Использование информационных технологий на уроках французского языка

Разделы: Иностранные языки


В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых инновационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают мне реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности.

По моему мнению, одной из самых успешных технологий, которая позволяет развивать реальную самостоятельность учащихся, формировать навыки учебной компетенции, обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, является индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО).

Целью данной статьи является привлечение внимания учителей иностранного языка к использованию на своих уроках технологии ИОСО.

По технологии ИОСО я работаю несколько лет, своим опытом делилась с учителями школы, города. Предлагаю вниманию коллег фрагменты из опыта организации работы по технологии ИОСО на уроках иностранного языка.

“Иностранному языку нельзя научить. Ему можно только научиться!” Так гласит один из девизов личностно-ориентированного подхода, который реализуется в практике преподавания иностранного языка. Основным положением этого подхода является направленность на развитие личности обучаемого в учебной деятельности, повышение роли самостоятельной работы.

При использовании ИОСО ученик поставлен в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом. Учитель управляет учебной деятельностью учащихся, постоянно поощряет и мотивирует их самостоятельную работу.

Реализация технологии ИОСО предусматривает деление учебного материала на два блока:

  • лекционный (первичное ознакомление с новым материалом),
  • блок самостоятельной работы.

В основу данного деления положена трехуровневая психологическая закономерность организации обучения. На первом уровне обеспечивается понимание, на втором - усвоение, а на третьем – применение.

Блок самостоятельной работы предполагает усвоение и применение учащимися собственного опыта приобретенных знаний и умений. Учащиеся сдают пройденные учебные темы учителю, выполняют самостоятельные, контрольные работы, получают индивидуальные консультации, как у учителя, так и одноклассников-консультантов по предмету.

Основным в технологии является индивидуально-ориентированный учебный план, который должен быть у каждого учащегося. Я советую составлять план по следующей форме:

Источник изучения Контрольные сроки Необходимо повторить, знать, уметь Задания на оценку Индивидуальное задание Оценка Подпись учителя
      "3" "4" "5"      
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Благодаря индивидуально-ориентированному плану (ИОП), учащийся имеет четкие представления о требованиях, предъявляемых учителем, и может выбрать свой уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету с учетом своих индивидуальных способностей.

На своих уроках я применяю методики, более приемлемые при изучении иностранного языка: методика Ривина, методика взаимопередачи тем, схематизация. Методику Ривина успешно применяю при работе с текстами. Данная работа способствует лучшему осмыслению учебного материала и развитию устной и письменной речи.

Предлагаю познакомиться с особенностями применения методики Ривина на практике. Основные моменты методики Ривина [1]:

  • каждый учащийся получает текст (абзац текста, предложение, новое слово, грамматическую категорию и т.д.);
  • находит себе напарника;
  • прорабатывает свой текст по абзацам, по частям в парах сменного состава (читает, обсуждает, переводит, выясняет и озаглавливает абзац);

Таким же образом он помогает своему товарищу проработать его абзац, озаглавить и записать название в тетрадь. После этого учащийся находит себе нового напарника, рассказывает ему содержание своего абзаца, обсуждает, задает вопросы на понимание содержания. После проработки всего текста учащиеся в малой группе обсуждают данную тему. При чтении текста учащиеся выясняют смысл отдельных слов, переводят слова, определяют и письменно фиксируют главную мысль. Для облегчения изучения текста учитель может подобрать тематический словарь, наглядные и справочные пособия. Следует отметить, что методику Ривина можно применять не только при изучении текста, но даже при проработке отдельных предложений и слов. Например, дан набор слов: une table, une rgle, un livre.Учащиеся в парах читают слово, обсуждают, что это за слово, что оно обозначает. Далее в тетради рисуют соответствующий этому слову предмет. Особенности методики Ривина:

  • каждое слово или абзац текста подробно изучается и обсуждается в паре и это позволяет достаточно качественно изучить материал;
  • после проработки у учащегося есть подробный план, перевод текста или слова.
  • при изучении одной темы или текста происходит многократное повторение ранее изученного материала.

Как показывает мой опыт работы, у учащихся появляются и развиваются навыки самостоятельной работы, повышается активность, обеспечивается прочность знаний и усиливается мотивация в обучении.

Главный принцип работы с применением технологии ИОСО - принцип сотрудничества. Важным в работе является психологический настрой на урок, организация самостоятельной работы, приемы эффективного стимулирования и поощрения, применение здоровье сберегающих технологий. На уроках я создаю условия учащимся в познании своих возможностей, формирую у них реальную самооценку. Каждый ученик выбирает свой уровень сложности изучения учебного материала. Если по состоянию здоровья он не усваивает или не успевает что-либо сделать, то, основываясь на ИОСО, ученик получает более легкое задание, а неусвоенный учебный материал я отрабатываю с ним на индивидуальных консультациях. Каждый ученик имеет возможность вести учет своих тематических знаний по индивидуальному учебному плану (ИОУП).

