Индивидуально-групповое занятие по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных с коррекцией эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • закрепить знания, умения, навыки детей по правописанию безударных окончаний имени прилагательного;
  • совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;
  • развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, эмоционально-волевую и коммуникативную сферу детей;
  • совершенствовать навыки самостоятельной и парной работы;
  • пробудить чувства доброты, уверенности, радости и творческой активности.

Оборудование:

  • компьютер, проекционный экран;
  • карточки с памятками;
  • карточки для работы в парах;
  • дифференцированные разноцветные карточки с домашним заданием;
  • тесты, ключи к тестам;
  • слайд радуги;
  • конверты с правилами.

Ход занятия

В начале занятия проведем разминку. У каждого тест по теме: "Безударные падежные окончания имени существительного" (См. Приложение 1)

1. Найди существительное женского рода.

а) дядя

б) дедушка

в) метель

г) яблоко

д) ремень

2. Найди существительное во множественном числе.

а) шкаф

б) ручка

в) тетради

г) лужа

д ) соня

3. Найди существительное 2 склонения.

а) сирень

б) печь

в) Петя

г) облако

д) машина

 4. Найди существительное в Предложном падеже.

а) без обложки

б) на ели

в) с книгой

г) по земле

д) из тетради

Выполните задания, выбрав нужную букву. Проверьте себя. (См. Приложение 1). Ключ (1в, 2в, 3г ,4б). Кто набрал 4 балла? Молодцы.

Какую тему сейчас проходим по русскому языку? Нужны ли нам знания по имени существительному? Почему? ( Имена прилагательные дружат с существительными. Они всегда "ходят" вместе, парой. А существительное может "гулять" без прилагательного (Например: кошка, снег, лес). По правилам русского языка, имена прилагательные должны стоять не только в том же роде, что и имена существительные, связанные с ними, но и в том же числе, падеже).

Мальчик из другого класса написал текст, прочитаем его. (См. Приложение 1)

  1. Хорошо ранним утром пройти по тенистай роще.
  2. Ласково смотрит добрая солнце с синева неба.
  3. Свежый ветерок гонит легкие облака.
  4. В лесной лазури поет звонкие песню жаворонок.
  5. Пестрые дятел стучит по коре белай березы.
  6. В глубокам овраге звучит говорливые ручей.
  7. Чудный звуки разливаются по земле.
  8. Легко дышать чистым утреннем воздухом.

Что вы заметили? (Ошибки в окончаниях прилагательных).

Мы с вами недавно писали диктант. У нас и у этого мальчика есть небольшая тревога на сердце. Хотите ли вы помочь ему исправить ошибки, снять тревогу? Мы с вами будем в роли учителя. Найдем ошибки (ставлю кляксы, где есть ошибки).

Перед вами конверт, в котором есть правила, их надо разложить по порядку, для этого надо вспомнить, как найти окончания имени прилагательного, что будет 1? 2? 3? 4? Работать будете в паре. Чья пара выполнит быстрее, поднимет руки и прочитает, а мы посмотрим, согласны с этой парой или нет?

Правописание безударного окончания прилагательных.

  • Определить с каким существительным сочетается прилагательное (в словосочетании или в предложении).
  • Определить грамматические признаки прилагательного (род, число, падеж) по существительному, с которым оно сочетается.
  • Определить тип основы прилагательного (по конечному звуку основы).
  • Определить правило написания окончаний у прилагательного с такими же грамматическими признаками (ставя вопрос от существительного)

Проверка. ((См. Приложение 1)

Молодцы.

Физ. минутка.

Наклоните голову вперед, назад, вправо влево. Поднимем плечи вверх, вниз.

На доске и у каждой пары есть карточка с заданием. ((См. Приложение 1)

Соедините существительное с прилагательным и определите основу (твердая или мягкая) Пара, которая справится быстрей, покажет на доске.

облако верный
чистое
береза
маленький
старая
друг
синее
красивая
роща
холодные
море лесной

 Проверьте. Почему слово "холодные" не соединили с существительным? Какая основа у прилагательного? Назовите прилагательные с твердой основой и с мягкой.

Физ. минутка (под музыку)

Двигаем глазки вверх, вправо, вверх, влево, вниз, вправо, вниз, влево. Нарисуем глазами квадрат, круг.

Молодцы. Знаем правила умеем находить род, число, основу у прилагательных, а как узнать падеж?

Возьмите предложения, где есть ошибки у прилагательных. Исправьте их, определяя (род, число падеж, основу). Кто справился? Доказываем. (См. Приложение 1)

Какие молодцы, помогли мальчику исправить ошибки, снять тревожность.

Что вы для этого использовали? А теперь закрепим знания, выполнив тест по теме: "Безударные падежные окончания имени прилагательного" (См. Приложение 1)

1. Из данных слов найди прилагательное.

а) холод

б) похолодало

в) холодный

г) холодок

2. Найди прилагательное среднего рода.

а) красная

б) сильное

в) лесной

г) синяя

3. Найди прилагательное с мягкой основой.

а) сладкий

б) высокая

в) крикливый

г) голубое

4. Найди прилагательное в Творительном падеже.

а) у синего моря

б) о верном друге

в) в осеннем лесу

д) свежим утром

5. Где пишется И?

а) перед могуч_м великаном

б) около древн_го замка

в) мягк_е стулья

г) по верхн_му этажу

Проверим себя. (Ключ 1в, 2б, 3а, 4д, 5ав.) (См. Приложение 1)

Кто получил 5 баллов? 6 баллов?

Рефлексия:

Была тревога - стала радость. Вместе работали, пообщались, кляксы были серые, а стали цветные, красивые.

Отгадайте, о чем это:
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга. (Радуга).

Правильно. