Урок по повести Федора Абрамова "Деревянные кони"

Разделы: Литература


Цели урока:

1.Развитие умения учащихся анализировать художественный образ.
2.Постижение авторской позиции в вопросе о смысле жизни человека на земле.
3.Воспитание нравственности через восприятие идейного смысла произведения.

Домашнее задание к уроку дано по группам: “Филологи”, “Архитекторы”, “Артисты”, “Этнографы”, “Иллюстраторы”, “Рассказчики”.

В оформлении кабинета использованы предметы народного быта, упоминающиеся в повести, фотографии северных домов с конями на крышах, иллюстрации, выполненные учащимися.

ХОД УРОКА

И если есть такой писатель Абрамов, то он
очень коротко сформулировал бы своё кредо:
будить, всеми силами будить в человеке человека.

Ф.А. Абрамов.

1. Вступление. Постановка вопроса урока.

Сегодняшний урок нам предстоит прожить в мире героев повести Фёдора Александровича Абрамова “Деревянные кони”. Мы с вами перенесёмся в маленькую пинежскую деревушку Пижма: именно этот уголок выбрал для отдыха рассказчик. Вспомните, чем ему полюбилась эта деревня.

(Рассказчик искал “такой уголок, где бы всё было под рукой: и рыбалка, и грибы, и ягоды. И чтобы непременно была заповедная тишина”.[1] В Пижме он нашёл всё это с избытком. Он гостит в удивительном доме, любит бродить по нему, собирать и рассматривать старую крестьянскую утварь и посуду. )

В начале повести рассказчик доволен своим одиночеством и счастлив. Как изменится его настроение в конце повести?

(Ему захотелось уехать, вернуться в большой и шумный мир: “…всё мне вдруг опостылело, всё представилось какой-то игрой, а не настоящей жизнью: и мои охотничьи шатания по лесу, и рыбалка, и даже мои волхвования над крестьянской стариной”.)

Почему изменилось представление рассказчика о настоящей жизни? В чём он увидел смысл настоящей жизни? Сегодня на уроке мы вместе ответим на эти вопросы.

2. Аналитическая беседа по тексту повести.

Вспомним сюжет повести.

(Василиса Милентьевна, главная героиня повести, на неделю приехала к сыну Максиму и невестке Евгении, она ходит в лес за грибами, мы слышим рассказ о её жизни. Василиса Милентьевна заболеет и, ещё не поправившись, уедет к другому сыну. Рассказчик проводит её, а через 3 дня уедет сам.)

Да, история нехитрая, динамика развития событий подобна течению спокойной северной реки, но внешняя неторопливость повести восполняется её внутренней глубиной. Обратимся к тексту и рассмотрим его подробнее. Как готовятся в доме к приезду старой Милентьевны?

(Евгения и Максим ждут мать как дорогого гостя, усердно прибирают и чистят дом.)

Участвует ли в этой подготовке постоялец? Почему?

(Не участвует, он клянёт приезд старухи, уверен, что она будет мешать его отдыху, а в день её приезда он не хочет возвращаться с рыбалки, ждёт, пока все улягутся спать.)

Пока он, как сыч, сидел в лодке, туман наглухо заткал реку. Что помогло ему не заблудиться?

(Яркий огонь в окошке! Свет лампы, которую Василиса Милентьевна поставила на подоконник, чтобы постоялец не заблудился.)

Запомним эту важную символическую деталь, этот свет добра и заботы о незнакомом человеке. Как изменились хозяева дома после приезда Василисы Милентьевны?

(Все в доме ожили, произошло чудо – Евгению “будто живой водой вспрыснули”, рассказчик почувствовал какой-то непонятный задор и побежал колоть дрова для бани – отогревать иззябшую старуху, когда она вернётся из леса.)

И вот появляется Василиса Милентьевна. Что подчёркнуто в её портрете? Кого вспоминает рассказчик?

(Она устала, у неё худое тонкое лицо, заметно подрагивающая голова, голубые, слегка прикрытые глаза, полные “благостного удовлетворения и тихого счастья... счастья старого человека, хорошо, всласть потрудившегося и снова доказавшего и себе, и людям, что он ещё не зря на этом свете живёт”. Рассказчик вспоминает свою мать, у которой “так же довольно светились и сияли глаза” после тяжёлой работы. От Василисы Милентьевны как будто идут свет и тепло, которые сразу притягивают к ней людей, и она становится близким, родным человеком, на которого “так славно, так приятно смотреть”.)

Василиса Милентьевна сразу садится перебирать и солить грибы, Евгения и рассказчик помогают ей. И здесь, среди солнечных зайчиков и “избяного тепла”, мы услышим начало истории жизни Василисы Милентьевны.

(Группа “Артисты” инсценирует эпизод из гл. 4)

Как вы поняли, почему свёкор звал Василису Милентьевну Василисой Прекрасной?

(Она такая же прекрасная, добрая, светлая, мудрая, как сказочная героиня.)

Была ли её жизнь похожа на сказку?

(Совсем не похожа. Ей очень много пришлось пережить в жизни.)

(Реализация домашнего задания группы “Рассказчики” – история жизни Василисы Милентьевны по гл. 6, 8.)

Да, правду говорила Евгения: такие переживания “на десятерых разложить – много. А тут на одни плечи”. Но тот ровный свет, который излучала душа героини, не потускнел и притягивает к ней самых разных людей. Какие эпизоды вы можете привести в качестве примера?

(Свёкор в трудную минуту встал перед ней на колени и сказал: “Всю жизнь, до последнего вздоха, благословлять буду”.

Евгения вспоминает, как Василису Милентьевну почитали односельчане.

Когда Василиса Милентьевна отправляется в Русиху, на конюшне с утра дежурит Прохор Урваев, чтобы подвезти её до перевоза. “Тёта, тёта! Я твоё добро помню!”-кричит он.

Рассказчик в непогоду провожает её до дороги и, услышав мотор, “остервенело, с яростным криком, как в атаку” бросается вперёд, чтобы остановить машину для Василисы Милентьевны.)

Чем же покорила Василиса Милентьевна односельчан?

(Великим трудолюбием. Умом. Спокойным, ровным характером. Терпением. Мудростью. Она прежде всего думает о людях, живёт для людей, и они отвечают ей уважением, почтением, благодарностью и любовью.)

Почему Василиса Милентьевна торопится уехать?

Её ждёт маленькая внучка Катерина – бабушка дала ей слово вернуться к “школьному дню”. Раз слово “дадено”, надо ехать – тут Василиса Милентьевна непреклонна, и ни дождь, ни болезнь не остановят её.)

Что понял рассказчик в эти минуты?

(Он понял, какой сильный характер у Василисы Милентьевны, понял, чем покорила она “пижемский зверюшник. Нет, не только своей кротостью и великим терпением, но и своей твёрдостью, своим кремнёвым характером”. )

Покорённый обаянием, добротой и силой старой крестьянки, рассказчик идёт провожать её и, посадив в кузов машины, долго смотрит вслед. Что видит он, от чего не может оторвать взгляд?

(Он видит удаляющееся белое пятно: Василиса Милентьевна прощально машет ему платком. Она удаляется и как будто продолжает излучать свет.)

С первой и до последней страницы повести Василиса Милентьевна озаряет всех вокруг светом своей души, своей любви, своего добра. Озарила она и жизнь рассказчика. Что он понял после этой встречи? Что изменилось в нём? Как вы ответите на вопрос нашего урока?

(Все занятия стали казаться рассказчику игрой, потому что они радовали только его, он жил только для себя, для своего удовольствия. А теперь ему “захотелось работать, делать людям добро. Делать так, как делает его и будет делать до своего последнего часа Василиса Милентьевна, эта безвестная, но великая в своих деяниях старая крестьянка из северной лесной глухомани”. Он понял, что жить надо для других.

Смысл настоящей жизни – работать и делать людям добро, это самое главное, самое важное дело.)

3. Объяснение смысла названия повести.

Автор повести Фёдор Абрамов считал дар доброты и человечности высшим даром, высшим талантом, а таких людей, как Василиса Милентьевна, называл светоносными. Как вы думаете, почему же он не назвал свою повесть просто по имени главной героини, а дал ей название “Деревянные кони”? Какой смысл несёт название повести? Ответить на этот вопрос нам помогут выступления 2-х групп.

(Представители группы “Архитекторы” зачитывают и комментируют отрывки из повести: описание деревни, описание домов с коньками на крыше, показывают фотографии северных домов, рассказывают, что деревянный конь на крыше дома – это и признак зажиточности хозяина, и хранитель дома, а в наше время ещё и символ народного творчества.

Представители группы “Этнографы” зачитывают и комментируют отрывки из повести, описывающие находки рассказчика, показывают предметы или фотографии, которые смогли подобрать для оформления пространства кабинета.)

Скажите, что нового увидит в этих вещах рассказчик после знакомства с Василисой Милентьевной?

(Ему откроется особый мир красоты старинных деревянных и берестяных вещей, и он поймёт, что мастера этой красоты не топор да нож, а крестьянские мозоли, которые обкатывали и полировали эти вещи. Произойдёт это открытие благодаря старой хозяйке дома Василисе Милентьевне. )

Так Фёдор Абрамов ещё раз показал, какое возвышающее влияние на людей оказывает его героиня. Автор восхищается Василисой Милентьевной, её нравственной чистотой, сильным и благородным характером. Мы убеждаемся, что сделанное для других не пропадает, не уходит из жизни: оно остаётся и в душах других людей, и в истории. Когда рассказчик уезжает, его провожают деревянные кони, “целый косяк деревянных коней, когда-то вскормленных Василисой Милентьевной”. Как вы теперь объясните смысл названия повести?

(Фёдор Абрамов очень хотел, чтобы эта красота – красота народного творчества и красота народного характера – не исчезла из нашей жизни.)

4.Анализ языка повести.

Фёдор Александрович тонко чувствовал и красоту северной речи, свежей, как живой родник. Он писал, что именно “север хранит заповедный русский язык”.[2] До урока вы получили составленные группой “Филологи” словарики с объяснением некоторых областных слов (ГУ`БА – лесной гриб, ПЕ`СТЕРЬ – берестяной заплечный короб с крышкой, ТА`ТЯ, ТА`ТА – отец, папа и т.д.). В заключение урока мы заслушаем выступление этой группы о языковых особенностях повести.

(Представители группы “Филологи” поясняют слова Ф.Абрамова: “Слушая родную говОрю, я чувствую себя счастливым”. Этим счастьем писатель щедро делится с читателем.)

5. Итоги урока.

Список литературы.

  1. Абрамов Ф.А. Дом: Роман, повести, рассказы, публицистика / Сост. Л.В.Крутикова. – М.: Высш. шк., 1988.
  2. Абрамов Ф.А. Слово в ядерный век: Статьи, очерки, выступления. – Современник, 1987.
  3. 15 встреч в Останкине / Сост. Т. Земскова. – М.: Политиздат, 1989.