Виды PR-деятельности в управлении муниципальным образовательным учреждением

Разделы: Администрирование школы


Введение.

Так сложилось, что практически каждая семья тесно связана со сферой образования: кто-то учится, кто-то работает в сфере образования либо проходит переквалификацию. За последние десять лет у потребителей образовательных услуг появился выбор: можно пойти учиться в частное либо государственное образовательное учреждение, лицей либо гимназию, в школу рядом с домом либо в другом районе. Общественные отношения неразрывно связаны с экономическими. Образование, как важнейшая отрасль современной экономики, также имеет свои социально-экономические отношения, во многом обусловленные экономическим положением России.

В широком смысле, PR-технологии в образовании охватывают такие направления как общественное мнение, общественные отношения, экономика образования, инновационная деятельность и отношения с потребителями образовательных услуг, исследования и статистика, международные связи и СМИ.

Целью работы: исследование PR в системе управления общеобразовательным учреждением, являющимся некоммерческой организацией.

Виды PR - деятельности в управлении муниципальным образовательным учреждением

Для начала рассмотрим понятие "управление школой"- это система планирования, организации и руководства деятельностью школы. Различают внутреннее и внешнее управление школой - две взаимосвязанные стороны управления школой как социальной некоммерческой организацией. Внутреннее управление школой или внутришкольное управление - это управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися внутри школы.

Внутреннее управление школой можно рассматривать как самоуправление, т.к. современная школа, безусловно, является прежде всего автономной и самоуправляющейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление ученическое являются лишь составной частью системы внутреннего управления школой. Внутришкольное управление рассматривается как наиболее важное и значимое, вносящее наибольший вклад в общее управление школьной организацией и несущее за состояние дел в школе всю полноту ответственности.

Школа, как часть более широких образовательных систем (муниципальной, региональной, федеральной) и субъект гражданского права, в то же время испытывает на себе множество управляющих влияний со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и управления образованием. Создание, статус, правовая регламентация жизнедеятельности образовательного учреждения, его регистрация, лицензирование, аттестация и аккредитация подчиняются государственным нормативно-правовым актам. Таким образом, имеет место внешнее управление школой

Объективная необходимость и внутреннего, и внешнего управления школой обусловливает вопрос о необходимости нахождения и поддержания их оптимального соотношения в общем потоке управления образовательным учреждением. Автономность образовательных учреждений, становление их как юридических лиц, расширение их компетенции и ответственности существенно изменили соотношение между внутренним и внешним управлением школой в пользу внутреннего, однако это не означает полной автономии школы и её "независимости" от внешнего управления и от социума в целом.

Педагогический коллектив в системе взаимодействия с родителями

На стадии роста организации развиваются инновационные процессы, формируется миссия и философия образовательного учреждения, закладываются основы собственного имиджа и репутации, создаются условия для экономического роста и обеспечения высокого качества образования. Встает проблема долгосрочного стратегического планирования и выбора такого типа управления, который обеспечил бы поддержание стабильного равновесия между постоянством кадрового состава и творческими инновационными процессами: созданием новых образовательных программ, экспериментальной деятельностью и разработкой альтернативных стратегий развития.

Специалисты по связям с общественностью (их роль выполняют зам.директора) включаются в совместную с руководителем деятельность, направленную на решение социальных проблем коллектива, обеспечение баланса между текущей и инновационной деятельностью, внедрение новых информационных технологий обучения, формирование благоприятной внешней среды и развитие долгосрочного партнерства на основе совместных проектов.

Школа, являясь образовательным институтом и осуществляя политику в области образования, в общей стратегии своего развития должна иметь как составляющую стратегию сотрудничества с родителями. Это относится к любому образовательному учреждению.

Стратегия - термин, в большей степени относящийся к военному делу. Но его переносное значение связано с искусством управления, организации и руководства. Следовательно, по отношению к рассматриваемой проблеме стратегия должна проявляться в искусстве управления взаимодействием школы и родителей, в умении определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем, которые можно решить в совместной деятельности.

Структура внутреннего управления МОУ СОШ № 8 ст. Новорождественской Приложение1

Структура управления общеобразовательным учреждением (ОУ) в настоящее время может состоять из следующих органов:

  • Совет ОУ - высший орган между конференциями
  • Педагогический совет
  • Родительский комитет
  • Попечительский совет

Все эти формы самоуправления указываются в Уставе ОУ. Все органы общественного самоуправления равны по своему статусу. Один орган самоуправления не обладает правом руководить деятельностью другого.

