Авторская программа "История военного искусства"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

История военного искусства исследует возникновение и эволюцию форм и способов ведения вооруженной борьбы, обобщает опыт прошлых войн, показывает процесс развития военного искусства и вскрывает закономерности этого процесса, создавая тем самым основу для развития современной военной теории. Военное искусство – это теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в воздухе. Составными его частями являются: стратегия, оперативное искусство и тактика, между коими существует тесная связь и взаимосвязь.

Программа данного курса предназначена для обучения учащихся профильного 10 класса оборонно-спортивной направленности. По объему составляет 68 ч, по 2 ч. в неделю в течение года. Курс направлен на побуждение старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, развитию аналитического мышления, умению рассуждать и делать выводы.

Цель обучения:

Раскрыть объективную сущность развития военного искусства и Вооруженных Сил России и ведущих держав мира.

Задачи курса:

  • выявить основы зависимости форм и способов ведения военных действий от развития производства, социально- экономической и политической структуры общества;
  • раскрыть влияние народных масс и полководцев на развитие военного искусства;
  • усвоить основные периоды и этапы развития военного искусства, его периодизацию;
  • способствовать формированию у учащихся патриотического мировоззрения.

Содержание программы элективного курса отражает специфику профильного обучения в данном классе – оборонно-спортивное направление. В программу включен теоретический и практический материал.

В теоретической части рассматриваются вопросы о поэтапном совершенствовании стратегии, оперативного искусства, тактики, вооружения и ВС России и ведущих государств мира.

В практическую часть входят различные виды творческой самостоятельной работы: написание рефератов, подготовка докладов, работа с научной литературой. В дополнение к этому на отдельных уроках планируется просмотр видеоматериала.

Методы ведения занятий обеспечивают быстрое и прочное усвоение материала, необходимых для дальнейшего усвоения профильных дисциплин данного класса оборонно-спортивного направления.

Для активизации восприятия элективного курса предусматривается участие самих учащихся в подготовке и проведении занятий. При проведении отдельных занятий целесообразно привлекать педагога истории, ОБЖ, физической культуры.

Отчетность по итогам курса проводится в виде групповых и индивидуальных заданий. Качество знаний учащихся обеспечивается регулярностью их работы в течение всего периода обучения.

О результативности проведения курса свидетельствуют такие показатели, как умение распознавать различия поэтапного становления стратегии, тактики, оперативного искусства, умение сопоставлять их на конкретных военно-исторических событиях и фактах.

Программа курса предполагает дальнейшее развитие учащихся о сведениях и закономерностях развития военного искусства, вооруженных сил и вооружения.

Тематический план

Темы

Занятия (ч.)

теория

практика

проект

всего

Раздел 1. Развитие военного искусства до Великой Октябрьской Социалистической революции (12 ч.)
  1. Военное искусство в эпоху рабовладельческого общества.
1     1
  • Военное искусство в эпоху феодализма.
1     1
  • Вооруженные силы.
1     1
  • Стратегия.
1     1
  • Тактика
1 1   2
  • Социально-экономические условия
1     1
  • Военное искусство в первых войнах эпохи империализма
1 1   2
  • Военное искусство в первой мировой войне
1     1
  • Итоговое занятие
    2 2
Раздел 2.Военное искусство России и ведущих стран мира до начала ВОВ (19ч.)
  • Создание Вооруженных Сил Советской республики
2     2
  • Стратегия
1     1
  • Оперативное искусство и тактика
2     2
  • Строительство и техническая реконструкция ВС в период между гражданской и ВО войнами
1 1   2
  • Военное искусство
1     1
  • Вооруженные силы и военные теории Германии
2     2
  • ВС и военные теории Италии
1     1
  • ВС и военные теории Японии
1     1
  • ВС и военные теории США
1   1 2
  • Подготовка второй мировой войны
1 1   2
  • Вооруженная агрессия фашистской Германии в Европе.
1   1 2
  • .Итоговое занятие 1 1
Раздел 3. Развитие воен. искусства России и ведущих стран мира во 2-й мировой войне(21ч.)
  • Военно-политическая обстановка накануне ВОВ
1     2
  • Развитие советского военного искусства
1 1   2
  • Партизанское движение в годы ВОВ. Тактика партизанской борьбы.
2 1   3
  • Программа борьбы советского народа в тылу врага.
1 1   2
  • Формы организации партизанских сил
1     1
  • Взаимодействие партизан с Советской Армией
1 1   2
  • Итоги второй мировой войны. Военно-политические итоги.
2   1 3
  • Основные направления развития ВС
1     1
  • Характерные черты советской стратегии
1 1   2
  • Развитие оперативного искусства
1     1
  • Развитие тактики
1     1
  • Итоговое занятие
    2 2
Раздел 4. Вооруженные силы и военное искусство после второй мировой войны (16ч.)
  • Факторы и условия, определившие развитие ВС России в послевоен. период
2     2
  • Развитие основных средств вооруженной борьбы
1     1
  • Строительство Вооруженных Сил и организация войск
2     2
  • Основные направления развития военного искусства
1 1   2
  • Военно-теоретические взгляды
1     1
  • Развитие основных видов вооружения
2     2
  • Строительство вооруженных сил и организация войск
2     2
  • Развитие военного искусства
1 1   2
  • Итоговое занятие
    2 2
Всего 47 11 10 68

