Открытый урок по окружающему миру "Золотое кольцо России". 3-й класс

Разделы: География

Класс: 3


Цели урока:

  1. Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.
  2. Содействовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать чувство гордости за свою страну.
  3. Развивать речь детей, память, мышление, воображение, умение слушать.

Оборудование:

  • компьютер, экран, проектор;
  • мультимедийная презентация (Приложение);
  • творческие работы учащихся.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!

ΙΙ. Повторение изученного материала.

1. Организация работы у доски

  • Государственный бюджет.

Расположи правильно:

 

  • Профессии людей, которые получают зарплату из бюджета 
Расходы бюджета Профессии людей
На образование Учитель, воспитатель
На здравоохранение Врач, медсестра
На содержание армии и милиции Военный, милиционер, сотрудник ГИБДД
На науку и культуру Ученый, артист, библиотекарь
На охрану природы Лесовод, егерь,

2. Работа с классом

Игра «Назови одним словом»

  • План доходов и расходов (бюджет)
  • Деньги, которые попадают в бюджет (доход)
  • Деньги, которые тратятся из бюджета (расход)
  • Доход выше затрат (прибыль)
  • Доход меньше затрат (убытки)
  • Плата за работу (зарплата)
  • Доход хорошего студента (стипендия)
  • То, что остаётся от дохода семьи после того, как мы израсходуем деньги на всё необходимое (накопления)
  • Деньги, которые откладывают на будущее (сбережения)
  • Определённая сумма денег, которую банк регулярно выплачивает вкладчикам за хранение сбережений (процент)
  • Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству (налоги)
  • Вид доходов, который невозможно запланировать (выигрыш)
3. Тест: Деньги. Бюджет.

Карточки детям. На слайде вопросы и ответы для проверки.

1 вариант

  1. Что такое «бартер»?
    а) так называется процесс купли-продажи товара;
    б) это прямой обмен одних товаров на другие;
    в) это один из видов дохода?

  2. Что использовалось раньше в качестве денег?
    а) телевизоры и чайники;
    б) морские раковины, шкурки пушных зверей;
    в) рисунки на бумаге.

  3. Из чего складывается бюджет?
    а) из зарплаты и стипендии;
    б) из денег;
    в) из доходов и расходов.

  4. Из чего складываются доходы государственного бюджета?
    а) из заработной плата граждан;
    б) из доходов предприятий и фирм;
    в) из налогов граждан и организаций.

  5. Что такое «гонорар»?
    а) бюджет;
    б) авторское вознаграждение;
    в) расход.

  6. Выигрыш по лотерейному билету – это ...
    а) постоянный доход;
    б) расход;
    в) доход, который не может быть запланирован.

2 вариант

ΙΙΙ. Введение в тему.

Ваша семья хорошо планировала свои расходы, вы сами бережно относились к своим вещам, сэкономили на этом, экономно расходовали воду, газ, электроэнергию – за всё приходится платить. Какую поговорку об этом можете привести в пример? (Копейка рубль бережёт)

– Накопления родители поместили в банк и получили проценты по вкладу. Собралась определённая сумма. Как можно использовать эти деньги? (отложить на будущее, сделать крупную покупку – купить холодильник, стиральную машину, автомобиль, квартиру и т.д. А можно отправиться в путешествие!)

– Так обычно и делают. Где вы уже побывали? (Рассматривание фотографий на стенде «Путешествие по родной стране»)

– Кто догадался, по какому маршруту мы отправимся сегодня? (По Золотому кольцу России)

– Верно! Мы побываем в нескольких древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце».

– Почему кольцо? И почему Золотое? Ваши гипотезы? (Выслушиваются предположения детей)

– Вы сами в конце урока сможете ответить на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

– Давайте посмотрим на карту в учебнике стр. 88. на ней показаны города Золотого кольца. Найдите и назовите их.

ΙV. Работа с картой России.

1. – Где мы живём? (КБР. Столица нашей республики – город Нальчик.) Покажите на карте.

– А где расположено Золотое кольцо? (В центре России)

Из какого города отправимся в путешествие по Золотому кольцу? Кто догадался? (Из Москвы)

– Угадайте, на чём доберёмся до Москвы:

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Быстро в небо проплывает.
Что же это?
(Самолет)

Кто покажет на карте столицу нашей Родины?

