Образ русской женщины в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"

Разделы: Литература


Цель урока: осмысление в процессе анализа значимости вечных ценностей русской духовной культуры (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения).

Задачи:

  • раскрыть своеобразие писательской манеры, расширить представление о теме праведничества в литературе;
  • развивать умения анализировать и обобщать,
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой героини рассказа, вовлечь в размышления о смысле человеческого бытия.

Оборудование урока:

1) мультимедийное сопровождение;

2) художественное оформление: выставка книг (рассказов) А. И. Солженицына, В. Распутина, В. Астафьева, толковый словарь.

Ход урока

Вступительное слово учителя об истории создания рассказа А. И. Солженицына "Матренин двор".

Приложение 1 (презентация).

Тема нашего урока "Образ русской женщины в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Эпиграфом к уроку выбраны слова Валентина Распутина "Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания - он это и есть, его и запомните:" Приложение 1 (слайд № 1)

Александр Исаевич Солженицын - великий человек, настоящий гражданин своей страны, известный публицист и настоящий писатель (слайд № 2)

Академик Андрей Дмитриевич Сахаров писал о свое соотечественнике как о человеке, честно боровшемся за человеческое достоинство.

Вспомним историю создания рассказа "Матренин двор".

Рассказ был начат в 1959 году в Крыму, куда Солженицын был приглашён друзьями по казахстанской ссылке супругами Николаем Ивановичем и Еленой Александровной Зубовыми.

В отличие от первого опубликованного произведения Солженицына - "Одного дня Ивана Денисовича", в целом положительно принятого критикой, "Матрёнин двор" вызвал волну споров в советской прессе. Позиция автора в рассказе оказалась в центре критической дискуссии на страницах "Литературной России" зимой 1964 года. С восхищением отзывалась о рассказе Ахматова А. А. (слайд № 3)

После успеха "Одного дня Ивана Денисовича" А. Т. Твардовский все-таки решился на подготовку рассказа к печати. В те дни Твардовский записал в своём дневнике: "К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его "Праведницу". Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит "на базе" ума и сердца".

В 1963 году "Матренин двор" был опубликован в журнале "Новый мир" вместе с рассказом "Случай на станции Кочетовка" под общим заголовком "Два рассказа". Первоначальное название произведения "Не стоит село без праведника". Это название было изменено по предложению Твардовского.

Рассказ был напечатан в двух номерах журнала "Огонёк" огромным тиражом более 3 миллионов экземпляров.

Лидия Чуковская записала в своём дневнике:

": Матрёна": тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью".

"Матренин двор" - рассказ о праведниках, живущих не в скитах и за монастырской оградой, а среди простых людей. Писатель показывает, что есть истинное, важное и ценное в человеческой жизни, что такое грех и воздаяние, добро и зло.

Философские размышления писателя являются продолжением философии русских гуманистов. А. И. Солженицын - продолжатель толстовской традиции в русской реалистической литературе 20 века.

"Люди как реки: вода во всех одинаковая: но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди", - писал Л. Н. Толстой. Сущность человека, считает писатель, это противоречивое единство добра и зла, а сущность жизни составляет закон добра. В душу каждого человека "вложена жалость и любовь друг к другу".

Как исконно русский характер проявляется в героине А. И. Солженицына Матрене Васильевне? Писатель называет ее праведницей (слайд № 4)

А. И Солженицына считают продолжателем традиций Н. А. Некрасова в изображении русского женского характера (слайд № 5)

Некрасовская Матрена - олицетворение нелегкой женской доли. Она обладает естественностью, простотой, человечностью, ей присущи смирение и терпение.

Предшественницами Матрены Васильевны в современной литературе являются героини произведений В. Распутина "Последний срок", "Прощание с Матерой", В. Астафьева "Последний поклон" и других писателей современности (слайд № 6)

В. Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа. Им присуще чувство огромной ответственности за все происходящее с ними и вокруг них. Для них неприемлем индивидуализм,

пренебрежение такими ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Писатель верит в духовное здоровье русского народа.

Выступления учащихся с индивидуальными заданиями

а) Образ старухи Анны в повести Валентина Распутина "Последний срок"

В повести говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей повести, и в первую очередь самой старухи Анны.

Главная героиня лежит без движения, но жизнь ее ещё теплится. Давно не видела она своих детей вместе, вот и решила собрать их на свои похороны. Приехали Варвара, Люся, Илья, рядом Михаил, но нет любимой дочери Татьяны из далекого Киева...

"Пока ребята здесь, пускай похоронят, проводят, как заведено у людей: тогда, глядишь, приедет и Танчора:"

Казалось, жизнь для детей вернулась назад, потому что здесь что-то забыто, потеряно, что-то очень ценное и необходимое, без чего жить им спокойно дальше нельзя (слайд № 7)

б) Образ старухи Дарьи в повести Валентина Распутина "Прощание с Матёрой".

