Урок математики в 1-м классе. Задача (условие, вопрос).

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с составными частями задачи.
  2. Совершенствовать навыки счета.
  3. Повторить состав чисел.
  4. Повторить математические термины: «слагаемое», «сумма», «увеличить», «уменьшить».
  5. Формировать навыки составления и решения задач.
  6. Развивать мышление, вычислительный навык, внимание, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
  7. Воспитывать познавательный интерес у учащихся.

Оборудование: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус), геометрический счетный материал на магнитах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

Ребята! Герой какой сказки пришел к нам сегодня на урок? (слайд 1)

– Правильно. Это Винни-Пух.

– Может кто-то знает кто автор? А как называется произведение? (А. Милн « Винни – Пух и все, все, все!». Показать книгу)

– Что Винни-Пух любит больше всего на свете? (Мед) (слайд 2)

Винни-Пух упал и потерял свою песенку. Давайте поможем Винни-Пуху найти его песенку. Может песенку забрали пчелы? (слайд 3)

Чтобы пчелки сказали, где песенка Винни-Пуха, мы должны выполнить задания.

1. Разминка.

– Сколько хвостиков у 4 щенят? (Четыре).

Назовите второй день недели (Вторник).

– Сколько месяцев длится лето? (Три).

Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок? Почему? (Отрезок).

– Чего больше на лугу: цветов или ромашек? Почему? (Цветов).

– Что общего у снега и одеяла? Почему? (Греют).

2. Фронтальная работа.

а) Какие числа пропущены в каждом ряду? (слайд 4)

– Посчитаем от 1 до 10.

– Посчитаем от 10 до 1.

– В каком порядке расположены числа в 1 ряду? Во 2 ряду? (В прямом и обратном порядке)

Но пчелки не видели песенку Винни-Пуха! (слайд 5)

б) Решение примеров.

– А, может, песенка упала под дерево? Чтобы это узнать, надо решить примеры. (слайд 6)

Кто был внимательный, скажите, в каких геометрических фигурах были записаны примеры? (Треугольник, прямоугольник, овал)

в) Сравни предметы.

– Под дубом песенки нет. Зато оказалось много чьих-то следов. Но как вы думаете, кто мог бы оставить эти следы? Сова? Ослик Иа? Кролик?

– Правильно. Это следы Кролика. (слайд 7)

Может, Кролик нашел песенку Винни-Пуха?

– Кролик в это время наводил порядок в буфете. Давайте ему поможем. (слайд 8)

Посмотрите на полочки. Что там стоит? (Горшочки)

Что можно хранить в горшочках?

– Где горшочков стоит больше, на верхней или на нижней полке? Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? (Посчитать)

Сколько горшочков стоит на верхней полке? (Три)

Сколько горшочков стоит на нижней? (Три)

Какой выберем знак? (Равно)

Молодцы! Полный порядок!

– Теперь Кролик может угощать друзей. (слайд 9)

3. Задача на смекалку.

– Винни-Пух так увлекся, что совсем забыл про свою песенку.

– Давайте решим задачу на смекалку, может Винни-Пух вспомнит, зачем он пришел к Кролику?

На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 2. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? Почему? (Ни одного)

– Молодцы! Винни-Пух вспомнил про песенку. Но у Кролика песенки не оказалось. (слайд 10)

III. Физкультминутка.

Для глаз.

IV. Изучение новой темы.

Винни-Пух решил сходить к Сове. (слайд 11) Он рассказал Сове, что потерял песенку. Сова уже и не помнит, находила ли ее. Все свои находки она складывала у себя в домике. (слайд 12) И чего только не было в домике у Совы!

– Сова дала 3 шарика Винни-Пуху и 2 шарика Пятачку. (слайд 13)

О чем хочется спросить? (Сколько всего шариков дала Сова своим друзьям?)

– Что мы с вами сейчас составили? (Задачу)

Текст задачи можно разбить на части.

– Вспомните, о чем говорится в задаче? (О шариках)

Что мы знаем про шарики? Что нам известно? (Сова дала 3 шарика Винни-Пуху и 2 шарика Пятачку). (На экране появляется 3 и 2, дети работают на своих местах).

