Пришкольный участок – помощь учителю биологии

Разделы: Биология


Нередко изучение растений в школе проводиться по учебнику, таблицам и гербариям. В результате, оказавшись в лесу, в поле или не лугу, школьники часто не узнают тех растений, с которыми познакомились на уроках, тем более не могут по внешним признакам определить семейство, к которому относиться то или иное растение.

Наглядному изучению растений во многом способствует использование на уроках натурального, лучше живого, раздаточного материала, что особенно необходимо при рассмотрении систематических групп растений. Осуществить это в значительной мере помогает наличие на школьном участке отдела систематики растений. Его можно использовать как базу для проведения здесь уроков, практических занятий, экскурсий, опытов и наблюдений, как источник живого раздаточного материала, а также объектов для оформлений коллекций, гербариев, влажных препаратов и т.д.

Знание систематики растений важно для формирования у учащихся понимания эволюции растительного мира как единого, несмотря на разнообразие.

Дадим некоторые рекомендации к организации отдела систематики на школьном участке.

Под отдел для систематики достаточно выделить 150-200 кв.м. По краям его со всех сторон следует ставить дорожки шириной примерно в один метр, кроме того, две такие дорожки проложить внутри участка. Все их выровнять, утрамбовывать, посыпать песком или битым кирпичом. Вокруг всего отдела поставить невысокую ограду или высадить живую изгородь.

На приготовленной для посева и посадки площади разбиваются грядки шириной 1 м и длиной от 1 до 3 м. Расстояние между грядками должно быть не менее 30 см. Растения на грядке следует разместить так, чтобы их было легко обозревать. Расстояние между родами оставлять несколько больше, чем между видами.

В отделе систематики важно иметь наиболее ценные в хозяйственном отношение, многочисленные по видовому составу и более распространенные семейства цветковых растений: лютиковые, крестоцветные, бобовые, зонтичные, пасленовые, губоцветные, сложноцветные, лилейные, злаковые. Необходимы также представители споровых и голосеменных.

Растения подбираются в зависимости от необходимых условий. Они должны иметь характерные признаки семейства и по возможности крупные цветки. Целесообразно сажать растения, которые цветут до поздней осени, или же посев вести с таким расчетом, чтобы осенью, во время изучения растительных групп, некоторые из них зацвели. Так, в условиях средней полосы нашей страны, бобы, горох сеять в конце июля, пшеницу и ячмень- в конце июня, чину - в конце мая и т. д. Растения, цветущие весной, можно использовать в качестве живого материала при повторении ботаники.

Каждое семейство следует представить несколькими родами, в пределах рода- 2-3 видами (можно и одним). Покажу на примере двух семейств.

Сем. розоцветных: род - землянка, виды - лесная, садовая(сорта- саксонка, виктория); род - роза, виды - коричневая (шиповник), альпийская, французская; род -лапчатка, виды - гусиная, узик ( калган); из других родов - малина пахучая, манжетка обыкновенная, гравилат речной.

Сем. Бобовых:, род - горох, виды -пелюшка, посевной (разные сорта- пушкинский,невский и др.); род - фасоль, виды - огненно-красная, обыкновенная(сорта - белорусская, триумф и др.); род - клевер, виды - белый, розовый, красный; из других родов -донник белый, люпин многолетний, чина посевная, бобы черные, соя.

Там, где можно, все виды одного рода лучше посадить рядом. Если же род включает и культурные и дикие виды (не следует сажать злостные сорняки), их лучше расположить на разных делянках, но по возможности против друг друга, чтобы наглядно можно было показать изменчивость растений.

Постепенно отдел систематики, особенно цветковых растений будет пополняться.

Из двулетних культур( морковь, капуста и др.) следует сажать растения первого и второго годов жизни.

Уголок споровых нужно разместить вблизи деревьев, кустарников( если их нет на участке, специально посадить, чтобы создать условия затенения и повышенной влажности).Весной сюда перенести лесной хвощ вместе с корневищем; из папоротников в таких условиях сравнительно хорошо приживаются папоротник мужской, щитовник, орляк, которые выкапывают с большим комом земли, из плаунов-плаун булавовидный, из мхов- дернинки кукушкина льна и некоторых гипновых; на нижних частях деревьев могут поселиться одноклеточные водоросли.

Под голосемянные достаточно занять одну грядку, где посеять семена сосны обыкновенной, ели обыкновенной, лиственницы европейской, а по возможности семена сосны кедровой и веймутовой, пихты, можжевельника. Здесь учащиеся могут наблюдать за прорастанием семян и развитием проростков голосемянных, чего в природе они почти никогда не видят.

Обязательным является этикетирование растений. Этикетки делаются трех типов- для обозначения семейств, родов и видов. Этикетки можно сделать на уроках труда.

Для каждого растения следует оформить паспорт, где указать название растения, семейство, родину. Биологическая характеристика составляется по следующему плану:

  • Растение (травянистое, деревянистое; однолетние, двулетнее, многолетнее).
  • Корень (стержневой, мочковатый).
  • Стебель (надземный, подземный, прямостоячий, ползучий и т.д.).
  • Лист (простой, сложный; характер жилкования; сидячий, черешковый; расположение листьев на стебле; видоизменение листа-колючки, усики и др.).
  • Цветки - одиночные, собраны в соцветия(какое); околоцветник- двойной, простой; чашечка - свободнолистная, сростнолистная, число чашелистиков; венчик- свободнолепестный, сростнолепестный, число лепестков; число тычинок и число пестиков ; способ опыления и приспособление к опылению.
  • Плод (сухой - зерновка, семянка, орех и др.; сочный - костянка, ягода и др.; приспособления к распространению плодов).
  • Требования к условиям жизни и к уходу.

Отдел систематики растений- не просто "живой гербарий" школы. Здесь учащиеся могут провести интересные опыты и наблюдения, выяснить влияние на рост и развитие растений качества семян, различных условий жизни (света, влаги), удобрений, мульчирования, определить влияние на внешний вид растений различных "повреждений" (удаление верхушки, обрезка боковых побегов и т.п.); выполнить интересные наблюдения за опылением растений; организовать фенологические наблюдения; провести опыты по половой и вегетативной гибридизации, по введению в культуру некоторых дикорастущих видов и улучшению их путем ухода, отбора, скрещивания с культурными формами, сравнению культурных с дикими. Многие из этих опытов помогут учащимся представить огромное преобразующие влияние человека на природу растений.

Правильно организованный отдел систематики растений на школьном участке и широкое использование его в учебно -воспитательных целях во многом облегчат работу учителя биологии по вооружению учащихся биологическими занятиями и практическими умениями, по формированию у них представлений о растительном мире, его развитии и роли человека в изменении природы организмов.