Урок математики в 1-м классе по теме "Свойства предметов"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  • Научить выявлять свойства предметов (цвет, форма, размер, материал)
  • Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

ХОД УРОКА

1. Подготовительный этап.

На одном из предшествующих уроков учитель ведет детей в путешествие по школе "В гости к старшеклассникам". Дети знакомяться с разными чудесами, которое умеют делать, старшеклассники, например:

а) в кабинете химии две белые жидкости сливаются в один сосуд и получается красная жидкость ;

б) в кабинете физики луч света првращается в радугу и т. д.

Важно, чтобы дети эмоционально пережили удивление ,восхищение желание учиться.

2. Постановка учебной задачи.

Урок начинается с того, что дети высказывают свои впечатления о увиденном. Учитель говорит: Школа - необычный, удивительный мир, которой мы с вами "открывать". К нам тоже часто будут приходить гости. Сегодня мы впервые открываем дверь в прекрасную страну "Математика". КТО пришел нас поздравить с нашим первым уроком математики?

Открывается шторка:

(На доске висят рисунки зверей :еж. белка, заяц, лиса, медведь.)

Дети называют зверей.

- Как назвать их всех одним словом? (Звери, животные.)

- Что у них общего? (Живут в лесу.)

- Чем каждый из них отличается от остальных? (Еж - с иголками, белочка скачет по деревьям и т.д.)

- Сколько их всего? Кто первый слева? Кто на четвертом месте? Кто посередине?Кто последний? Кто реред зайцем? Кто между зайцем и медведем?

- Один из зверьков приглашает нас в гости. Отгадайте, кто это:

Рыжая, пушистая,
Шубка золотистая...

Ответы детей.

По деревьям скачет
И орешки прячет. (Белка.)

- А может, это все-таки лисичка? Почему?

- Как догадались, что белочка? Что вам помогло?

- Что вы еще знаете об этом зверьке?

Учитель подводит итог обсуждению и формулирует задачу урока:

- Не только у зверьков , но и у всех прдметов есть отличительные свойства.Уметь их видеть и рассказывать о них нас сегодня поучит белочка. 

3. Изучение нового материала.

1) Сравнение предметов по цвету.

- Отправимся в гости к белочке,заглянем к ней в дупло.Перечислите предметы, которые вы видите. (Ягоды,грибы,игрушки.

- Кто сможет сосчитать?

- Перед приходом гостей белочка задумала невеста порядок,разложить все предметы в шкаф по местам. (Учитель открывает штору,за который нарисована таблица 3х3, изображающая белочкин шкаф, и сам выкладывает желтые предметы на первую полку.) Что интересного заметили? (все предметы желтые.)

- Как расположены предметы?

- В таком случае говорят: в строчку. Какие предметы белка положила во второй строке? (Красные.) В третьей? (Коричневые.)

- Какие еще цвета вы знаете?Назовите предметы из окружающей обстановки розового, голубого цветов.

- Назовите предметы из окружающей обстановки такого же цвета, как машина.

- Внимательно присмотритесь к белкиному шкафу. В нем есть строчки, а есть столбцы. Кто догодался, где первый столбец, второй, третий?

- Белка- хозяйка интересно расположила предметы по

столбикам . Вы заметили это?(Грибы, игрушки, плоды.)

2) Ориентирокав таблице.

- Какой предмет находится в первой строке и вторм столбце?

- Какой предмет расположен в третьей строке, но не в первом столбце?

- Назовите по памяти предметы третьей строки.

3) Работа с таблицей из учебника.

- Что общего у всех предметов 1-й, 2-й, 3-й строки? 2-го, 1-го, 3-го,4-го столбцов?

- Назовите предмет такого же цвета, как огурец.

- Какой предмет расположен во 2-ом столбце и 3 -й строке? Какого он цвета?

- Назовите каждый желтый предмет.

- Обведите линией все желтые предметы.

4) Счет предметов.

За правильные ответы дети получали от белки в подарок жетоны двух размеров и двух цветов( например . маленькие коричневые и большие желтые жетоны). Учитель просит детей выставить все заработанные жетоны на доске.

- Покажем, что заработали. Что общего у всех жетонов? (Круги.)

- Чем отличаются? (Цветом, размером.)

- Сколько всего жетонов подарила нам белка? Сколько коричневых? Сколько больших и сколько маленьких? Надо ли считать жетоны для ответа на последний вопрос?

- Посчитайте белочкины круги в учебнике. Сколько синих? Сколько красных и зеленых? Сколько некрасных? Сколько маленьких?

5) Физкультминутка.

Дети встают напротив друг- друга, хором считают до 10 и хлопают в лодоши,как в считалочках: на счет " один"- хлопок в лодоши, на счет "два" касаются ладонями друг-друга, на счет "три" - хлопок в ладоши, на счет "четыре" касаются ладонями друг   друга и т. д.

6) Игра:"Угадай предмет".

а)- Вы любите загадки? Белка в своих загадках описывает предметы, перечисляя их свойства.Вот одна из них:"Этот предмет находится у меня на кухне... красный в белой горошек, у вас может быть другого цвета...он сделан из металла... в него наливают воду... он не прочь погрется на плите и посвистеть в свой носик".

После названия каждгог свойства учитель делает небольшую паузу, дожидаясь от детей их вариантов ответов. В конце концов устанавливается, что это чайник.

Дома учитель предлагает детям самим придумать загадку про какой- нибудь предмет окружающий обстановки.

б) Аналогичная игра проводится с предметами из белкиного шкафа. Ученикзагадывает предмет, а учитель перечисляет его свойства и угадывает. После этого, наоборот, предмет задумывает учитель, а дети называют его свойства:" Он зеленый? Круглый? Его едят? В этоге выясняется ,что это орех.

7) Сравнение предметов по форме.

На столе у учителя 5-6 предметов, из которых 3-4 имеют одинаковую форму. В руках - жетон коричневого цвета и орех. Учитель предлагает сравнить жетон и орех.

- Есть ли что-нибудь общее у этих предметов? Чем отл ичаются?

(Разный размер; орех съедобный, а жетон нет; оба круглые, но жетон плоский, а орех выпуклый.)

Посмотрите ,есть ли у белочки предметы,имеющие такую же форму, как орех?(Мяч, яблоко, шарик.)

Говорят, что эти предметы имеют форму шара. (Дети повторяют хором.)Есть ли шарообразные предметы в нашем классе?

8)Работа с таблицей из учебника.

- Перечислите предметы 1-й строки. Что интересного заметили?

- Что общего у предметов 2, 3 строки? Как называется форма этих предметов

- Что интересного в предметах, расположены по столбцам?

- Какой предмет расположен в1-й строке и3-м столбце?

- Задумаете предмет и расскажите его адрес.

4. Работа в прописи (М-1, часть1, стр.1)

Если позволить время, аналогичное задание можно сделать в тетради в клетку.

5. Итог урока.

- Попрощаемся сбелкой. Чеиу она нас сегодня научила?

- Вы довольны?

- Скажем ей: "Спасибо!"