Содержание занятий

Раздел 1. Развитие военного искусства до Великой Октябрьской революции(12ч.)

Тема 1. Военное искусство в эпоху рабовладельческого общества (1ч).

История рабовладельческого общества. Рода войск. Оружие. Обучение военному делу. Стратегическая оборона времен А. Македонского. Тактика морских сражений.

Тема 2. Военное искусство в эпоху феодализма (1ч).

Армия- орудие господства феодалов. Основа вооруженных сил. Комплектация войск на Руси. Тактика рыцарского войска. Развитие стратегии и тактики.

Тема 3. Вооруженные силы (1ч)

Рекрутская система. Влияние роста производства на рост вооружения и боевой техники. Изменения в организационной структуре войск. Основа флота. Переход Петра 1 к новому способу обучения и воспитания.

Тема 4. Стратегия (1ч)

Централизованное снабжение войск из армейских баз и складов. Возникновение скорострельного гладкоствольного оружия. “ Стратегия сокрушения”. Планы мобилизации армий.

Тема 5. Тактика (1ч) .

Линейная тактика. Массовые армии. Тактика колонн и рассыпного строя. Тактика стрелковых цепей. Создание материальных основ для создания массовых регулярных армий.

Практическая работа: схема- развитие боевых порядков в 18-19в.

Тема 6. Социально-экономические условия (1ч).

Перерастание капитализма в империализм. Достижения науки и техники. Частные предприятия в производстве военной продукции. Усиленное развитие транспорта - благоприятный фактор в организации материально-технического обеспечения действующих армий.

Тема 7. Военное искусство в первых войнах эпохи империализма (1ч)

Испано-американская война (1898). Боевые действия на о. Куба. Англо-бурская война (1899-1902). Русско-японская война (1904-1905). Широкое применение телеграфа и телефона.

Практическая работа: схема - Советская Республика в кольце фронтов.

Тема 8. Военное искусство в первой мировой войне (1ч).

Осложнение международной обстановки. Создание военно-политических союзов. Внутренние и внешние противоречия. Прибыли монополий. 1 мировая война -важный этап в истории военного искусства и строительстве вооруженных сил.

Тема 9. Итоговое занятие (2ч).

Защита рефератов, обсуждение докладов.

Раздел 2. Военное искусство России и ведущих стран мира до начала Великой Отечественной войны

Тема 10. Создание Вооруженных Сил советской республики (2ч).

Проблема непосредственной организации вооруженной защиты отечества. Централизация управления армией. Строительство Красной Армии. Командные кадры Красной Армии. Стрелковые войска.

Тема 11.Стратегия (1ч).

Характер гражданской войны. Стратегическое наступление и стратегическая оборона. Стратегическое планирование действий фронтов.

Тема 12. Оперативное искусство и тактика (2ч).

Наступательные действия Красной Армии. Умелый выбор направления главного удара. Фланговый удар. Фронтальный удар. Позиционная оборона. Маневренная оборона. Приказной и директивный методы управления.

Тема 13. Строительство и техническая реконструкция ВС в период между гражданской и ВО войнами (1ч).

Военная реформа (1924-1925). Закон об обязательном прохождении военной службы (18 сент.1925г.). Техническое перевооружение. Создание легких высокоскоростных танков. Создание мотомеханизированных войск. Развитие бомбардировочной авиации. Сухопутные войска.

Практическая работа: составление схемы наступательной операции фронта.