– А кто был в Москве?

– Что запомнилось особенно? (Красная площадь, собор Василия Блаженного)

V. Москва – столица нашей Родины

Москву называют столицей. Столица — это главный город страны. Сегодня Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Что извещает о присутствии в Кремле Президента? (флаг)

  • Когда Президент в Кремле, над ним поднят Государственный флаг России.

Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)

Поднимите руку те, кто любит играть. Предлагаю поучаствовать в интеллектуально-познавательной игру «Поле чудес»

1 тур

Самый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол. Но он к тому же и самый молчаливый. Что послужило тому, что голоса этого колокола никто никогда не слышал? (пожар)

Когда отливали Царь-колокол, случился пожар. Чтобы потушить огонь, в литейную яму, где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол навеки остался немым.

Игра со зрителями

Кремль славится еще одним чудом – огромной пушкой. Как и колокол, её называют Царь-пушкой. Отлил ее в Москве Андрей Чохов. Вместе со своим помощником он сначала сделал модель пушки, потом целый год готовил форму для её отливки.

Из чего была сделана модель Царь-пушки? Какой материал использовал мастер? (воск)

2 тур

У стен Кремля расположилась большая площадь. Она называется «Красная», то есть красивая. Это главная площадь страны.

На Красную площадь выходят проездные ворота главной башни Кремля. На башне находятся главные часы страны – они показывают самое точное «московское время».

Как называется главная башня Кремля? (Спасская)

3 тур

В честь победы над Казанским царством, которое долгие годы притесняло Русскую землю, царь Иван Грозный приказал храм построить. А назвали храм Покровский собор. Но москвичи дали храму другое имя. Назовите имя московского юродивого, которое носит храм. (Василий Блаженный)

VI. Город Сергиев Посад

Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад.

Учитель показывает на карте маршрут движения, показать слайды, фотографии города.

Ученики рассматривают в учебнике фотографии, читают текст о городе Сергиев Посад (стр. 89).

Один из учеников делает сообщение, опираясь на слайды, фото­графии.

– Что означает слово «лавра» ?

Кто запомнил, как называется главный монастырь города Сергиев Посад?

VII. Сообщения учеников о городах Золотого кольца

– Мы снова садимся в автобус и продолжаем путе­шествие!

Какие еще города Золотого кольца вы знаете? Расскажите.

Дети рассказывают о Переяславле-Залесском, Ростове, Угличе, Ярославле, Костроме, Суздале, Владимире. (Уче­ники заранее подготовили сообщения.)

Во время сообщений учеников учитель показывает слайды, фо­тографии городов и достопримечательностей.

VIII. Кроссворд

А теперь давайте проверим, как вы запомнили все то, о чем мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд:

  1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
  2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
  3. В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир)
  4. Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич)
  5. Главный, важный монастырь. (Лавра)
  6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. Этот город еще в давние времена с уважением называли Вели­ким. (Ростов)

IX. Итог урока

Посмотри карту-схему и перечисли города Золотого кольца.

Объясните название «Золотое кольцо».

– Почему древние города строились на берегах рек и озер?

Ученики читают вывод в учебнике на странице 99:

Несколько древних русских городов образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. В него входят Сергиев Посад, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир.

Х. Домашнее задание

  1. Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр. 88-97); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 98);
  2. Выполнить задания 2, 4, 5 (стр. 99).

Дополнительный материал.

1. Игра «Узнай город по описанию»

Впиши в клеточки названия городов.

а) Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь Троице-Сергиева лавра.

б) Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они сходятся, стоят старинные Торговые ряды.

в) Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть большой часовой завод.

г) Этот город называют городом-музеем. В нём много церквей, монастырей, часовен. А ещё есть Музей дере­вянного зодчества.

2. Игра «Соедини линиями»

С именами каких великих людей связаны названия городов?

Использованная литература

    1. Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2-4 кл. нач. шк./Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. –М.:АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998. – 256 с.: ил.
    2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч2 / А.А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 157 с.: ил. – (зелёный дом). – ISBN 5-09-014978-Х.