Уроки нравственности

Разделы: Литература


Современные ученики мало читают, много времени проводят за компьютером, в меньшей степени слушают и слышат взрослых. И многие проблемы культуры, общества им не кажутся важными. В их представлении “та” культура не имеет отношения к жизни современного подростка. И возникает проблема: наши ученики несерьезно, цинично относятся к нравственным проблемам общества. Вещи, которые раньше были незыблемыми, очевидными, теперь требуют доказательства. Идейная пустота современного общества породила скептицизм, недоверие к высоким нравственным идеалам и ценностям.

Нравственные вопросы в школе обсуждаются прежде всего на уроках литературы и обществознания. Основой этих уроков является материал, дающий возможность учителю и ученику обсуждать проблемы нравственного, личностного и культурного характера. Именно поэтому возникла идея интеграции литературы и обществознания в факультатив “Уроки нравственности” (с 5 по 11 класс).

Цель: повысить уровень воспитанности, нравственного, личностного развития, уровень правовой культуры.

Задачи:

  • Сформировать умение рассуждать, анализировать художественный текст.
  • Выявить и найти межпредметные связи литература-право, литература-культура, литература-история.
  • Расширить кругозор учащихся через изучение внепрограммных произведений.
  • Показать на примере литературных героев, ситуаций, произведений необходимость соблюдения прав человека, самовоспитания, саморазвития.
  • Вовлечь учащихся в процесс восприятия нравственно-правовых норм.
  • Развивать у учащихся “командный дух” и чувство локтя, вдохновлять учеников на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.

Для достижения цели предполагается использовать разные виды искусства (кино, театр, живопись), применять интерактивные методики.

В публикации предлагается материал для 5-го класса. Основные нравственные проблемы, рассматриваемые на уроках, – Зависть, Правда, Хитрость, Любовь.

Урок 1. “Бинго”

1. Предпосылки

Учащиеся до изучения новой темы должны быть знакомы со сказками.

2. Учебные цели

1. Учащиеся должны объяснить свою точку зрения

3. Планирование занятия

Меры Средства Социальная форма Время
1. Введение
Инструкция к заданию
  класс 5 мин.
2. Информационная фаза
Заполнить матрицу-таблицу
Рабочий лист (таблица № 1) класс 15 мин.
3. Задания
Вопросы для беседы
  класс 20 мин.

4. Комментарии по планированию занятия

Введение.

Чтобы учащиеся были готовы к урокам восприятия материала, предлагается вводный урок.

Информационная фаза

На важные вопросы нашей жизни ученики должны ответить, используя лист с вопросами. Ответы нужно получить от одноклассников, можно и у учителя спросить, при условии, что один ученик не может ответить дважды, разрешаются свободные перемещения по классу.

Таблица 1. Нравственные вопросы нашей жизни

Кто из героев сказок тебе интересен? Что лучше: горькая правда или сладкая ложь? Быть хитрым - это плохо или хорошо? Какое качество ты считаешь самым отрицательным? За что любят нас?
Кого из литературных героев ты считаешь отвергнутым? Какое качество характера ты считаешь положительным? Надо ли делиться? В чем заключается благотворительность? Нужно ли Золушке ждать своего принца?
Всегда ли надо держать слово? Тайное всегда становится явным? За что любим мы? Всем ли можно верить? Любой подарок – радость?

Ответ одноклассник должен написать под вопросом и написать свое имя. Тот ученик, который первым соберет ответы на все вопросы, должен громко произнести слово “Бинго”. Это является командой: выполнение задания прекращается.

Заключение

Беседа с классом:

  1. Были ли вопросы, которые показались важными, интересными, на которые вам в жизни приходилось отвечать?
  2. Были ли ответы, вызывающие недоумение, ответы, с которыми вы не согласны?
  3. Нам надо разбираться в том, что есть жалость, хитрость, правда?
  4. Как вы выстраиваете свои отношения с окружающими людьми?
  5. Всегда ли вам удается общаться так, как вы хотите, и со всеми ли людьми?

По разделу “Правда” выстроена следующая система уроков

  1. Итальянская сказка “Массаро Правда”
  2. Драгунский В. Ю.“Пожар во флигеле или…”
  3. Распе Р.Э. “Мюнгхаузен”
  4. Носов Н. Н. “Огурцы”
  5. Экхольм Я. “Тутта Карлссон, первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие”
  6. Андерсен Г.Х. “Голый король”
  7. Драгунский В. Ю. “Тайное всегда становится явным”.

Урок “Массаро Правда”

1. Предпосылки

Ученики до изучения темы должны знать понятие правда, ложь.

2. Учебные цели

Уметь анализировать произведение
Уметь сравнивать и делать выводы

3. Планирование занятия

Меры Средства Социальная форма Время
1. Введение
Начало сказки
Текст сказки класс 10 мин.
2. Информационная фаза
Понятие социальная структура, социальная пирамида
Рисунок 1
Рисунок 2
класс 15 мин.
3. Задания

Сравнить пирамиды

Рисунок1
Рисунок 2
класс 15мин.

4. Комментарии по планированию занятия

Введение

Учитель читает сказку не до конца (до момента, когда Массаро Правда думает, что сказать королю). Затем задает вопрос: Что Массаро Правда скажет королю?
Ученики предлагают свои варианты (придумает что-то, правду). Потом учитель дочитывает сказку до конца.

Информационная фаза

В обществе люди расположены в социальной иерархии по степени дохода, власти, образованию, престижу. Наверху пирамиды находится король, ниже – министры, еще ниже – крестьяне.

Рисунок 1

 Ученики должны расположить героев сказки по степени нравственности, доброты. Кто на вершине пирамиды? Кто на последнем месте? Почему?

Рисунок 2

Задания
Сравнить две пирамиды и сделать вывод (нравственные принципы не зависят от социального положения).

Домашнее задание: проанализировать ситуацию, когда сами обманули или были обманутыми и записать в тетрадь свои ощущения, чувства, переживания.