Тема 14. Военное искусство (1ч).

“ Наука об обороне государства”. Разработка теории оперативного искусства. Обычные и ударные армии. Управление тылом.

Тема 15.Вооруженные силы и теории Германии (2ч).

Фашистская диктатура Германии 1933г. Теория танковой войны. Роль видов вооруженных сил. Военно-воздушные силы. Сухопутные войска. Подготовка вооруженных сил к войне. Концепция “молниеносной войны”.

Тема 16. ВС и военные теории Италии (1ч)

Виды вооруженных сил. Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Выжидательная тенденция. Подписание Стального пакта (1939).

Тема 17. ВС и военные теории Японии (1ч).

Военная доктрина Японии. Оккупация Маньчжурии. Агрессивность японского империализма. Виды войск. Создание кольцевой системы. Военные конфликты 1938 и 1939 годов.

Тема 18. ВС и военные теории США (1ч).

Военно-морские силы. Военно-воздушные силы. Сухопутные силы США. Теория морской войны. Теория пассивной обороны.

Практическая работа: работа с тестом.

Тема 19. Подготовка второй мировой войны (1ч)

Противоречия между Германией и Италией; Англией и Францией. Кап лагерь финансирует Германию для подъема экономики в этой стране. Экономический кризис 1929-1933г. Перевод всей экономики Германии на военные рельсы. Пять периодов второй мировой войны(1939-1945г).

Практическая работа: составление кроссворда по теме.

Тема 20.Вооруженная агрессия фашистской Германии в Европе (1ч).

Начало второй мировой войны. Германо-польская война. Захват фашистской Германией Норвегии и Дании. Поражение англо-французской коалиции.

Практическая работа: схема- ход боевых действий в германо-польской войне.

Тема 21.Итоговое занятие (1ч). Защита проекта, рефератов.

Раздел 3. Развитие военного искусства России и ведущих стран мира во второй мировой войне

Тема 22. Военно-политическая обстановка накануне ВОВ (1ч).

Вероломная политика империалистов. Непосредственная подготовка к нападению на СССР. Три периода ВОВ (1941-1945г). Подготовка СССР к обороне.

Тема 23. Развитие советского военного искусства (1ч).

Организация слаженно и быстро растущего военного хозяйства. Применение стратегической обороны и стратегического нападения. Строительство оборонительных рубежей. Оперативное построение фронтов.

Практическая работа: составление плана-обзора основных военных действий.

Тема 24. Партизанское движение в годы ВОВ. Тактика партизанской борьбы (2ч).

Тактические приемы действий партизан. Способы боевых действий партизан. Рейды по глубоким тылам противника. Разведывательные операции. Специфика действий партизан в тылу врага.

Практическая работа: составление вопросника о деятельности ведущих партизанских отрядах.

Тема 25. Программа борьбы советского народа в тылу врага (1ч).

Действия подпольных групп. Массовое участие всего населения в срыве экономических и военных мероприятий оккупантов. Создание Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) в 1942

Практическая работа: составление кроссворда.

Тема 26. Формы организации партизанских сил (1ч).

Военное обучение партизан. Совершенствование управления партизанскими силами. Организация радиосвязи. Штатно-организационная структура партизанских формирований.

Тема 27.Взаимодействие партизан с Советской Армией (1ч)

Организация взаимодействия. Борьба смоленских патриотов с группой генерала П.А. Белова. Подрыв рельсов, средств водоснабжения и подвижного состава. Белорусские партизаны.

Практическая работа: составление плана реферата.

Тема 28. Итоги второй мировой войны. Военно-политические итоги (2ч).

Решающее поражение фашистской Германии и милитаристской Японии. ВОВ - важнейшая и решающая часть второй мировой войны. Освободительная миссия СССР. Опыт второй мировой войны. Источник победы.

Практическая работа: предварительное прослушивание кратких сообщений по готовящемуся проекту.

Тема 29. Основные направления развития ВС (1ч).

Структура вооруженных сил. Инженерные войска. Войска связи.

Тема 30. Характерные черты советской стратегии (2ч).Основные задачи стратегии. Цели обороны. Творческий характер советского Военного искусства. Подготовка и проведение операций окружения и уничтожения крупных группировок противника. Решение проблемы стратегического взаимодействия. Централизация военного руководства.

Практическая работа: схема- организация наступления общевойсковой армии.