Совет ОУ - высший орган, обладает в большей степени полномочиями по осуществлению непосредственной деятельности, в т.ч. в области экономической, т.е. реального зарабатывания денег. Например, совет утверждает порядок поступления и расхождения средств. В то же время совет, как правило, не обладает полномочиями по контролю за деятельностью ОУ и чаще всего не определяет стратегию его деятельности.

Родительский комитет, к сожалению, чаще используется как орган сбора наличных средств, несмотря на незаконность этих действий. В редких случаях родительский комитет имеет функции контроля за использованием собранных средств. В то же время, еще совсем недавно родительские комитеты были главными органами, определяющими, распределяющими и контролирующими средства для нуждающихся детей.

Педагогический совет - определяет направление образовательной деятельности (учебно-воспитательного процесса). С экономической деятельностью педсовет, как правило, не соприкасается. Хотя на практике это не так. Принимая основные направления деятельности в организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке образовательных услуг.

Попечительский совет - новая форма общественного управления, его создание может исходить как от администрации ОУ, так и от органов самоуправления: совета школы, педсовета, родительского комитета и др.

Формы связей с общественностью в управлении МОУ СОШ № 8

Сотрудничество с родителями

1. Совет школы

В период между общешкольными собраниями высшим органом самоуправления школы является совет школы, избираемый общешкольным собранием (конференцией) и созываемый по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть. Решения совета школы считаются правомочными, если за них проголосовало более половины его членов, при условии присутствия представителей от педагогов, учащихся, родителей. Решения совета школы, принятые в пределах его полномочий обязательны для выполнения администрацией, педагогами, учащимися, родителями. Члены совета школы выполняют свои обязанности на общественных началах и личными властными полномочиями не обладают, они обладают совокупной властью.

Для повышения оперативности деятельности школьного совета, организации текущей деятельности его членов, подготовки материалов к заседаниям совета школы (особенно в больших школах) может создаваться президиум (бюро) школьного совета. Его состав, как правило, образуют руководители совета и его структурных подразделений. Решения президиума (бюро) совета школы носят рекомендательный характер.

Исходя из реальных потребностей и интересов участников школьной жизни, совет школы может создавать свои комиссии, состоящие, как правило, из педагогов, учащихся и родителей: правовую, координационную, финансово-хозяйственную, экспертную изучения потребностей и интересов субъектов школьной жизни совершенствования школьного процесса, демократизации управления школой, охраны здоровья учащихся и школьных работников, согласительную, внешних связей и др. Комиссии действуют на постоянной или временной основе их члены заседают по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Их решения носят рекомендательный характер, однако решения совет школы принимает на основе их мнения.

Темы заседаний совета МОУ СОШ № 8 Приложение 2

Одной из важнейших сфер диалога в образовании является сфера управления проектами. Она имеет свою уникальную область применения в менеджменте и отражает специфику организационной деятельности, направленной на достижение цели в условиях дефицита ресурсов и времени. PR является интегрирующим фактором в управлении проектами, поскольку направлена на управление изменениями.

Зам.директора школы, выполняющие роль специалистов по связям с общественностью создают инвестиционную привлекательность проекта и организуют мероприятия по сбору дополнительных средств. Фандрайзинг, попечительство, благотворительность и меценатство успешнее всего осуществляются на основе конкретных проектов.

Так в СОШ № 8 успешно реализуется проект по улучшению эстетического вида школы и школьного двора.

Положение проекта "О проведении школьного конкурса на лучший проект по улучшению внешнего вида территории школы" Приложение 3

Просвещение родителей об организации учебного процесса в школе

Прежде всего необходимо знакомить родителей:

  • С концепцией развития ОУ, с общешкольной исследовательской темой
  • С проектами, в которых участвует школа - районными, краевыми или международными
  • С содержанием изучаемых курсов (подробно, с целями и задачами, уровнями получаемой образованности и т.д.)
  • С методами (способами) проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка

Важно заинтересовать родителей содержательной стороной образовательного процесса, его формами, видами домашних заданий, способами выполнения самостоятельных и творческих заданий различного уровня сложности. Наиболее эффективно при этом работает форма индивидуальных консультаций.

