Освоение способа проектирования совместной деятельности.

– цикл занятий “Юный пешеход” (2 младшая группа – подготовительная) направлен на социальную адаптацию детей к условиям большого города. В работе с детьми используются традиционные и нетрадиционные формы и методы работы, такие как, моделирование, макетирование, проектирование. Создана практико-ориентированная среда для формирования положительного отношения к безопасному образу жизни в сфере дорожного движения.

цикл валеологических игр, занятий “Здоровячок”, в основе данной деятельности – соорганизация детей друг с другом на предметном материале по формированию привычки к здоровому образу жизни, развитие адаптивных возможностей ребенка, в основе данной соорганизации сложившиеся и становящиеся отношения и связи в совместной деятельности. Решая совместно различные предметные задачи, воспитанники осваивают и предметное содержание, и культурное содержание, и нормы человеческих отношений и здорового образа жизни. Освоение норм здорового образа жизни в совместной деятельности обеспечивает индивидуальное психологическое развитие, и развитие таких способностей как самостоятельность, инициатива, произвольность действий, что поможет адаптироваться ребенку с повышенным риском заболевания туберкулезом в любой среде, повысить уровень его здоровья.

Психопрофилактическая работа в сенсорной комнате позволяет организовать более эффективно работу с детьми, повысить их познавательную и физическую работоспособность, а также эффективность образовательного процесса. Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, зрения, обоняния и вестибулярные рецепторы.

Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у здоровых и больных людей. Занятия в сенсорной комнате направлены прежде всего на профилактику, то есть предотвращение и предвосхищение возможных проблем в эмоциональной сфере детей. Занятие в сенсорной комнате подгруппами оказывает положительное влияние на формирование взаимоотношений детей в группе. На занятиях в “Волшебной комнате”, как называют её дети, они учатся внимательно слушать друг друга, сопереживать, быть одной командой и т.д. Занятия благотворно влияют на детей в период адаптации к ДОУ. Они вселяют в ребёнка интерес к дошкольному учреждению, способствуют снятию напряжения, и психологической разгрузке.

Задачи психопрофилактической работы в сенсорной комнате:

  1. Стимулировать все сенсорные процессы;
  2. Снизить психо-эмоциональное напряжение;
  3. Создать положительный эмоциональный настрой;
  4. Способствовать адаптации детей к ДОУ;

Таким образом, в результате реализации технологий социальной адаптации мы можем влиять на компоненты психологического здоровья и получать следующие социально-образовательные эффекты:

  1. Снижение уровня тревожности и повышение адаптивности к среде;
  2. Развитие интеллектуальной и коммуникативной сферы;
  3. Формирование социальной компетентности;
  4. Адаптивность и успешность при переходе к школьному обучению;

Отмечена положительная динамика в формировании психологического здоровья у дошкольников в течение последних трех лет, появилось значительное количество детей, имеющих высокий уровень психологического здоровья. В младшей группе преобладает легкая степень адаптации к детскому саду. В средней, старшей и подготовительной отмечается снижение количества детей с признаками дезадаптации.