Осенью 1976 года, в журнале "Наш современник" была опубликована повесть Валентина Распутина "Прощание с Матёрой".

В повести изображены "старинные старухи" с типичными русскими именами: Дарья Васильевна, Настасья Карповна, Сима, Катерина Зотова. Все герои прожили трудовую жизнь, прожили по совести, в дружбе и взаимопомощи.

Их островная сибирская деревни Матёра попала в зону затопления.

"Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов:" Постоянно жить здесь остаются только старики и старухи, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от запустения. По вечерам они собираются вместе, негромко разговаривают о том, что будет, поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый поселок.

Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом нельзя ничем заменить.

Герои решаются разделить участь родной деревни, погибнуть вместе с ней. Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище.

Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных людей и пытается выступить против затопления деревни. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Но не смогла достучаться Дарья ни до сына и внука, ни до молодых односельчан своих. Ее богатство с ней и осталось.

А богатство - это трудовая жизнь, семья, дом, земля. Землю нужно сохранить, сберечь для потомков

Именно Дарья чаще других обращается к Богу: "Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой" (слайд № 8)

Одной из основных черт характера Дарьи является чувство сохранения памяти, ответственности перед предками. Вопрос, обращенный к себе и детям, к прошлым и будущим поколениям звучит и в речах Дарьи, и во всем произведении: "И кто знает правду о человеке... Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает". Дарья находит главную часть ответа: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни" (слайд № 9)

в) Комментирование содержания составленной заранее таблицы (слайд № 10).

Добавление материала в последнюю графу таблицы (образ Матрёны Васильевны) (слайд № 11).

Беседа по вопросам.

1. Как автор описывает условия быта Матрены? Как детали помогают раскрывать характер героини? (слайд № 12, 13, 14,15,16, 17, 18, 19))

2. Как вы отнесетесь к отзыву Анны Ахматовой о рассказе:

"Мелочи тоже удивительные: Помните - черные брови старика, как два моста друг другу навстречу?.. Вы заметили: у него скамьи и табуретки бывают то живые, то мертвые: А тараканы под обоями шуршат... Запомнили? Как далекий шум океана! И обои ходят волнами: А какая замечательная страница, когда он вдруг видит Матрену молодой: И всю деревню видит молодою, то есть такою, какая она была до всеобщего разорения"?

3. Каков был достаток Матрены?

4. Почему Матрена не брала денег за работу?

5. Верила ли Матрена в Бога? Были ли у нее грехи?

6. Что мы узнаем о прошлом Матрены?

7. Что в наследство Матрена оставила воспитаннице Кире? Как отреагировали сестры на потерю горницы?

8. Как погибла Матрена Васильевна?

9. Как автор разъясняет плачи - причитания о погибшей Матрене?

10. Почему золовка Матрены говорила "с презрительным сожалением о ее сердечности и простоте" по отношению к людям?

11. Какова роль рассказчика?

12. Какие проблемы ставит автор в рассказе?

Какие мысли о времени и о себе вызвал прочитанный рассказ?

Что роднит героиню - праведницу Солженицына и героинь В. Распутина? (слайд № 20)

VI. Заключительное слово учителя. Обобщение.

Солженицын наделил свою героиню исконно русским характером. Образ Матрены стал собирательным образом. В своей жизни героиня перенесла много бед и страданий: ее жених попал в плен, муж погиб, шестеро детей умерли, сама болела, пенсию не платили. Но Матрена не озлобилась на весь мир, она сумела сохранить в себе доброту, милосердие, человечность, трудолюбие. Матрена не была равнодушным человеком, всегда проявляла заботу о других людях. Страшная гибель Матрены - особый прием автора, помогающий выявить и трагизм, и значительность, и красоту этого характера. Матрена - это символ многострадальной женщины и матери.

"И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок".

"Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село" (слайд № 20).

А. Солженицын описывает сострадание и боль за человека, героиня подвергается тяжелым испытаниям, но душа ее жива. Любой, кто живет в этом мире, считает

А. И. Солженицын, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом"

К 90- летию писателя Вахтанговский театр впервые ставит спектакль по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор" (слайд № 21)

Домашнее задание.

  • Подготовиться к сочинению по предложенным темам.
  • Образ русской женщины в литературе 20 века (по произведениям М. Шолохова и А.И. Солженицына).
  • Тип праведника в творчестве Солженицына (на материале 1-2 произведений).
  • Изображение русского национального характера в творчестве Солженицына (на материале 1-2 произведений).

Итоги урока