Во избежание случайностей, стихийности в привлечении родителей к совместной деятельности, очень важно, чтобы эта работа заранее обсуждалась и планировалась на педагогическом совете. Родители должны знать, в какой помощи нуждается школа для обогащения содержания и форм образовательного процесса, чем они могут помочь школе. Именно для этого и нужны специальные совместные встречи в форме консультаций и семинаров проблемного и тематического характера.

Существенным элементом на таких встречах являются различные выставки:

-образцов учебной продукции учащихся (их творческие достижения)

- примерных заданий на олимпиадах

-примерных заданий на выпускных или вступительных экзаменах в вуз и.т.д.

Это помогает родителям сориентироваться в современных требованиях к достижению того или иного уровня компетентности учащихся в различных областях (особенно в конкурсных мероприятиях).

Творческое направление работы учителей с родителями

  • Проведение открытых уроков для родителей
  • Проведение совместных уроков: для родителей и детей одновременно
  • Организация творческих отчетов детей по предмету (на предметных неделях, по итогам работы предметного кружка, в Дни науки, Дни искусств и т.д.)
  • Проведение Дней науки, Дней искусств (тематических праздников)
  • Организация консультаций по предметам (образовательным областям) - изучение информационных и методико - педагогических запросов родителей, планирование тематических консультаций и семинаров.

Любая работа с родителями должна начинаться с вопроса "Что мы знаем о родителях наших учащихся, как мы к ним относимся, все ли мы делаем для привлечения родителей в школьное сообщество?"

Опросник отношения учителей к родителям Приложение 4

В зависимости от полученной информации и строится дальнейшая работа.

Анкета сотрудничества родителей и педагогического коллектива Приложение 5

2. Попечительский совет

Новый этап в реформировании системы образования совпал с повсеместным распространением попечительских советов, начало чему было положено Указом Президента РФ от 31.08.99 г. "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации" и принятием Постановления Правительства РФ от 10.12.99 г. "Об утверждении примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения". В соответствии с ним совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, организации, улучшению условий труда работников, совершенствованию материально-технической базы, организации массовых внешкольных мероприятий, рассматривает другие вопросы, отнесённые к его компетенции уставом общеобразовательного учреждения.

К функциям советов как органов самоуправления образованием сегодня могут быть отнесены привлечение общественности к разработке, принятию и реализации решений на всех уровнях управления образованием; общественный контроль за соблюдением действующего законодательства, прав учеников, родителей, педагогов, а также использование финансовых и материальных ресурсов.

Одна из возможных функций попечительских советов - лоббирование интересов образовательных учреждений. Если в состав совета входят не только родители, но и другие авторитетные люди региона, особенно представители законодательной власти, то возможно не только привлекать внебюджетные источники, но и повышать требования общества к государственным органам власти по выполнению законодательства об образовании и бюджетного финансирования.

Примеров участия влиятельных людей в деятельности попечительских советов немало, но и эти люди часто попадают в тупиковые ситуации при решении вопроса "что делать?". Многие считают, что вся его деятельность должна свестись к добыванию денег, к укреплению материальной базы образовательного учреждения. С этим можно не согласиться. Необходимо увести советы от решения только хозяйственных вопросов, направить их деятельность в другую плоскость и тем самым, может быть, привлечь новых интересных участников. Сферу деятельности попечительских советов можно расширить за счет добровольной общественной помощи в образовательном процессе. Например, членам совета можно вести на общественных началах кружки, секции для детей своего образовательного учреждения, тем самым решая важную воспитательную задачу трудовой подготовки школьников, организации их свободного времени и занятости. Не надо только всегда и везде искать "кошелёк". Смысл попечительства в том, чтобы не только от имени общества влиять на образовательную политику, находить финансы для учреждения, вести переговоры с его учредителями, но и быть гражданской основой образования.

Внешние связи с общественностью в управлении образовательным учреждением

Одной из наиболее сложных проблем развития общеобразовательного учреждения является отсутствие регулярной объективной информации о его деятельности, доступной для широкой общественности. Слабая информированность населения о работе общественной организаций, которой является школа, приводит к отсутствию активной поддержки ее целей и программ со стороны местного сообщества.