Применение технологии ИОСО способствует позитивному изменению школьников:

  • в успеваемости (нет оценки “2”);
  • в работоспособности (включенность ученика на уроке);
  • рост качества обучения предмету;
  • преодоление языкового барьера.

Учащиеся с невысоким уровнем подготовки за счет преодоления трудностей, выбора уровня и темпа обучения имеют возможность получить реальный результат в соответствии со своими способностями.

Улучшение качественных показателей в связи с использованием данной технологии, позволяет заинтересовать учащихся в познавательном процессе и научить получать самостоятельно знания и пользоваться ими. Это необходимо школьникам в высшей школе, в жизни.

Считаю, что эта технология актуальна, эффективна и может быть востребована педагогами любых предметных областей.

Предлагаемые мною ниже учебные материалы проведения урока французского языка в восьмом классе я применила при изучении темы “Франкоговорящие страны” с целью обобщения знаний, активизации работы на уроке и дома.

Цели:

Обучающая:

  • Научились использовать известную лексику по теме для решения коммуникативных задач (монологическая речь по заданной ситуации);
  • Сформированы навыки чтения с основным пониманием.

Развивающая:

  • Повышение уровня кругозора учащихся;
  • Развитие общеучебных навыков учащихся.

Воспитывающая:

  • Воспитание правил культуры общения.

Учебно-коммуникативные задачи:

  • Автоматизировать употребление ранее изученной лексики в основных видах речевой деятельности.
  • Практиковать навыки монологической речи по заданной ситуации.
  • Развивать навыки чтения с пониманием.

Технология:

  • ИОСО ( индивидуально-ориентированная система обучения);
  • использование ИКТ – технологии при автоматизации новой лексики и монологической речи с использованием презентаций.

Форма урока: комбинированный.

Тип урока: урок закрепления, применения и самостоятельного изучения нового материала.

План урока:

  1. психологический настрой.
  2. речевая зарядка, ведение в речевую ситуацию.
  3. групповой контроль.
  • повторение “les pays francophones.”
  • повторение “Франция”
  • работа в парах по карточкам (карта, раздаточный материал,текст, ЦОР “France”).
  • работа в группах по плану.
  • монологические рассказы от каждой группы.
  1. самостоятельное изучение текста “Канада” (работа в парах сменного состава по методике Ривина [1]).
  2. беседа по содержанию прочитанного текста.
  3. экспресс-контроль.
  • Тестовое задание с использованием ИКТ – технологии.
  1. индивидуальное задание по ИОУП (выбор уровня).
  2. рефлексия.
  3. домашнее задание: ИОУП.

Предполагаемые результаты:

  • Владеют лексикой по теме,
  • Рассказывают о географическом положении Франции,
  • Читают с пониманием текст “Канада”,
  • Отвечают на вопросы по содержанию текста,
  • Рассказывают о франкоговорящих странах.

Оборудование: Компьютер; проектор; экран; ЦОР к уроку, созданный учителем; раздаточный материал; карты.

Ход урока

ORGANISATION. Организация урока

Sujet “A travers les pays francophones.”
But:

  • Assimiler le thme.
  • Faire comprendre la nouvelle information sur les pays francophones .
  • Dvelopper la langage parl.

1. Психологический настрой на деятельность. (1 мин)

Учитель даёт установку на работу на уроке, учащиеся понимают – чем и как будут заниматься на уроке.

Professeur: Bonjour, chers amis! Asseyez-vous, s’il vous plat. ! Je suis contente de vous voir. Et vous? va?

E: Mercie, a va bien.

Р: Nous commenons aujourd'hui notre voyage travers les pays francophones. Le but de notre voyage – faire connaissance avec les pays o on parle franimg8.gif (54 bytes)ais.Vous apprenez beaucoup d'informations de textes. Commenimg8.gif (54 bytes)ons travailler. Choisissez une pigraphe pour notre leimg8.gif (54 bytes)on.

Каждый ученик подбирает эпиграф по теме урока, записывает в тетрадь. Pex: Le franimg8.gif (54 bytes)ais que j’aime. La France que j’aime....

2. L’exercice phontique: (2 мин)

VOLUBILITES:

Chasseurs! Sachez chasser sans chiens!
Ton the t'a-t-il ote ta toux?
L'auto de Toto t'attent tantot.

Скороговорки отрабатываются в различных орг.формах.

