Урок русского языка в 3-м классе по образовательной программе "Школа–2100" по теме "Главные члены предложения"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

Цели:

  • формирование представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого.
  • формирование умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.
  • закрепить знания о видах предложения по цели высказывания и по интонации.
  • развивать орфографическую зоркость.
  • повторить правила дорожного движения.

Оборудование: карточки с предложениями, орфографические словари, таблички «Главные члены предложения», интерактивная доска, презентация (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент (первый слайд)

Учитель:

Вот и солнечно с утра,
И в душе у нас весна!
Мы начнём урок с улыбок,
Выполним всё без ошибок.

Дети:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

2. Проверка полученных знаний. Работа на карточках.       

– Сегодня мы отправимся на экскурсию по городу Грамматика (второй слайд).

А чтобы наша экскурсия прошла без проишествий, мы должны вспомнить правила дорожного движения. Перед вами лежат карточки с предложениями. Я прочту эти предложения, а вы, ребята, в конце каждого из них поставьте соответствующий знак препинания, в скобочках указав, вид предложения по цели высказывания и по интонации.

  1. Каждый человек должен соблюдать правила дорожного движения…
  2. Можно ли перебегать улицу перед близко идущим транспортом…
  3. Нельзя играть на мостовой…
  4. Переходите улицу только при зелёном свете светофора…
  5. Можно ли играть на проезжей части…
  6. Соблюдайте правила дорожного движения…                                                                                                                                   

3. Чистописание. Словарная работа.

– Молодцы! Теперь мы смело можем отправиться в путь. Первая улица, на которой мы побываем, называется  Орфографическая (третий слайд). Откройте тетрадь и запишите дату урока, классная работа.

3.1. Работа с орфографическим словарём.

– Прочитайте слово, написанное в ваших тетрадях красными чернилами. Где мы можем встретить фонари в нашем городе? Для чего они нужны? Чем отличаются фонари на слайде? (один старинный, другой современный). Найдите это слово в орфографическом словаре и прочитайте.

– Поставьте ударение. С какой безударной гласной пишется слово «фонарь»? (четвёртый слайд).

– Зачеркните букву «а», запишите слово. Подберите однокоренные слова. Запишите, выделите корень.

4. Введение в тему урока. Открытие новых знаний. Постановка проблемы.

Мы отправляемся на следующую улицу. Улица Главная (пятый слайд, шестой слайд).

– Посмотрите на доску, прочитайте: Весело светит яркое солнце.

Что вы можете сказать: это группа слов, словосочетание или предложение?

– Какое по цели высказывания данное предложение? А по интонации?

– Запишите предложение в тетрадь, выделите орфограммы.

(Один ученик работает на интерактивной доске).

– Сколько слов в предложении? Есть ли среди них главные, т. е. такие, без которых в предложении не обойтись? Возникла проблема! Как же её решить?

– Попробуйте прочитать предложение без первого слова (весело); без второго слова; без третьего; без четвёртого (седьмой слайд).

– Все ли предложения имеют смысл? Почему?

– Какой вывод можно сделать? (В предложении есть главные члены.)

– Сформулируйте тему нашего урока (восьмой слайд).

5. Наблюдение. Работа по учебнику.

Улица Смысловая (девятый слайд).

5.1. Откройте учебники на с.125 упр.397. Выполняется устно по вопросам в задании. (Ученики называют признаки предложения: наличие законченной мысли, связь слов, в конце стоит точка; наблюдают, какие вопросы ставятся к словам в этих предложениях).

– Двух слов в каждом предложении достаточно, чтобы понять смысл предложения?

– Почему это так? (Одно из слов в каждом предложении – существительное  или местоимение, другое глагол. Они называют предмет  и их действия  или указывают на лицо (я) и называют его действие).

5.2. Упражнение 398. Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями упр. 397. Что изменилось? (Добавили слова). Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным, точным).

5.3. Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж).

– Как называются выделенные слова? Найдите ответ в задании после упражнения.    

Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы по городу шагаем,
Руки, ноги разминаем.
Вдруг прилетела стрекоза, позолочены глаза.
Поглядела влево, вправо,
А потом назад, вперёд.
Снова влево, снова вправо,
И опять назад, вперёд –
Настоящий вертолёт.

6. Работа с текстом определения (с.126).

Улица Правильная (десятый слайд). У каждого на парте карточка с таблицей «Главные члены предложения».

рис.1

6.1.Чтение первого определения.

– Что происходит со словами разных частей речи в предложении? (Они становятся членами предложения).

– Что такое грамматическая основа предложения?

– Может ли предложение состоять только из грамматической основы? Приведите примеры.

6.2. Самостоятельное чтение второго определения

Работа в парах. Ребята друг другу задают вопросы по тексту. Используя таблички, рассказывают о подлежащем и сказуемом. 

7. Первичное закрепление.

Улица Закрепляй-ка (одиннадцатый слайд).

7.1. Запись предложения с комментированием с выполнением заданий к упражнению.  Упражнение 399 стр. 126.

7.2. Игра-эстафета «Парный выход».

На доске в два столбика записаны предложения. Каждая пара игроков подходит к доске, находит и подчёркивает в предложениях подлежащее и сказуемое. Победителями считаются пары игроков, не допустившие ошибок.

1. На пруду раскрылись золотые кувшинки.

2. Поле покрыли голубые васильки.

3. Дремлет чуткий камыш.

4. Белый пар по лугам расстилается.

5. Солнце заглянуло в  окно.

6. В город пришла весна.

1. Вылетают из гнёзд птицы.

2. Полетят из ульев в разведку первые пчёлки.

3. С горы бежит ручеёк.

4. На опушке леса зацвела душистая черёмуха.

5. С юга возвращаются журавли.

6. В городских парках весело играют дети.

Проверка задания на интерактивной доске (двенадцатый, тринадцатый слайды).

8. Домашнее задание.

Улица Домашняя (четырнадцатый слайд).

С.126 упр. 399, выучить определение.

9. Итог урока. Рефлексия.

– Понравилась ли вам экскурсия по городу?

– Что повторили из изученного?

– Что нового вы узнали?

– Чему именно вы учились?

– С каким настроением вы уйдёте с урока?

– А сейчас закройте глаза, если настроение хорошее, то откройте их и улыбнитесь (пятнадцатый слайд).

– Спасибо вам! Удачи и успехов! (шестнадцатый слайд).