Художественно-творческая деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Задачи:
  • Образовательные: научить новому виду аппликации; закрепить знания, полученные в ходе наблюдения; закрепить цвета (жёлтый, зеленый, черный), форму (круг, треугольник), размер (большой – маленький и высокий – низкий); рассказать о пользе подсолнечника и почему он так называется.
  • Развивающие мелкую моторику рук, глазомер.
  • Воспитывающие художественный вкус, чувство прекрасного, умение замечать красоту окружающего мира.

Предварительная работа к занятию: наблюдение “Подсолнечник”; незаконченная композиция (на ватмане забор и стебли, на стебле карандашом нарисован круг, по краям которого надо клеить лепестки).

Наглядный материал: репродукция картины Ван Гога “Подсолнухи”, масло подсолнечное нерафинированное, семечки, халва.

Раздаточный материал: бумага жёлтая, клей, кисти клеевые, желтый круг для солнышка, 4 черных круга для донца подсолнухов.

Ход занятия

1. Летом в огороде при любой погоде солнышко сияло,
    У плетня стояло. Солнышко погасло – получилось масло.

    Посадили зернышко – вырастили солнышко.
    Это солнышко сорвем – много зерен соберем.
    Их пожарим, погрызем, а приедут гости – им дадим по горсти.

2. Что мы с вами видели на прогулке? (Подсолнух) Мы смотрели на подсолнухи издалека, а теперь давайте рассмотрим вблизи. (Внос срезанного растения)

Подсолнечник – высокое однолетнее растение с толстым стеблем. Листья похожи на сердечки. Какого они цвета? Огромные сложноцветные цветы. В середине цветы мелкие, собранные в круглую корзинку. По краям растут, похожие на лепестки цветы. Какого цвета? Большие, яркие цветы привлекают множество насекомых. Муравьи собирают сладкую пыльцу. Почему называется “пыльца”? (Похожа на пыль) Попробуйте пыльцу на вкус. Какая она? (Сладкая) Пчелы прилетают за нектаром и делают мёд. Подсолнух – хороший медонос. Как можно назвать мёд, собранный с подсолнечника? (Подсолнечный) Когда мелкие цветочки в корзинке отцветают, начинают созревать черные семечки – любимое лакомство взрослых и детей. Сначала выращивался как декоративное растение, потом научились добывать из него масло, которое так и называется – подсолнечное. Еще из семечек подсолнуха делают халву и козинаки. (Желательно дать детям рассмотреть, понюхать и попробовать на вкус изделия из подсолнуха)

Подсолнечник или подсолнух так называется, потому что он весь день поворачивает свою головку вслед за солнцем. Подсолнух значит “под солнцем”.Утром он смотрит на восток, где солнце встает, а вечером на запад, где солнце садится. Да и сам цветок подсолнуха похож на солнышко.

3. В плоское круглое донце вплели лепестки от солнца,
Черные бусины-семечки в ряд – любимое лакомство птиц и ребят!

4. Физкультминутка

Растёт высокий цветок в огороде. (Дети высоко поднимают руки, соединяя их ладонями друг к другу, разводят пальцы и слегка округляют их)
Солнце освещает его лепестки. (Разводят пальцы)
Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично соединяют и разъединяют пальцы)
Дружно дают под землей корешки. (Руки опускают вниз, ладони тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят)

5. Посмотрите, за изгородью у нас выросли подсолнухи. Но подул сильный ветер и сорвал все цветы. Давайте поставим их на место, а когда эти подсолнухи созреют, они отблагодарят нас семечками. Вот донце подсолнуха. Какого оно цвета? (Черного) Почему? (Семечки почти созрели) Какой формы? (Круг) А лепестки мы нарвем из бумаги какого цвета? (Желтого) Когда нарвем, намажем лепесток клеем с белой стороны, но не весь. Приклеим к нарисованному кругу, не выходя за него. Сверху приклеим черное донце. Края лепестков воспитатель ножницами загибает, чтобы цветы выглядели натуральнее. Осталось приклеить солнышко, и композиция готова. Сколько получилось у нас цветов? Покажите высокий и низкий.

Лепка
Гусеница

Задачи:

  • Образовательные: закрепить лепку маленьких шариков двумя пальцами; научить последовательно соединять шарики, чередуя их по цвету (сериация); повторить всё, что знают о подсолнухе и цикле развития бабочки.
  • Развивающие мелкую моторику рук, память, воображение, актёрские способности.
  • Воспитывающие желание видеть красоту окружающего мира, восхищаться ею и создавать красоту своими руками.

Н.М.: карточки с циклом развития бабочки, живая гусеница, подсолнух и семечки.

