Урок-конференция "Я – потребитель!"

Разделы: Экономика


Цели урока:

1.Образовательные:

- создать условия для формирования понятия о потребителе как центральной фигуре экономики;

- углубить и расширить у обучающихся понятия: "потребности", " рациональное потребление", "потребительская культура";

2. Развивающие:

- продолжить формирование умений работы с дополнительной литературой;

- способствовать развитию исследовательского и аналитического мышления;

- способствовать развитию умений общаться в коллективе, формированию

коммуникативных навыков;

3. Воспитательные:

- способствовать формированию экологического сознания.

Ход урока

Организационный момент.

Предварительно класс был разделён на 4 творческие группы, каждая из которых изучала следующие вопросы:

1. Разнообразие человеческих потребностей. (Знатоки человеческих потребностей)

2. Рациональное потребление. (Рациональные потребители).

3. Права потребителя и их защита. (Общество по защите прав потребителя).

4. Реклама как один из источников информации для потребителя. (Рекламное агентство)

Вступительное слово учителя о потребителе как центральной фигуре экономики, о том, насколько важно для любого человека, чем бы он ни занимался в жизни, владеть основами потребительской культуры.

Выступление творческой группы, изучавшей разнообразие человеческих потребностей и их классификацию. После краткой характеристики понятия "потребность" и классификации потребностей представляются результаты исследования потребностей обучающихся данного класса. Обучающимся было предложено расположить данные варианты потребностей в порядке значимости, затем на основании этих данных была составлена таблица 1.

Анкета для обучающихся:

"Я хочу:"

1. Чтобы меня уважали, ценили.

2. Построить хороший дом, купить машину.

3. Иметь своё дело, заняться бизнесом.

4.Стать руководителем, менеджером.

5. Хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью.

6. Воспитать хороших детей.

7. Иметь хорошее образование и постоянно повышать свой профессиональный уровень.

8. Сделать успешную карьеру, быть хорошим специалистом.

9. Иметь хорошие отношения с коллегами, соседями, друзьями.

10. Быть культурным человеком: ходить в театр, музеи, быть начитанным.

Таблица 1. Основные потребности обучающихся 10 "А " класса

Потребности 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место 6 место
в самовыражении 6 6 4 3 2 1
познавательные 9 7 1 1 2 2
духовные 0 2 1 2 3 2
социальные 4 2 8 6 1 1
материальные 8 10 1 1 1 1
потребность в

признании

8 1 4 0 3 3

Делается вывод, какие потребности наиболее ярко выражены в классе, (познавательные, материальные, в самовыражении), какие потребности выражены слабо, называются предполагаемые причины.

Вопросы для обсуждения:

  1. Согласны ли вы со словами Л.Н. Толстого: "Избыток удобства жизни уничтожает всё счастье удовлетворения потребностей" или в наше время это неактуально?
  2. Почему в семьях обеспеченных родителей часто вырастают дети, не желающие ни учиться, ни работать?

В качестве обобщения учитель говорит о том, что даже в самые тяжёлые времена люди сохраняли самое дорогое: книги, картины, всё, что является частью общечеловеческой культуры. Частью этой культуры является и потребительская культура. Потребности заставляют человечество двигаться вперёд, а не стоять на месте, и все мы, удовлетворяя их, становимся потребителями, у которых есть и права и обязанности.

Обучающимся предлагается прочитать выдержку из Программы комплексного социально-экономического развития Тюкалинского района Омской области на 2006-2010 гг.

Отходы производства и потребления

:Объём образования отходов потребления с 2002 по 2005 годы возрос на 12%. Рост образования отходов потребления связан с резким увеличением услуг в сфере потребительского рынка района, с изменением количества и структуры упаковочной тары товаров массового спроса.

Быстрый рост объёмов отходов потребления приводит к образованию несанкционированных свалок на территории района и, следовательно, к снижению качества окружающей среды.

Отходы производства и потребления накапливаются на свалках, в районе под них определено 130,5 га (70 свалок), где складировано 107 тыс. тонн твёрдых отходов.

Исходя из анализа и прогноза состояния загрязнения окружающей среды на территории Тюкалинского района, можно сделать следующие выводы: рост количественных показателей всех видов загрязняющих веществ связан с объективными факторами - ростом экономики на территории района в сфере производства и потребления.

Вопросы классу:

  1. Какими причинами объясняется ухудшение экологической ситуации в нашем районе? (Рост экономики и потребления)
  2. Какую причину вы ещё могли бы добавить? (Низкий уровень культуры потребления).
  3. Предложите пути решения этой проблемы .

Далее предоставляется слово творческой группе, работавшей над проблемой "Рациональное потребление". Эта группа изучила расходы учеников своего класса за месяц, рассчитала долю расходов (в %) от семейных доходов, которая варьирует от 38 до 1.2 %, также было рассчитано соотношение статей расходов в целом для класса. На основе этих данных была построена диаграммы (рисунок 1, рисунок 2).

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто был более рациональным потребителем с точки зрения экономической теории, те, кто потратил больше на обучение или на посещение дискотек? (представитель группы, выслушав ответы, уточняет понятие "рациональное потребление", добавляя, что главным ограничителем для потребителя является его доход)
  2. Кто мог бы сократить свои расходы? Каким образом?

Далее выступает творческая группа, изучавшая права потребителя. Ребята делятся впечатлениями о том, как они проверяли владение своими правами потребителя (правом на информацию).

Оля К. Я посетила магазины "Универмаг" и "Сибвест", чтобы получить информацию о сотовых телефонах. При выборе телефона меня интересовало следующее: наличие фото- и видеокамеры, FM-радио, МРЗ-плеера, наличие возможности отправлять ММS. В этих магазинах я получила полную информацию по интересующим меня вопросам.

Творческая группа предлагает 6 проблемных ситуаций (по 2 для каждой группы), на примере которых рассматриваются нарушение прав потребителя и их защита.

Пример проблемной ситуации: Костя приобрёл билет на самолёт Москва-Иркутск, но когда он приехал в аэропорт, оказалось, что его рейс откладывается из-за нелётной погоды (по метеоусловиям в Иркутске). Одновременно по причине отсутствия топлива был отложен и рейс Москва-Калининград, которым должен был лететь Леонид. В результате переноса времени рейсов, Костя и Леонид вынуждены были несколько часов провести в аэропорту, испытывая при этом физические и моральные неудобства. Они обратились в суд с иском о возмещении морального вреда. Иск одного из них суд удовлетворил, в иске другого было отказано. Кому суд отказал в иске и почему?

Примеры проблемных ситуаций взяты из методического пособия В.Д.Симоненко и Т.А. Степченко "Основы потребительской культуры".

В заключение выступает "Рекламное агентство", которое рассказывает об основных видах недопустимой рекламы, указанных в Законе "О рекламе": недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и скрытой.

Вопрос для обсуждения: Приведите примеры недобросовестной рекламы.

Итог урока.

Домашнее задание: Проверить в действии владение своими правами потребителя.

Памятка

по выполнению домашнего задания

(проверить право потребителя на информацию)

1. Выбрать 2-3 магазина и товар, информацию о котором вы хотели бы получить.

2. Заранее продумать вопросы, которые вы будете задавать продавцу.

3. Сделать вывод о том, насколько полную информацию вы получили.

4. Составить отчёт или о проделанной работе.

 

Литература.

З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова. Личностное портфолио старшеклассника. М., 2007.

В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко. Основы потребительской культуры. Практикум. М., 2004.