Тема 31. Развитие оперативного искусства (1ч).

Фронтовая наступательная операция. Умелый выбор направления главного удара фронта. Создание ударных группировок. Форсирование рек в процессе преследования. Обеспечение скрытности подготовки и внезапности удара.

Тема 32. Развитие тактики (1ч).

Совместные усилия всех родов войск. Построение боевых порядков войск. Развитие тактики оборонительного боя. Улучшение системы огня в обороне.

(НЗО, ПЗО, ДОН, СО).

Тема 33. Итоговое занятие (2ч).

Защита рефератов, докладов.

Раздел 4. Вооруженные силы и военное искусство после второй мировой войны (16ч.)

Тема 34. Факторы и условия, определившие развитие ВС России в послевоенный период (1ч).

Коренные изменения в международной обстановке. Восстановление народного хозяйства. Политика “холодной войны”.

Тема 35. Развитие основных средств вооруженной борьбы (2ч).

Испытание ядерной бомбы (авг.1949). Ракетно-ядерное оружие. Увеличение дальности стрельбы. Оружие, обеспечивающее высокую плотность огня. Оснащение ВВС реактивными самолетами. Развитие средств ПВО. Строительство атомных подводных лодок.

Тема 36. Строительство ВС и организация войск (2ч).

Объединение усилий всех видов ВС и родов войск. Пять видов ВС СССР в первые послевоенные годы. Расформирование стрелкового корпуса. Улучшение организации всех видов войск.

Тема 37. Основные направления развития военного искусства (1ч).

Контрнаступление, перерастающее в стратегическое наступление. Теория глубокой наступательной операции. Теория прорыва обороны противника. Теория военной стратегии.

Практическая работа: составление схемы направлений военного искусства.

Тема 38. Военно-теоретические взгляды (1ч).

Военные доктрины. Концепция “реалистического устрашения”. Концепция ведения всеобщей ядерной войны. “Стратегия сдерживания” военной доктрины Франции.

Тема 39.Развитие основных видов вооружения (2ч).

Создание мощных ядерных бомб США. Основные направления развития ракет в 70-е годы. Улучшение качества бронетанковой техники. Развитие противотанковых средств. Развитие истребительной авиации. Совершенствование подводных лодок. Средства противоракетной обороны. Продажа оружия странами НАТО.

Тема 40.Строительство ВС и организация войск (2ч).

Стратегия “гибкого реагирования”. Вооруженные силы США, Великобритании, Франции, ФРГ. Атомный ракетоносный подводный флот. Соединение стратегической авиации и баллистических ракет.

Тема 41. Развитие военного искусства (1ч).

Решающее влияние ядерного оружия на развитие военного искусства. Удары стратегических ядерных сил. Увеличение ширины полосы наступления. Основные формы маневра в наступательном бою. Задачи оперативных и тактических воздушных десантов.

Практическая работа: работа с тестами.

Тема 42. Итоговое занятие (2ч).

Защита проектов, докладов, рефератов.

Список литературы

Основная

Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России ХХ в. М., Просвещение 2000.

Жилин П.А. История военного искусства. М., Военное издательство.- 1986.

Зырянов П.Н. История России Х1Х в. М., Просвещение, 1997.

Кочетов Н.С. История России с древнейших времен до 2001 г. Волгоград: Учитель, 2000.

Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История. Волгоград: Учитель,2001.

Кочетов Н.С. Предметные недели в школе. Волгоград: Учитель, 2001.

Левандовский А.А. Россия в ХХ в. 10/11кл. М., Просвещение, 1999

Мазинг Г.Ю. Ракета и орудие. М., Издательство ДОСААФ СССР.-1987.

Хогг Ян. Пистолеты-пулеметы. “Эксмо-пресс”, 2001.

Черникова Т.В. Профильное обучение: программа элективных курсов здоровье сберегающей направленности. ООО “ТЦ Сфера”, 2006.

Дополнительная

Голдина Р.Г. Силуэты растаявших веков. – Ижевск.,1996.

Елисеев Г.А. История религий. – М., 1997

Лернер И.Я. развитие мышления учащихся в процессе обучения. – М.,1982.

Нейхардт А.А. Семь чудес Древнего мира. - М., 1966.

Пич С., Миллард Э. Греки. – М., 1994.

Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История.- Ярославль,1997.

Торопцев А. 1000 великих битв с древних времен до Х1 века.- М., 2001.