Р.М.: пластилин, стека, салфетка для лепки.

Ход Х.Т.Д.

1. Загадка

Посадили зернышко – вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем – много зерен соберем.
Их пожарим, погрызем, а приедут гости – им дадим по горсти

2. Внесение настоящего подсолнуха. Давайте рассмотрим, какой он. Кто покажет лепестки? Какого они цвета? Покажите стебель, листья. Какие они? Где у подсолнуха семена? Какого они цвета? (Дегустация семечек). Что делают из семечек подсолнуха? (Подсолнечное масло и халву). Прочему он называется “Подсолнух”? (Потому что поворачивает головку вслед за солнцем и сам похож на солнышко). Если провести пальчиком по середине цветка, на пальце останется пыльца. (Пробуют). Почему называется “пыльца”? (Похожа на пыль). Педагог незаметно сажает гусеницу на цветок. Пыльца сладкая, ею любят лакомиться насекомые, а пчелы прилетают, чтобы собрать нектар и сделать подсолнечный мёд. (Повернуть к детям подсолнух). А кто это? (Гусеница).

3. Гусеница приползла, чтобы полакомиться сладкой пыльцой подсолнуха. Давайте рассмотрим её. Какого она цвета? (Желтая с черной полосой). Наверно, это потому что она наелась желтой пыльцы. Где глаза? Какие они? (Маленькие, черные).

Отгадайте еще одну загадку:

Я вчера заметил в парке на сосне рисунок яркий.
Разглядеть его хотел… Вдруг сложились половинки
Этой радужной картинки, и рисунок улетел. (Г. Сапгир)

4. Показ карточек с циклом развития бабочки. Гусеница- родственница бабочки. Бабочка откладывает яйца в землю или растения, из них появляются прожорливые гусеницы. Потом они сбрасывают кожу, окукливаются, а из куколки появляется красавица бабочка.

5. Физкультминутка игра подвижная “Стадии развития бабочки”.

Цель: вспомнить и показать выразительными движениями все стадии развития бабочки, действуя сначала по сигналу воспитателя, потом самостоятельно.

Ход игры: По сигналу “бабочка” дети “порхают” по группе. “Яйца” – садятся, сжимаясь в комок. “Гусеница” – ползут, “бабочка” – снова “порхают”, взмахивая руками-крыльями. Потом дети сами называют и показывают все стадии развития бабочки.

6. А сейчас мы для нашей гусеницы сделаем подружек, чтобы ей не скучно было. Для этого надо взять кусочки пластилина двух цветов, например, желтый и зеленый. А вы можете брать любой, какой нравится. Скатаем пальчиками небольшие шарики. Покажите, как. (Показ в воздухе). Эти шарики мы соединяем последовательно желтый-зеленый-желтый…Какой должен быть следующий? (Зеленый). Из черного делаем глазки, вот и получилась у нас гусеница.

7. Самостоятельная работа детей с помощью педагога.

8. Составление всех гусениц на одном цветке. Вот какие у нас гусеницы получились! Потом они сбросят кожу и станут…(Куколками), куколки превратятся в …(Бабочек), а бабочки отложат яйца, из которых снова появятся…(Гусеницы).

Игра дидактическая “Найди свою работу”

9. Повторение игры подвижной. “Стадии развития бабочки”

10. Игра настольно-печатная “Истории в картинках” гусеница.

11. Вынос гусеницы на травку и прощание с ней.

Аппликация коллективная
“Тучи”

Цель: провести предварительную работу к Х.Т.Д. “Зонтики”, научить различать оттенки тёмно-синий, синий, голубой.

Предварительная работа к Х.Т.Д.: наблюдения “Облака”, “Тучи”, “ Лужи”, “Дождь”.

Р.М.: силуэты туч и луж разного оттенка, клей, кисть, салфетка, стаканчик для клея, ватман.

Ход Х.Т.Д.

1. По небесам оравою бегут мешки дырявые, и, бывает, иногда из мешков бежит вода.

2. Какая погода сегодня на улице? (Пасмурная, солнца нет, оно спряталось за тучи, небо нахмурилось). Тучи – тёмно – серые облака. Большое скопление испарений с земли и воды в атмосфере, проливающееся дождем. Туча – это масса воздуха, наполненная водяными каплями и кристалликами льда. Внутри движутся мощные потоки воздуха, переносящие кристаллики льда, поэтому тучи “клубятся”. Обычно бывают темного цвета, клубятся и нависают низко над землей. Облака – это тоже скопление пара, но они бывают белыми и медленно плывут высоко в небе. Дождь идет только из туч. Облака бывают на небе почти каждый день, а тучи?