– Это условие задачи.

– Что же спрашивается в задаче? (Сколько всего шариков дала Сова своим друзьям?)

Это вопрос задачи. Без вопроса не может быть задачи. В каждой задаче есть условие и вопрос.

– Чтобы решить задачу, какое действие надо выполнить? (Надо к 3 прибавить 2)

Почему нужно прибавлять? (Нужно найти, сколько всего шариков, а всего – 3 да 2, значит нужно прибавить)

Составьте эту запись на парте, используя карточки с цифрами знаками. Сколько же получится? (3 + 2 = 5). (Дети выкладывают запись на партах).

Это решение задачи.

– Кто ответит на вопрос задачи? ( Сова дала всего 5 шариков своим друзьям)

Это ответ задачи.

– Посмотрите внимательно на запись. (слайд 14)

Кто вспомнит условие задачи?

– Кто назовет вопрос задачи?

– Назовите решение задачи.

– Кто сформулирует ответ?

– Счетный материал уберите.

V. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику и в тетради (с.80)

– Попробуем решить задачу №2 с.80.

– Прочитайте задачу про себя. Теперь ученик прочитает вслух.

– Прочитайте условие задачи. Что известно? (Появляется карточка условие)

– Как это записать в тетрадь? (Нарисовать) Возьмите простой карандаш и нарисуйте 6 квадратов. (Дети работают в тетради, учитель на доске).

Прочитайте вопрос задачи. Что неизвестно? (Появляется карточка вопрос)

– Какое действие надо выполнить, чтобы решить задачу? (Вычитание) Почему?

– Как это показать в тетради? (Зачеркнуть два квадрата)

Какое решение запишем в тетрадь? (6-2=4 появляется карточка решение)

– Возьмите ручку и запишите решение задачи.

– Кто назовет ответ? (Появляется карточка ответ)

– Запишите ответ задачи.

VI. Физкультминутка.

Тюша-Плюша, Толстячок
Шел зимой на родничок:
Пых-пых! Пых-пых!
Нес он два ведра пустых,
Сел на варежку верхом
И поехал с ветерком.
Едет Тюша с горки,
А за ним ведерки.

Найдите №4. Прочитайте задание. Скажите, что здесь написано? (Это решение задачи и ответ)

Что нужно составить? (Условие и вопрос)

Составьте задачу, чтобы она решалась так: 5 + 2 = 7.

Выслушиваются ответы 2-3 учеников.

VII. Повторение изученного материала.

У Совы не оказалось песенки! Она нам скажет у кого песенка, если выполним задания. (слайд 15)

Работа по учебнику с. 81.

1. Решение примеров с опорой на числовой ряд №5 с.81.

Дети по «цепочке» выходят к доске, записывают пример, решают его, читают разными способами. Остальные записывают в тетрадь.

На какие группы можно разделить эти примеры? (Примеры со знаком «+» и «-»)

Как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма)

– Прочитайте пример на сложение, используя эти слова.

2. Заполни пропуски №7 с.81.

– Используя рисунок, объясните, как получилось выражение?

Дети с опорой на рисунки решают примеры, заполняя пропуски. Примеры решают устно по «цепочке».

VIII. Работа в тетради.

1. Решение задач.

Прочитайте первую задачу.

– Прочитайте условие задачи. Что известно?

– Прочитайте вопрос задачи. Что неизвестно?

– Нарисуйте столько белых кружков, сколько было белых котят.

– Нарисуйте столько черных кружков, сколько было черных котят.

– Запишите решение задачи.

– Прочитайте ответ.

IX. Итог урока.

Молодцы! Сова очень довольна вашей работой сегодня на уроке.

(слайд 16) Предлагает сходить в гости к ослику Иа. (слайд 17) На полянке стоял ослик Иа и слушал песенку Винни-Пуха. (слайд 18) Песенка сразу нашла своего хозяина и Винни-Пух запел! Ура!

Презентация.