Элементы интенсивного обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Перефразируя известное высказывание "О спорт, ты мир!", я утверждаю "О язык, ты мир!" Язык принадлежит каждому из нас. В нашей жизни нет почти ничего, что не касалось бы языка. Он окружает нас как море, и как воды глубокого моря он полон тайн. Язык сближает народы, служит средством межнационального и международного общения. Язык материально не существует никак. Посмотреть на него, потрогать его нельзя, и однако он все-таки есть! В каждом из нас, в наших родителях, соотечественниках, друзьях. Исчезни он - и мы: попросту перестанем понимать друг друга. Исчезнут книги и газеты, радио и телевидение, заводы, фабрики, институты и учреждения - остановится жизнь, потому что наличие языка - самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации.

На Земле огромное количество народов, более двух тысяч семисот языков. Но если .другие языки можно сравнить с морями, то английский язык - это океан, глубокий, необъятный и бесконечный. В наше время 750 миллионов людей во всем мире используют английский - и для них это - родной язык. В 16 веке, когда жил и творит великий Шекспир, английский язык не использовался нигде, кроме Великобритании. А в 21 веке он стал языком планеты, первым на самом деле глобальным языком. В мире три четверти писем, телефаксов и телепрограмм написаны на английском. Больше половины научных изданий и восемьдесят процентов информации в компьютерах мира - на английском. Английский и немецкий языки - основные языки бизнеса. На красивом, звучном, богатом лексикой английском языке написаны произведения великой литературы Шекспира, Диккенса, Голсуорси, Д.Лондона. Во времена великих географических открытий английский язык покорил весь мир. На карте мира появились названия стран, городов, рек, морей, улиц, памятников на английском языке. Путешествуют по миру со знанием английского и немецкого языков, ты везде чувствуешь себя как дома. Я люблю свой родной русский язык, великий, могучий, прекрасный, но отдаю и дань восхищения и уважения английскому, который необходимо знать каждому культурному, образованному человеку, чтобы успешно жить и работать в современном мире.

Один день из жизни учительницы иностранного языка

Моя ученица Даша недавно написала такие стихи:

У каждого из нас есть родина своя,
То место, где тебя
Впервые мир увидел,
То место, где растешь
И где семья твоя.
Откуда в мир большой
Ты расплавляешь крылья.

Утром, когда я иду по улицам родного города в школу, где преподаю немецкий и английский языки, вижу много знакомых лиц: учеников, их родителей, своих друзей, коллег. Улыбки, приветствий, пожелания здоровья. В своем городе я чувствую себя комфортно.

Мне кажется, что сейчас я уже сложившаяся личность человек со сбывшейся: мечтой. А как, когда зародилась моя мечта стать учительницей? Чуть ли не с детского сада, В школе эта мечта окрепла и развилась благодаря замечательным педагогам, у которых я училась. Многие из них были учителями с большой буквы, они открыли мне не только тайны своих предметов, но и тайны человеческой личности, красоты, любви, мудрости. Навсегда я заполнила легенду, рассказанную моим классным руководителем. Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал легкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы, как великий Учитель, сказала Инна Петровна, должны как раз и дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни. У меня появилась цель - стать таким Великим Учителем.

К профессии учителя иностранного языка я пришла также и через любовь к языку. Еще 10-15 лет на вопрос, заданный молодому российскому туристу заграницей: "Do you speak English?" - утвердительно: "Yes, I do", - мог ответить только один из ста. Сейчас - каждый десятый. Знание иностранного языка, в частности, английского, свободное владение им становится нормой и необходимостью для образованного, культурного россиянина. И в этом, я считаю, большая заслуга школьных учителей иностранных языков. Чтобы владеть немецким совершенстве, поступила в ПГЛУ на факультет немецкого и английского языков. Быстро пролетели годы учебы, и вот я работаю учителем немецкого и английского языков. Учить детей языку - мое призвание, мое предназначение. И еще я поняла, что хорошим учителем я смогу стать только тогда, когда сосредоточусь не столько на предметной, сколько на педагогической и методической стороне профессии, ибо учитель без методики подобен блистательной и информационно насыщенной книге, но написанной на незнакомом языке. Все технологии, я считаю, в педагогике субъективны. Л.В. сказал "В науке результат должен быть повторим, иначе это не наука. В искусстве результат должен быть неповторим, иначе это не искусство. А педагогика - это искусство". Каждые день на каждом уроке я овладеваю этим искусством.

Главное, по-моему, учитель на "генном" уровне должен впитывать в себя новые подходы к обучению и воспитанию детей. Итогом изменения позиции учителя XXI века должно быть осознание им того факта, что ранее считавшееся инновационным сейчас стало традиционным, "моей кровью и плотью". Английский философ Джон Максвелл утверждал: "Нет лучше метода сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах". Проектная деятельность учащихся, использование информационных технологий коммуникативная направленность уроков, развивающее обучение, создание благоприятного климата в классе - без этого я уже не представляю своей педагогической деятельности.

