Конспект урока-игры математики в 5-м классе "Новогодний подарок"

Разделы: Математика


Ход урока-игры

1. Организационный этап.

Вступительное слово учителя: Дорогие, ребята! На пороге Новый год! У всех хорошее настроение, ожидание каникул, праздника, и, конечно, подарков! Наш сегодняшний урок будет необычным. Мы разобьёмся на команды по 5 человек. Каждая команда выберет капитана, который получит для неё задания. Но на этом роль капитана не закончится. Ему предстоит принять участие в конкурсе капитанов, и, если, капитан окажется на высоте, то сможет принести своей команде сразу 25 победных очков!

Учащиеся объединяются в команды по желанию и выбирают капитана. Капитаны выбирают название команды и получают пакет заданий для команды. Далее капитаны передают задания команде, определяет порядок работы команды (наиболее оптимальным будет распределение задач среди членов команды), и команда приступает к решению задач. Капитан вносит ответы на задания в специальный лист и проверяет выборочно решение задач.

2. Основной этап.

А) Конкурс капитанов.

Капитаны команд по очереди подходят к учителю и устно отвечают на вопросы. Поскольку в классе идёт обсуждение заданий, а вопросы капитанам и ответы на них звучат тихо, то другие капитаны не слышат ни вопросов, ни ответов. После конкурса учитель называет результаты и вносит их в протокол игры.

Вопросы капитанам:

  1. Какие числа называются натуральными?
  2. Как называются числа при сложении?
  3. Как найти неизвестное делимое?
  4. Что называется уравнением?
  5. Можно ли делить на нуль?
  6. Назовите наименьшее натуральное число.
  7. Как называются числа при вычитании?
  8. Как найти неизвестный делитель?
  9. Что значит решить уравнение?
  10. Можно ли умножать на нуль?
  11. Является ли нуль натуральным числом?
  12. Как называются числа при умножении?
  13. Как найти неизвестное вычитаемое?
  14. Что называется корнем уравнения?
  15. Как читается переместительное свойство сложения?
  16. Существует ли самое большое натуральное число?
  17. Как называются числа при делении?
  18. Как найти неизвестное уменьшаемое?
  19. Всегда ли уравнение имеет корни?
  20. Что такое формула?
  21. Чем отличается луч от отрезка?
  22. Как называются компоненты при делении с остатком?
  23. Как найти неизвестный множитель?
  24. Что такое квадратный сантиметр?
  25. Как читается переместительное свойство умножения?

Б) Задания для команд.

Для простоты проверки результатов командам можно предложить один и тот же комплект заданий. Класс может знать об этом. Это позволит повысить соревновательный эффект и команды будут примерно в равных стартовых условиях.

Комплект заданий для учащихся команд («Снеговик», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Снежинка», «Санта Клаус»):

