Внеклассная работа. КВН по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Разделы: География


Цель:

  1. Прививать навыки закрепления пройденного материала с использованием игровых моментов.
  2. Стимулировать познавательную и творческую активность учащихся.
  3. Показать межпредметную связь (литература и география).

Оборудование:

  • номера команд на столах;
  • карточки с заданиями;
  • банка металлическая с кедровыми орехами;
  • коллекция горных пород;
  • атлас по физической географии для 6 класса.

Оформление: рисунки, сюжеты из произведений А.С.Пушкина.

В мероприятии участвуют все ученики класса, которые формируют 3 команды.

В жюри: учитель и 3 ученика.

Ход мероприятия

Учитель: Дорогие ребята! Конечно, вы все читали сказки А.С.Пушкина и, безусловно, знаете и любите их. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по тем местам, которые описаны в одной из его самой известной сказке. Но, прежде чем отправиться в это путешествие, давайте вспомним произведения этого выдающегося русского поэта.

Итак, задание №1.

Каждая из команд должна как можно больше вспомнить и записать произведений А.С.Пушкина на карточках. (Определяется время.)

Карточки сдаются жюри.

Учитель: Помните сюжет из «Сказки о царе Салтане»? У царя Салтана был славный сын Гвидон, в царстве которого было много диковинных вещей? Давайте посетим это царство и познакомимся с ним. Но где же оно находится? Вам предлагается задание №2, справившись с которым вы сможете ответить на этот вопрос.

Задание №2. Определить по координатам местоположение царства. Командам раздаются карточки с координатами 40º ю.ш. и 70º в.д. Ребята определяют координаты, работая по физической карте атласа. Карточки отдают жюри.

Учитель: Вот что про этот остров писал А.С. Пушкин: «В море остров был крутой, не привальный, не жилой». Далее я буду медленно читать его описание, а вам предлагается задание №3 – изобразить различные объекты острова, с помощью топографических знаков, используя текст.

Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами

Жюри сдаются рисунки с топографическими знаками. Подводятся предварительные итоги выполнения заданий №1 и №2.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо постарались, выполняя эти трудные задания.

Продолжаю дальше читать сказку:

Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!

Вам предлагается задание №4 – нарисовать эту белку. Ученики от команды поочередно выходят к доске и рисуют мелом ту часть животного, которую называет учитель (туловище, хвост, голову, уши, глаза, и т.д.). Жюри оценивает портрет каждой белочки и называет результат.

Учитель: Конечно, вы все помните следующие строки:

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.

В этой баночке также находятся орешки. Учитель показывает баночку с орешками и гремит. Задание №5 – попробуйте угадать сколько орешек в этой баночке . Та команда, которая угадает их количество, во-первых, получит «белочкины орехи», во-вторых, добавит команде еще одно очко.

Учащиеся поочередно называют количество орешек, если неверно названы, используются известные приемы «холодно», «жарко».

Учитель: Отгадали, молодцы! Баночка отдается команде, выполнившей задание №5.

Учитель:

А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.

Белка знала горные породы. А вы знаете горные породы? Давайте проверим. Вам предлагаются образцы горных пород, на которые приклеены номера.

Задание №6 – определить горные породы и записать их № на карточке. Заполненные карточки сдать жюри.

Карточка «Горные породы».

Название горной породы № горной породы (образца)
Гранит  
Каменный уголь  
Сланец  
Кварц  
Пемза  
Мрамор  
Бурый уголь  

Учитель: Как вы помните на о. Буяне, кроме белки, были другие чудеса. Я приглашаю подойти к жюри и вытянуть карточку с описанием одного из «чудес» капитанам команд. (Царевна Лебедь, 33 богатыря, белочка.)

Задание №7 – каждая команда с помощью средств пантомимы должна показать это чудо, а другие команды должны объяснить сюжет. Жюри оценивает представленные пантомимы.

Учитель: Прослышав про эти чудеса, как вы помните:

...царь не утерпел,
снарядить он флот велел.

А, как известно, в свите любого царя были ученые, картографы, ... Выполняя задание №8, вспомните ученых, путешественников, кого бы вы взяли с собой, объясните почему.

Поочередно команды называют путешественника, ученого и его заслуги. Жюри оценивает правильность ответов.

Учитель: КВН, как и путешествие царя Салтана, подходит к концу.

В завершении давайте вспомним горы, мимо которых плыл царь Салтан, моря, волны которых бороздили его корабли.

Задание №9 – представители команд поочерёдно называют соответствующие географические объекты.

После выполнения последнего задания жюри подводит итог: «На остров Буян первой прибыла команда №...».

Поздравление команд.

Литература:

  • А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Любое издание.