Внешние связи с общественностью в управлении образовательным учреждением Приложение 6

- Работа со СМИ: публикации в районной газете, создание сайта школы, издание собственной школьной газеты

- Участие в районных и краевых конкурсах, олимпиадах, спартакиадах

- Взаимодействие с муниципальными общеобразовательными учреждениями района

- Публичные выступления(митинги, собрания)

- благотворительные акции

- спонсорские акции

- взаимодействие с представителями сельского поселения, отдела образования администрации МО и пр.

Рассмотрим некоторые направления внешних связей:

Работа со СМИ

Поскольку до сих пор самым эффективным способом влиять на формирование общественного мнения остается донесение информации об организации через СМИ, взаимодействие с ними - одно из важных направлений деятельности PR-специалиста.

Лишь немногие ОУ района имеют хорошо подготовленных специалистов для работы со СМИ и заботятся о прочных контактах с журналистами, проводят пресс-события, регулярно обеспечивают СМИ информацией о своей работе. Фактически каждое интересное событие в жизни школы освещенное в прессе может стать бесплатной рекламой общеобразовательного учреждения, создавать его имидж.

Важным моментом в планировании кампании является идея (послание, сообщение), которую надо донести до целевой аудитории. Только коротко и ясно сформулированная мысль, при этом повторенная неоднократно, может быть воспринята людьми и закреплена в общественном сознании. Необходимо использовать разнообразные и в то же время привлекательные формы для послания.

Статья в газету "Тихорецкие вести" о поездке учащихся на новогоднее представление в город Краснодар Приложение 7

ПРАВИЛО: только один человек в общеобразовательном учреждении имеет дело с прессой. При этом надо придерживаться двух принципов:

1. Необходимо знать, что собой представляет пресса и как она работает.

2. Необходимую информацию надо подавать так, чтобы журналистам было легко с ней работать.

Публичные выступления

Публичные выступления в практике ОУ встречаются очень часто. По роду своей деятельности учителя сельских школ принимают участие во всех митингах, собраниях, конкурсах, проводимых отделом образования, или главой сельского поселения, ведь тем самым школа привлекает внимание к своей работе, находит понимание и соучастие со стороны общественности, привлекает добровольцев к организации задуманных нами проектов. В публичных выступлениях в основном используется только положительная информация, школы всегда заботятся о своем имидже.

Выступление победительницы конкурса "Учитель года-2006" учителя начальных классов Федюниной И.А. Приложение 8

Заключение.

Результаты в PR не могут оцениваться в отрыве от общего контекста. Если после кампании по привлечению волонтеров к работе с детьми в организации пришло довольно много людей с предложением помощи, и количество задержаний безнадзорных детей милицией уменьшилось, то кампания была удачна. Если же милицейская статистика реально не улучшилась, то надо искать ошибку в своих и общих действиях.

В условиях конкуренции авторских программ, концепций, государственных и негосударственных школ, вузов, все более очевидными становятся достоинства такого ресурса повышения эффективности образовательной деятельности как PR - связи с общественностью. Связи с общественностью отражают появление новых субъектов диалога в образовании. Это не только специалисты, но и та широкая общественность, которая не всегда компетентна, но абсолютно заинтересована в контроле над прогнозированием ближайших и отдаленных последствий инновационных процессов в образовательной системе. Обеспечивая прозрачность предлагаемых проектов и концепций реформирования образования, PR может способствовать снятию напряжения и недоверия общества к чиновникам и реформаторам.

Список использованной литературы.

1. Связи с общественностью в коммерческих и некоммерческих структурах: Сборник статей. - Армавир: АЛУ, 2003.-196с.

2. Вифлиемский А.Б., Чиркина О.В. Экономика школы в локальных актах /М.: "Сентябрь", 2004.-224с.

3. Директору школы о сотрудничестве с родителями/ Под. ред. д.п.н., проф. А.С. Роботова, к.п.н. И,А. Хоменко. - М.: Сентябрь, 2001.-176с.

4. Как работать со средствами массовой информации: Сборник статей. - Южно-Российский ресурс центр, 1998.-32с.

5.Богомолов М.В. Проект "Центр общественных связей "Гражданин". 2000. Электронная версия: http://www.good.cnt.ru/prcenter.html

6. Жуков Л.А. Общественные связи в натуральную величину//"Центр общественных связей "Гражданин", 2000. Электронная версия: http://www.good.cnt.ru/prcenter.html

7. Вифлеемский А.Б. PR - технологии в образовании // "PR в образовании" № 1 2003г. Электронная версия: http://pr-obr.narod.ru/index.htm