  1. Автозавод выпускает каждые три минуты новый автомобиль. Сколько автомобилей завод выпускает за час?
  2. Яблоко и груша весят 320г, а 1 яблоко и 2 груши – 470г. Сколько весит яблоко и сколько весит груша?
  3. Лена прочитала 29 страниц, и ей осталось до конца книги прочитать на 10 страниц меньше. Сколько страниц в книге?
  4. Высота самой высокой горы в мире Джомолунгмы (Эвереста) - 8848м над уровнем моря. Наибольшая глубина в океане - 11022м. Каково расстояние между самой высокой и самой низкой точками на Земле?
  5. Лишайники обычно первыми заселяют безжизненные места. Растут лишайники медленно, в год на 8мм, зато живут некоторые из них до 80 лет. На сколько сантиметров вырастет лишайник за 80 лет?
  6. На корм одного десятка кроликов в день расходовали 20кг травы. Сколько израсходуют травы на корм 450 кроликов за 68 дней?
  7. В первый день лыжники прошли 54км, во второй – 36км. В первый день они были в пути на 2ч больше, чем во второй. Сколько часов лыжники были в пути каждый день, если они шли с одинаковой скоростью?
  8. На одной полке было на 8 книг больше, чем на другой, а всего 36 книг. Сколько книг было на каждой полке?
  9. Из двух сёл, расстояние между которыми 96км, одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость одного из них 13км/ч, а другого – 11км/ч. Через сколько часов велосипедисты встретятся?
  10. За 8ч полёта голубь может преодолеть расстояние в 560км. Сможет ли он за 12ч долететь от Москвы до Санкт-Петербурга (730км), двигаясь с такой же скоростью? Поясните ответ.
  11. Кресло стоит 1350р, а стул – в 3раза дешевле. Сколько стоят кресло и стул вместе?
  12. Длина прямоугольника 20см, что в 2 раза больше его ширины. Найдите периметр и площадь этого прямоугольника.
  13. Площадь прямоугольника равна 35 см2, а его ширина – 5см. Найдите периметр прямоугольника.
  14. Сад имеет форму квадрата, периметр которого равен 64м. Чему же равна площадь этого сада?
  15. Ширина прямоугольника 2м, его длина 8м. Вычислите его площадь. Как изменится площадь прямоугольника, если его длина уменьшится в 4 раза? (Увеличится или уменьшится? На сколько? Во сколько раз?)
  16. Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 5см, 16см и 20см.
  17. Найдите объём куба, ребро которого равно 10см.
  18. Чему равна сторона куба, объём которого равен 125см3?
  19. Длина ребра куба равна 9см. Во сколько раз уменьшится его объём, если длину ребра уменьшить в 3 раза?
  20. Решите уравнение: а) 24 – х =19; б) х + 17 = 31; в) х ∙ 16 = 96; г) 324 : х = 18; д) х : 25 = 25.
  21. Саша и Маша подсчитали количество дней в четырёх годах, следующих один за другим. У Саши получилось 1460 дней, а у Маши – 1461 день. Кто из них подсчитал правильно? Объясните свой ответ.
  22. На поле пасутся кони. Их пасут ребята. Если пересчитать ноги лошадей и детей, то их будет 74, а если пересчитать головы, то 22. Сколько на поле лошадей и сколько детей?
  23. На какую цифру оканчивается 5!
  24. Кирпич весит 1кг и ещё полкирпича. Сколько весят 5 кирпичей?
  25. Сколько раз минутная стрелка часов за сутки обгоняет часовую стрелку?

3. Этап проверки выполнения заданий.

Команды обмениваются листами записи ответов и приступают к проверке. Учитель называет правильный ответ и «цену» каждого задания. Капитаны команд выставляют за правильные решения соответствующие баллы и подсчитывают общий балл.

Далее листы возвращаются соответствующим командам. Для исправления возможных ошибок и необъективности проверки результатов учитель ещё раз называет правильные ответы и «цены» заданий. Капитаны перепроверяют результаты и общий балл.

Ответы:

  1. 20 автомобилей.
  2. 150г весит яблоко и 170г – груша.
  3. 48 страниц.
  4. 19870м.
  5. 64см.
  6. 61200кг.
  7. 6ч в первый день и 4ч – во второй.
  8. 22 книги и 14 книг.
  9. Через 4ч.
  10. Да, успеет, т.к. за это время он пролетит 840км.
  11. 1800р.
  12. Р=60см, S=200см2.
  13. Р=24см.
  14. S=256см2.
  15. 24м2. Уменьшится на 12кв.м. Уменьшится в 4 раза.
  16. 1600см3.
  17. 1000см3.
  18. 5см.
  19. В 27 раз.
  20. а) 5; б) 14; в) 6; г) 18; д) 625.
  21. Маша, т.к. она учла, что в високосном году 366 дней.
  22. 15 лошадей и 7 детей.
  23. На цифру 0.
  24. 10кг, т.к. 1 кирпич весит 2кг.
  25. 23 раза.

«Цена» заданий:

  • Задания № 1, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 23, 24 и 25 – по 1 баллу.
  • Задания № 2, 7, 8, 12, 21 и 22 – по 2 балла.
  • Задание № 10 – от 1 до 2 баллов.
  • Задание № 15 – от 1 до 3 баллов.
  • Задание № 20 – от 1 до 5 баллов (по числу верно решённых уравнений).

4. Этап подведения итогов.

Капитаны по очереди называют сумму полученных командами баллов, учитель вносит их в протокол. Результаты соревнования команд суммируются с итогами конкурса капитанов и классу сообщаются общие итоги конкурса. По итогам конкурса определяются и награждаются победители.

5. Заключительный этап. Этап коррекции знаний.

Учитель подводит итоги урока-игры. Выясняет, какие задания вызвали у команд наибольшую трудность. По запросу учащихся на уроке разбираются эти задания (либо участниками команд, справившимися с заданиями, либо учителем).