Однородные члены предложения (8-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  • обобщение знаний по теме “Однородные члены предложения”;
  • закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
  • развитие умения составлять предложения по схемам;
  • воспитание интереса к книге, чтению.

Ход урока

I Организационный момент (объявление темы и целей урока).

II Орфографическая разминка.

Работа с пословицами (запись на доске).

Конь вырвется-догонишь, а слова сказанного не воротишь.

Пуганая ворона куста боится.

Что с детства приобретено, на то и в старости обопрёшься.

Задания:

  • объяснить подчёркнутые орфограммы;
  • сформулировать правило, опираясь на записанные предложения;
  • объяснить смысл пословиц;
  • объяснить все орфограммы, которые встретились в пословицах.

III Работа по теме урока.

1. Осложнённое списывание.

Мне было охота почитать про всё и про травы и про моря и про солнце и про великих людей... (К. Паустовский.)

Списать, расставить знаки препинания, графически их объяснить. Составить схему предложения.

Какие вопросы изученной нами темы иллюстрирует данное предложение? (Один ученик задаёт вопрос, другой-отвечает.)

Примерные вопросы:

  • Какие члены предложения называются однородными?
  • Как расставляются знаки препинания в предложениях с однородными членами?
  • А если при однородных членах есть обобщающее слово? И т. д.

2. Только ли перед однородными членами могут находиться обобщающие слова? Запишите схемы таких предложений.

3. Работа со схемами (дифференцированные задания).

а) Составьте и запишите предложения по данным схемам.

б) Запишите предложенные предложения, подберите к ним схемы.

в) Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подберите к ним схемы.

Предложения для второй и третьей групп:

В Спасском-Лутовинове всегда было много гостей: Лев Толстой и актриса Савина, Фет и Некрасов.

Зелень, вода в прудах, птичий гомон, деревенские песни, охота-это и был мир, родивший Тургенева.

4. Синтаксический разбор предложения.

а) Составьте предложение, выполнив следующие действия:

- возьмите подлежащее предложения Хорошая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь. (Книга)

- из предложения Добрая книга добру учит возьмите определение, поставьте его в форму мужского рода, единственного числа, именительного падежа. (Добрый)

- из предложения За вину умный винит себя выпишите подлежащее, выраженное прилагательным. (Умный)

- добавьте прилагательное честный.

- из предложения Старый друг лучше новых двух выпишите подлежащее. (Друг)

б) Сделайте синтаксический разбор полученного предложения (Книга-добрый, умный и честный друг), составьте его схему.

в) Согласны ли вы с этим утверждением? Составьте небольшое рассуждение (работа в тетрадях).

IV. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту по теме “Однородные члены предложения”, выполнив тестовые задания.

Вариант 1.

Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении:

Всё в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) всё напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину.

  1. 1- тире, 2- двоеточие
  2. 1- тире, 2- тире
  3. 1- двоеточие, 2- запятая
  4. 1- двоеточие, 2- тире

Укажите предложение с однородными членами.

  1. Ты сер, а я, приятель, сед.
  2. На одном месте и камень мохом обрастает.
  3. Не делайте упражнение, не вспомнив правило.
  4. Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.

Какие однородные члены и какие союзы используются в предложении:

Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками.

  1. однородные сказуемые; противительный союз
  2. однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы
  3. однородные сказуемые и дополнения; противительный союз
  4. однородные сказуемые и дополнения; соединительный и противительный союзы

Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

  1. А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.
  2. Синицы, скворцы, живущие в наших лесах — истребители вредных насекомых.
  3. И дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребёнком кажутся синими.
  4. Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин, и берёз.

Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не проставлены).

  1. Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
  2. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.
  3. Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.
  4. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.

Укажите предложение, в котором перед союзом да (да и) нужна запятая.

  1. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
  2. Тишина нарушалась только однообразным всплеском волн да жужжанием насекомых.
  3. Ум имей хоть маленький да свой.
  4. Богатырским сном угостил их Калина да ещё каких-то особо звонких птиц припас на пробуждение.

Какая пунктуационная ошибка допущена в одном из предложений:

  1. Гость и недолго гостит да много видит.
  2. В тайге растут как хвойные, так и лиственные деревья.
  3. Небо было всё время облачно, и нельзя было видеть ни восхода, ни заката.

а) недостаёт запятой перед ДА в предложении 1.

б) недостаёт запятой перед КАК в предложении 2.

в) недостаёт запятой после слова “видеть” в предложении 3.

г) поставлена лишняя запятая перед И в предложении 3.

Вариант 2.

1. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении:

Во всех языках мира (1) арабском, китайском, эскимосском и прочих (2) есть глаголы и существительные.

  1. 1- двоеточие, 2- тире
  2. 1- двоеточие, 2- запятая
  3. 1- тире, 2- запятая
  4. 1- запятая

Укажите предложение с однородными членами.

  1. Согласному стаду и волк не нужен.
  2. Саша неплохо закончил школу, но вступительный экзамен в институте не сдал.
  3. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
  4. Море колыхалось целой массой, как густой расплавленный металл.

Какие однородные члены и какие союзы используются в предложении:

Инспектор мог посетить ученическую квартиру в любое время суток, а потом отчитывал нас то за грязь в комнате, то за неправильно сложенную одежду.

  1. однородные сказуемые, обстоятельства и дополнения; противительный и разделительный союзы
  2. однородные сказуемые и дополнения; соединительные союзы
  3. однородные сказуемые и дополнения; противительный и соединительный союзы
  4. однородные сказуемые и дополнения; противительный и разделительный союзы

Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

  1. Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.
  2. На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.
  3. Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.
  4. Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин и берёз.

Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не проставлены).

  1. Снова потянулись длинные однообразные дни.
  2. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.
  3. Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.
  4. Шёл тяжёлый затяжной дождь.

Укажите предложение, в котором перед союзом да (да и) не нужна запятая (знаки препинания не проставлены).

  1. Только в нескольких местах он ошибся да и то незначительно.
  2. И под звёздами балканскими вспоминаем неспроста ярославские да брянские места.
  3. Ум имей хоть маленький да свой.
  4. Перегребали потом снег-то да ничего не нашли.

Какая пунктуационная ошибка допущена в одном из предложений:

  1. Алмаз мы ценим как за красоту, так и за исключительную твёрдость.
  2. В русской песне глубокая грусть и неистовое веселье, хватающие за сердце стоны, и бесшабашная удаль, суровость и нежность.
  3. Своих детей у Степана не было, и он решил усыновить осиротевших близнецов.

а) недостаёт запятой перед КАК в предложении 1.

б) недостаёт запятой после слова “ грусть” в предложении 2.

в) поставлена лишняя запятая после слова “стоны” в предложении 2.

г) поставлена лишняя запятая перед И в предложении 3.