Учебно-математический план программы дополнительных занятий "Компьютерная графика"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Возраст обучающихся – 5-11 класс

Срок реализации – 3 года

Пояснительная записка

Специальная секция по созданию и редактированию компьютерной графики, а также использованию ПО в прикладных жизненных задачах для обработки различных фотографий, входит в программу Компьютерного клуба.

Данный курс посвящен, бесспорно, самым знаменитым из программных продуктов Adobe — Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.

При современном развитии цифровой фотосъемки и компьютерной обработки фотоизображений, Adobe Photoshop и Adobe Illustrator представляют собой незаменимый комплекс мощных средств и инструментов для обработки растровых и векторных изображений. Используя возможности программы, можно восстановить старые изображения и изменить вновь созданные, воплотив Ваши мечты в реальность. От создания дружеских шаржей до профессиональной рекламы - широкий спектр возможностей обеспечивает уверенность в том, что эти программы – удачный выбор и незаменимые попутчики творческих идей.

Цели: способствовать развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов, способствовать развитию у учащихся интереса к информационным технологиям, повышению компетентности учащихся в вопросе создания компьютерной графики, способствовать формированию интереса к профессиям связанным с компьютерной графикой, дизайном, способствовать ознакомлению учащихся с основными типами изображений, способам их обработки, формирование интереса к информационно - технологическому направлению профиля путем ознакомления с особенностями создания компьютерной графики.

Задачи:

  • создать условия для развития познавательной активности в области информационных компьютерных технологий с помощью программ создания и обработки графических объектов;
  • содействовать ознакомлению с новыми информационными технологиями по созданию компьютерных изображений;
  • создание условий для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции в области компьютерной графики;
  • подготовить к осознанному выбору профиля, уточнить готовность и способность учащихся осваивать выбранное направление на повышенном уровне.

Формы проведения занятий

    • Мини-лекции и семинары с элементами дискуссии.
    • Создание эвристических ситуаций.
    • Практическая работа за компьютером.
    • Проектная работа.
    • Фестиваль проектов, конкурс идей.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса учащиеся смогут эффективно использовать большинство возможностей для обработки растровой и векторной графики, а в частности будут иметь уверенные знания в следующих областях:

  • характеристика растровых и векторных изображений;
  • служебные наборы: многообразие кистей, форм;
  • возможности рисования;
  • использование инструментов выделения;
  • работа со слоями;
  • группировка слоев;
  • выделение объектов в слоях, проверка качества;
  • применение фильтров; smart (умные) фильтры – возможности;
  • работа с текстом;
  • использование режимов наложения в инструментах, командах, слоях;
  • раскрашивание черно-белых фотографий;
  • слоевые эффекты;
  • маска отсечения;
  • слой-маска;
  • техника создания коллажей, монтажей;
  • инструменты и алгоритмы ретуши;
  • создание и изменение кривых;
  • пересчет изображений, обрезка по формату.

При оценке знаний учащихся используются такие формы, как беседы, тесты, творческие задания, проектная деятельность.

Настоящий блок рассчитан на три года (5-11 классы средней школы).

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Особенности растровой графики. 2 4 6
2 Инструменты рисования. 2 4 6
3 Работа со слоями. 3 5 8
4 Инструменты выделения и работа с ними. 2 5 7
5 Команды трансформации. 2 5 7
6 Режимы наложения. 3 5 8
7 Работа с текстом. Стили. 3 5 8
8 Маскирование. 3 5 8
9 Smart (умные) объекты и фильтры. 2 5 7
10 Изменение размеров изображения. 2 5 7
  Итого: 24 48 72

Второй год обучения

Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Векторная и растровая графика. 2 2 4
2 Работа с векторными объектами. 3 4 7
3 Создание и обработка контуров. 2 6 8
4 Создание и обработка кривых. 2 5 7
5 Работа с текстом. 2 5 7
6 Декоративные виды текста. 3 4 7
7 Обмен данными с другими приложениями; импорт и экспорт. 3 5 8
8 Атрибуты внешнего вида объектов. 3 5 8
9 Декоративные элементы оформления. 2 5 7
10 Итоговая практическая работа на свободную тему. 2 7 9
  Итого: 24 48 72

Третий год обучения

Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Введение. 2 4 6
2 Логические операции с контурами. 2 4 6
3 Векторные формы. 3 5 8
4 Стили, как основа оформления. 2 5 7
5 Каналы - сохранение служебной информации. 2 5 7
6 Слой-маски. 3 5 8
7 Тоновая и цветовая коррекция. 3 5 8
8 Техника ретуширования. 3 5 8
9 Текстуры, узоры. 2 5 7
10 Подведение итогов. 2 5 7
  Итого: 24 48 72

Методическое обеспечение

Приёмы и методы учебного процесса основаны на заинтересованности учащихся выбранными ими темами. В учебном процессе используются методические разработки, опубликованные на сайте wiki.156.ru в форме википедии. Специальная энциклопедия создается преподавателями и учащимися совместно в процессе обучения.

Техническое оснащение процесса обучения связано с созданием условий для полноценных компьютерных экспериментов и проектов. Занятия группы проходят в компьютерном классе, оснащённом современными компьютерами и периферийной техникой. Желательно наличие домашних компьютеров у учащихся.

Форма подведения итогов – выступление обучающихся на отчётных конференциях, показах проектных работ, конкурсах различного уровня.

По окончании каждого года обучения учащиеся готовят небольшой проект, а по окончании трёхгодичного обучения – проектную работу с описанием, инструкцией по применению работы. В результате успешной зашиты проектной работы и на основании постановления Совета клуба учащимся присваивается звание Мастера клуба секции «Компьютерная графика», о чём выдаётся соответствующее свидетельство, а так же свидетельство об окончании курса по данной программе. Это даёт выпускникам право курировать работу учащихся данной секции.

Список литературы

  1. Костюкова Н.И. Введение в компьютерную графику. Методические рекомендации: Метод. Пособие. - Новосибирск: Сиб. Университетское изд-во, 2003.
  2. Мураховский В.И. Компьютерная графика / Под ред. С.В.Симоновича. - М.: АСТ-Пресс, 2002.
  3. Петров М.Н., Молочков В.П.. Компьютерная графика. - Изд-во "Питер", 2004.
  4. Пономаренко С.И. Пиксел и вектор. Принципы цифровой графики. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
  5. Порев В.. Компьютерная графика. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
  6. Сайт видеоуроков http://photoshop-master.ru