Мои мысли как воспитателя, которые я стараюсь воплотить в воспитательной работе с учащимися, в классном руководстве, я считаю, актуальны в плане взаимоотношений с современными школьниками. Я понимаю, что дети другие, чем двадцать лет назад. Они живут в другом мире. Сейчас идет процесс индивидуализации, менее четко выражены коллективные начала. Поэтому в каждом ученике я прежде всего вижу личность независимо от того, какие проблемы он для меня представляет. Я всегда пытаюсь понять мнения и взгляды учащихся, даже если они противоречат моей позиции. Я стараюсь создать необходимые условия в урочной и внеурочной деятельности для создания атмосферы творчества, сотрудничества, обмена мнениями, развития детской инициативы. Я доверяю своим воспитанникам, уважаю их. "Всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание", - внушаю я детям. Таковы мои принципы воспитания. С детьми нужно работать по-новому. Это факт. И в рамках этих условий очень полезно и перспективно организовывать свою работу. В общении с ребятами, в работе классного руководителя мне помогает мое хобби - занятия психологией.

Пошел десятый год моей педагогической деятельности. Успешна ли она? Да, считаю я. Все мои ученики любят предмет, успевают, качество знаний свыше 50%. Мне доверено работать в классе с углубленным изучением немецкого языка.

Современная общественно-политическая ситуация в стране, расширение внешнеполитических и внешнеэкономических контактов повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам. Одним из возможных вариантов интенсификации является возможность использования достижений интенсивных методик. С внедрением их в школьную практику преодолевается формализм в обучении, осуществляется переход от догматического к творческому построению учебного процесса. Это позволяет повысить целенаправленность обучения, усиливает мотивацию учения.

Целью моего исследования является решение проблемы повышения эффективности обучения иностранному языку за счет более активного включения в обучение элементов интенсивных методик.

Предметом моего исследования является возможность использования элементов интенсивных методик для обучения иностранному языку в средней школе.

Для достижения поставленных целей потребовалось решение ряда конкретных задач:

  • исследование психофизических предпосылок использования элементов интенсивного обучения на младшем этапе обучения в средней школе;
  • исследование дидактических возможностей и методической целесообразности использования элементов интенсивного обучения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • анализ научной литературы по методике, лингвистике, психологии;
  • изучение опыта применения элементов интенсивного обучения в средней школе;
  • анкетирование;
  • беседы;
  • проверка на практике возможности использования интенсивных методик.

Интенсивная методика в обучении иностранным языкам.

Основные направления развития интенсивных методов обучения.

Развитие интенсивных методов имеет весьма длительную историю, поскольку всегда имелась потребность в утилитарно-практическом изучении иностранного языка. Наибольшее распространение интенсивные методы в начале 20-го столетия, что объясняется политическими и социально-экономическими причинами и большой популярностью прямого метода, подготовившего благоприятную почву для интенсивного обучения иностранному языку. В последнее время в Америке и ряде других стран разрабатываются новые варианты интенсивных методов с использованием телевидения, радио, телефона с опорой на одно средство обучения, например, магнитофон. Таков, например, метод Стека, основой которого является использование технических средств, что позволяет компенсировать отсутствие языковой среды. К Стеку примыкает Малт - создатель автоматического метода, рассчитанного на интенсивную тренировку в лаборатории. Смысл метода состоит в использовании фонозаписей.

Этот метод был применен мною в 8 классе. Текст из учебника был записан мною на аудиокассету. Новая фонозапись прослушивалась 1-2 раза: сначала для ознакомления с содержанием; после контроля понимания предложения из текста я повторила их вместе с детьми вслух. Моей целью было то, чтобы учащиеся стремились к имитации малейших нюансов языка диктора и как бы входить 'в роль действующих лиц.

У этой методики положительными элементами, на мой взгляд, является:

  • использование ролевых игр;
  • укрупнение учебной единицы от слова до предложения и смыслового куска;
  • большое внимание обучению устной (диалогической) речи.
  • Но вместе с тем, в данных методах были недостатки:
  • основным видом упражнений была механическая тренировка;
  • во всех этих методах не было интереса к личности обучающегося

В последние десятилетия в интенсивных методах резко возрос интерес к личности как к объекту изучения и обучения, к ее творческим возможностям. В 70-е годы с новым суггестопедическим направлением в методике выступил врач-психотерапевт доктор медицинских наук, болгарский ученый Л.Г.Лозанов.

Г. Лозанов в своей врачебной практике наблюдал резервные возможности человека, заложенные в сознательной психической сфере. Он считает обязательными положениями в системе обучения: раскрытие резервов памяти, интеллектуальной активности, положительные эмоции, переживания, которые снимают чувство утомления.

Действительно, я считаю, радость ненапряженность является не разгружающим этапом, а постоянной сущностью обучения. На собственном опыте, я убедилась, что такие артистические средства суггестопедии (музыка, актерское мастерство, изобразительное искусство) насыщают учебный процесс. Практическим примером мне служит 2 "А" класс, где я обучаю малышей немецкому языку. Для них, например, концертный сеанс не воспринимается лишь как время отдыха и средство для внесения разнообразия - это также урок, но при участии музыки. Почти каждый урок я с малышами 2 класса исполняю песенки, которые как отвечают духу музыкального произведения, так и представляют собой вид учебного представления материала.

Я хочу отметить, что эффекты внедрения артистических средств был в следующем:

  • усвоение большого количества речевых единиц;
  • выработка способностей учащихся активно использовать языковой запас в общении, переносить усвоенные речевые единицы в другие ситуации;
  • снятие психологических борьеров (скованности, стеснения, страх)

Литература.

  1. Ярошевский М.Г. "Психология в XX столетии"
  2. Леонтьев А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность"
  3. Лозанов Л.Г. "Резервные возможности человека"