3. Физкультминутка “Тучи”

Беленькое облако
Поднялось над крышей
Устремилось облако выше, выше, выше.
Ветер это облако
Зацепил за кручу
Превратилось облако в дождевую тучу.
(Округлить руки перед собой, пальцы в замок)
(Не расцепляя, поднять над головой)
(Потянуться вверх)
(Плавное покачивание)
(В замок над головой)
(Руками большой круг)

4. Показ способа составления тучи из деталей разного оттенка от темного к более светлому.

5. Самостоятельная работа детей с помощью воспитателя. Наклеивание туч и луж.

Туча солнышко закрыла и включила в небе душ,
Грядкам влагу подарила и ребятам двести луж.
Игра подвижная “Солнышко и дождик”

Оборудование: металлофон, зонт.

Ход игры: По считалке выбирается ребенок, который будет играть на металлофоне.

Тучи-тучи-тучи-тучи, чёрный конь большой, могучий.
Через тучи скачет он, кто не видел – выйди вон!

Пока “Светит солнышко”, дети бегают и прыгают. Воспитатель говорит: “Подул ветер, небо затянули тучи. Прячьтесь быстрее!” Под звук металлофона, имитирующий дождь, дети прячутся под зонтом. “Кончился дождь. Можно идти гулять!” Дети разбегаются.

Опыт. Налить в ведро горячей воды. Понаблюдать, как образуется пар. Наполнить пластиковую бутылку горячей водой. Через несколько минут вылить 2/3 воды и положить на горлышко кубик льда. Начнут образовываться облака. Когда пар остынет, он соберется капельками на горлышке, а потом капельки упадут вниз. Так и вода испаряется с поверхности земли под жаркими лучами солнца, устремляется вверх в виде пара, который скапливается в небе тучами. А тучи проливаются на землю дождем.

Аппликация коллективная
“Зонтики”

Задачи:

  • Образовательная: научить составлять красивые узоры из готовых форм.
  • Развивающая художественный вкус.
  • Воспитательная: вызвать сочувствие, желание помочь малышам-медвежатам, порадовать их красивыми зонтиками.

Предварительная работа к Х.Т.Д.: коллективная аппликация “Тучи”, наблюдения “Облака”, “Тучи”, “Дождь”, “Лужи”.

Раздаточный материал: заготовки – полукруги для зонтиков, готовые формы для украшения зонтов, клей, кисть, салфетки, фломастеры синий и черный, члены семьи белых медведей (вырезанные из обложек для белого картона).

Наглядный материал: разные зонты.

Ход Х.Т.Д.

1. Далеко-далеко на севере жила – была семья белых медведей. Папа – …(медведь), мама – …(медведица), их дети – …(медвежата). (Дети разбирают персонажей, кто какого хочет). Как называют белого медвежонка? (Умка). Умницы! Все они были какого цвета? (Белого). Жили они на севере, где кроме снега ничего больше не видели. Захотелось им на другие страны посмотреть, себя показать. Поехали они в отпуск. Вот однажды вывел папа-медведь своих детей…(медвежат) на улицу погулять. Смотрит, а все небо затянули темные тучи, вот-вот начнется сильный дождь. Как называется сильный дождь? (Ливень).

Кап-кап-кап-кап-кап-кап тучки собираются,
Кап-кап-кап-кап-кап-кап дождик начинается.
        (Встряхивают кистями рук с султанчиками, кружатся)

Ручейки по земле быстро побежали.
        (Бегут по кругу)
Вот на землю капельки, капельки упали.
        (Присаживаются)
Кап-кап-кап-кап-кап-кап дождик продолжается,
И никак, и никак дождик не кончается.
        (Бегают по всему залу)
Капельки устали, долго танцевали.
        (Присаживаются).

Что делать? Чем от дождя защищаться?

2. Погода начала сердиться, весь день льет дождик за окном.
    И, чтобы мне не промочиться, гулять я буду под …(зонтом)

3. Физкультминутка

Шлеп, шлеп, шлеп – иду по лужам.
Хлюп, хлюп, хлюп – вода в ботинках.
Кап, кап, кап – мне зонтик нужен.
Ой, ой, ой – вода по спинке.
(Постукивание по ногам)
(Притоптывание ногами)
(“Крыша” над головой)
(Похлопывание скрещенными руками по спине)

4. А вот и мама -…(медведица) спешит на улицу, несет всем зонтики. Но посмотрите, какие-то они все некрасивые, одноцветные. Давайте их украсим.