3. Actualisations des savoirs: (10 мин)

P:

  • Nous travaillons aujourd'hui d'aprs le thme “la Francophonie”. Mais je voudrais vous poser une question: qu’est-ce que c'est que la Francophonie?

Quels sont les pays de la Francophonie?

Учащиеся отвечают на вопросы, задают вопросы, тренируя известную лексику, используя карту. Карта демонстрируется на экране через проектор. (Рисунок 1)

  • Et connaissez-vous la France? Nommez les symboles de la France (le drapeau, l’hymne, les armoiries d’Etat), parlez de la situation gographique de la France.

Учащиеся называют географические названия, составляют МФ, используя карту. Карта демонстрируется на экране через проектор. (Рисунок 2)

  • Sa situation gographique de la France est trs favorable.Vous devez travailler deux par deux.On va travailler sur le texte. Relisez- le et choisissez les phrases.

Работают в парах, отрабатывая навыки чтения, умения находить главные предложения по теме, выполняют задания по тексту, практикуют навыки устной речи. Используют: текст “Франция” (Приложение 1), раздаточный материал, ЦОР “France” (Приложение 2). Учащиеся работают за компьютерами.

  • Vous devez travailler en groupes. Regardez le plan. Parlez de la France.Vous allez prsenter vos projets.

Учащиеся работают в микро-группах по плану, составляют рассказ на французском языке, используя наглядный материал. Затем каждая группа представляет свой рассказ по плану:

  1. Situation gographique
  2. Les pays voisins
  3. Les fleuves et les montaghes
  4. le climat
  5. Les villes
  6. Situation politique. Контроль монологической речи учащихся.

4. Etude du thme “Le CANADA”. (10 мин)

Самостоятельное изучение нового материала по теме “Канада”.

P: On parle franimg8.gif (54 bytes)ais non seulement en France, mais aussi dans une partie de la Belgique, de la Suisse et du Canada. Si vous parlez franimg8.gif (54 bytes)ais, on vous comprendra trs bien dans certains pays africains et dans quelques pays d’Asie. Et nous faisons connaissance avec le Canada. (Карта демонстрируется на экране через проектор. (Рисунок 3) On va travailler sur le texte. (Приложение 3)

Практика навыков чтения с извлечением основного содержания. Текст разделен на части либо на предложения, в зависимости от количества учащихся в классе. Каждый ученик получает свое индивидуальное задание. Учащиеся работают с текстом в парах сменного состава по методике Ривина [1].

5. L'ide du texte “Le Canada” (5-7 мин)

Беседа по содержанию прочитанного текста. Учащиеся в малых группах обсуждают содержание прочитанного текста. Записывают в тетрадь основные МФ. Просмотр слайдовой презентации Канада” (Приложение 4). Отвечают на вопросы на понимание содержания текста.

Questions:

  1. Quelles sont les frontires du Canada?
  2. Combien d'habitants a ce pays?
  3. Quelles sont les plus grandes provinces du Canada?
  4. Qu'est-ce que c'est que la francophonie?

6. Express-contrle (5 мин)

Professeur: Je vous propose de faire un test sur la civilisation. Controlez-vous!
Учащиеся выполняют тестовое задание с использованием ИКТ-технологии.

Тест (Приложение 5)

7. Devoirs individuels. (5 мин)

Самостоятельная работа по индивидуально-ориентированному плану.

Учащиеся работают по индивидуально-ориентированному учебному плану (ИОУП (Приложение 6). Каждый выбирает свой уровень ( оценка “3”, “4”, “5”) и начинает выполнение заданий. Дома учащиеся продолжат работу по выполнению заданий по ИОПу.

8. CONCLUSION. Рефлексия

Professeur: Notre petit voyage touche sa fin. Je vous remercie pour votre attention et votre participation active. Vous avez bien travaill. Et pigraphe pour notre leimg8.gif (54 bytes)on est-il juste?

Les lves:

La langue franimg8.gif (54 bytes)aise est une trs belle langue, elle est mlodieuse, nette et claire.
Le franimg8.gif (54 bytes)ais est la langue parle sur 5 continents.
J'aime bien le franimg8.gif (54 bytes)ais et la France!

On coute la chanson franimg8.gif (54 bytes)aise.

P: Au revoir, chers amis! Bonne chance!

Литература:

  1. Ярулов А. “Технология индивидуально-ориентированной системы обучения”. Методическое пособие, Красноярск, 2001.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010.
  3. Сборник нормативных документов. Москва, 2002.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2001.
  5. Бим Л.Б. “Методика обучения иностранному языку как наука, и проблемы школьного обучения”. Москва, 1997.
  6. Франция. Страна и люди. Е.Гаршина. Пособие. Москва “Просвещение”.2004.