Сценарий нестандартного урока (внеклассного мероприятия) по физике "Вслед за "Летучим кораблем"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Целью данной методической разработки является не столько популяризация физики как одной из важнейших наук о природе - физика в этом не нуждается, - но и подготовка учащихся к итоговой аттестации в нестандартной форме, которая позволит закрепить навыки решения типовых задач, умение применять законы и мыслить логически даже в непривычных заданиях.

Сейчас очень много говорят о том, что НУЖНО готовить школьников к ГИА, ЕГЭ, и очень мало - о том, КАК это сделать, да еще чтоб ИНТЕРЕСНО.

Возможно, разработанный мною сценарий мероприятия (всё-таки не совсем урок!) поможет в проведении итоговых уроков повторения. В конце учебного года, когда дети уже устали и морально, и физически, такой урок может быть как раз к месту. С одной стороны, он помогает вспомнить материал, а с другой - форма его проведения снижает уровень стрессового состояния.

Данный материал также может быть использован для проведения открытых (нестандартных) уроков по физике (урок- соревнование), как элемент вечера физики или предметной недели, на него можно позвать семиклассников, чтобы показать, насколько увлекательным может быть познание. Отдельные задачи можно использовать на обычных уроках (для разнообразия).

Сценарий составлен по мотивам известного мультфильма “Летучий корабль” режиссёра Г. Бардина, поэтому и тексты заданий имеют “специфический” уклон. Можно вначале даже уделить 10 минут для просмотра этого замечательного мультика, чтобы настроиться на нужный лад.

Если вы хотите провести не урок, а внеклассное мероприятие, то при соответствующем оснащении и некоторой доле фантазии и артистизма сценарий легко дополнить и другими сказочными героями с различными заданиями, в том числе экспериментальными (например, Кай и Снежная Королева проводят опыт со стальной проволокой, медленно разрезающей толстый кусок льда, Баба Яга получает электрический ток с помощью картофелины и двух кусков разных металлов и т.п.).

Здесь представлен примерный вариант, который можно изменять в соответствии с вашими вкусами, оборудованием и уровнем подготовленности учащихся. Еще один плюс этой разработки в том, что в мероприятии могут с удовольствием принять участие и те дети, которым “не дается” физика, но они артистичны, хорошо рисуют и т.п.- глядишь, всё равно что-нибудь полезное запомнят!

Что необходимо для проведения?

  • Выбрать ведущих: Сказочник (лучше учитель или старшеклассник), Иван и Забава (ученики, хорошо знающие предмет)
  • Заготовить карточки с заданиями (при желании можно это сделать в виде презентации с фрагментами мультфильма - см. Приложение 1). Ниже представлены варианты задач, вы можете использовать и свои (с соответствующим “сказочным” уклоном)
  • Сформировать 2 команды
  • Чтобы фиксировать результаты команд, следует заготовить либо таблицы, куда будут вноситься данные, либо изобразить на ватмане нечто вроде карты- болота, по которому будут “передвигаться” команды (Забава и Иван переставляют флажки). Побеждает команда, которая раньше приведет Забаву и Ивана к летучему кораблю. На этой карте можно изобразить станции: избу Бабок-Ёжек, кочку Водяного, царский дворец (или хотя бы окошко Забавы).

Итак, начинаем.

Сказочник: Мы с вами, ребята, привыкли, что школьные науки сухи и неромантичны. Сегодня вы убедитесь, что это совсем не так. Даже сказки живут по законам физики! И мы, зная эти законы, попробуем помочь нашим сказочным героям.

Входят Иван и Забава:

-Здравствуйте, ребята! Помогите нам справиться с коварным Полканом и обрести свое счастье.

Ведущие объясняют командам правила: чем раньше и точнее команда решает задачи, тем выше балл. Карточки с заданиями можно раздать сразу все, можно выдавать по одной, по мере решения (в целях экономии времени лучше выдать сразу все, тогда будут заняты делом почти все участники команды). Можно уменьшить количество задач и вывести на экран в виде презентации (см. Приложение 1). Удобнее “оценить” каждую задачу по 10-ти-балльной системе.

Игра начинается.

Логичнее задачи излагать в такой последовательности:

  1. Царский самовар. Какой КПД имеет царский самовар, если он доводит до кипения 5 л воды с начальной температурой 150С, сжигая при этом 600 г дров с удельной теплотой сгорания 107 Дж/кг? (примерно 30%)
  2. Иван на крыше. Какое минимальное давление должна выдерживать крыша царского дворца, если по ней смог пройти Иван-трубочист массой 75 кг босиком (площадь ступней около 250 см2)? (30 кПа)
  3. Расчет полётных характеристик. Рассчитайте минимальный объём летучего корабля, учитывая, что он должен поднять Забаву массой 55 кг и Ивана массой 75 кг. Масса самого корабля 70 кг. (Примерно 154 м3)
  4. Шумные Бабки-Ёжки. Какова длина волны свиста Бабок-Ёжек, если, прежде чем осыпаться, листья трепетали с периодом 0,5 с? Скорость звука в воздухе принять равной 340 м/с. (170 м)
  5. Привязанная изба. Рассчитайте коэффициент жесткости троса, которым Бабки-Ёжки привязали избушку, считая, что при усилии взлететь Изба прикладывала силу 2 кН, из-за чего трос растянулся на 5 мм. (400 кН/м)
  6. На дне. Какая выталкивающая сила действовала на Ивана, когда он лежал на дне болота? Считать, что примерный объём его тела 70 л. Почему он не мог всплыть самостоятельно? (700 Н; потому что сила тяжести больше архимедовой)
  7. Падение Полкана. Для I команды. Какую конечную скорость приобрел Полкан, падая с балкона, высота которого 20 м? (20 м/с)
  8. Падение Полкана. Для II команды. Сколько времени длилось падение Полкана с балкона высотой 20 м? (2 с)
  9. Польза от падения Полкана. На сколько градусов удалось бы нагреть 1 кг воды, использовав энергию, выделившуюся при падении Полкана (см. предыдущую задачу)? Массу Полкана примите равной 80 кг, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг*0С). (примерно на 40С (3,80С))
  10. Погоня. Рассчитайте путь, который пробежали Забава и Иван, скрываясь от царской стражи, пользуясь примерным графиком изменения их скорости (Рисунок 1):

(275 м, проще всего задачу решить графически через площадь трапеции)

Проверять решенные задачи помогают Иван с Забавой. Учителю стоит заготовить не только ответы, но и ход решения или, если ученики- ведущие сильны в физике, то они заранее могут это проделать самостоятельно. Тогда в качестве ведущих лучше брать людей незаинтересованных - например, для конкурса 9-ти-классников пригласить ведущими 10-11-ти-классников.

Подводятся итоги, награждение победителей.

Звуковое сопровождение "частушки бабок-ёжек".

Звуковое сопровождение "апплодисменты".

Звуковое сопровождение 1.

Звуковое сопровождение 2.