Зонты бывают самые разные: и такие, и такие. (Демонстрация реальных зонтиков и способов украшения аппликацией). Теперь вы сами выберете цвет какой нравится и украшение для зонта. Приклеите своего медвежонка и дадите ему зонтик. Чего-то еще не хватает. (Ручки). За что медвежонок будет держать зонтик? Ведь без ручки зонтик улетит в небо, а медвежонок без зонта совсем промокнет под дождем! Надо нарисовать зонтам ручку и дать в лапу медведю. Самостоятельная работа детей. Обрадовались медвежата, что у них такие красивые зонтики, начали веселиться, прыгать, а тут и дождь кончился. Выглянуло солнышко и всем улыбнулось. (Ребенок приклеивает Солнце, выглядывающее из-за туч).

Игра подвижная “Солнце и дождик”
Игра дидактическая “Найди свою работу”

img3.gif (32913 bytes)

Рябина и шиповник.
Рисование коллективное пальчиком

Задачи:

  • Образовательные: найти схожесть и отличие рябины и шиповника; закрепить понятия “дерево” и “куст”, научить рисовать ягоды рябины в кисти (близко друг от друга), а ягоды шиповника по одной на конце каждой веточки; научить дополнять фломастером мелкие детали (на рябине “звездочки”, на шиповнике – палочки); повторить приметы осени.
  • Развивающие наблюдательность, умение замечать мелкие детали, координацию в системе “глаз-рука”.
  • Воспитывающие чувство восхищения красотой природы.

Предварительная работа к занятию: наблюдения “Рябина”, “Шиповник”.

М.: ватман с нарисованным силуэтом дерева и куста, краски “осенних” тонов, кисти, салфетки.

Н.М.: ветки рябины и шиповника с ягодами и листьями, варенье из рябины.

Ход занятия

1. Куда мы с вами вчера ходили, что видели? (Дерево рябину и куст шиповника). Что выше: дерево или куст? Чем еще отличается? (У дерева один ствол, у куста – много). Какого цвета стали листья у рябины и шиповника? Почему? (Потому что осень наступила). Как растут ягоды шиповника? (По одной на конце ветки). А у рябины ягоды собраны в … (кисть, их много). Почему рябина так называется? (От неё в глазах рябит). А шиповник почему так назван? (Шипы есть, он колючий).

2. О каких ягодах эти загадки?

Ягоды не сладость, зато глазу – радость.
И лесам украшенье, и птицам угощенье. (Рябина)

Есть и украшенье, есть и устрашенье;
Гляди да любуйся, а руками не суйся. (Шиповник)

Из лесочка деревцо пришло к дому, под крыльцо
С доброй славой, с головой кудрявой,

С красными кистями, с пернатыми гостями. (Рябина)

3. Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются ягоды рябины и шиповника.
    Схожесть: красные, круглые, съедобные, полезные, лечебные, есть косточки.

Отличия: Ягоды рябины растут помногу в кисти, а ягоды шиповника поодиночке; у рябины на ягодке черная звездочка, у шиповника – палочки.

4. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!
(Движения рук к лицу)
(Наклоны из стороны в сторону)
(Приседание)
(Встать, потянуться вверх)

5. С рябиной красной вазу поставили на стол. Её заметил сразу,
    Лишь в комнату вошел. Есть рябину я не стану,
    Лучше краски я достану, нарисую ягодки –
    Влажные и яркие, в каплях бусинках росы удивительной красы

6. Показ приемов рисования. Обмакнуть пальчик в красную краску. Шиповник рисуем по одной ягодке на конце каждой веточке у куста. Где куст? (Показ детьми). Почему вы так думаете? (Дерево высокое, куст – низкий; у дерева 1 ствол, у куста – много). У рябины много ягодок в кисти. Где будем рисовать ягоды рябины? (На дереве). Какого цвета листья у рябины сейчас? (Желтые, красные, зеленые, оранжевые) Чтобы нарисовать листик нужно провести пальчиком от ветки линию.

7. Самостоятельная работа детей с помощью воспитателя. Рисуя, приговаривают скороговорку: гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.

8. Любование законченной работой после дорисовки ягодам деталей (шиповнику – “усики”, рябине – “крестики” в том месте, где был цветок), улетающих на юг птиц и “посадки” грибов.

9. Осенью деревья стынут в холоде невесело,
    Лишь рябина кисти красные, словно хвастаясь, развесила.
    И стоит, такая яркая, среди хмурости осенней,
    Предлагая людям ягоды для еды и для варенья.

Дегустация варенья из рябины. Что еще можно приготовить из ягод шиповника и рябины? (Компот, джем, с рябиной можно испечь пирожки)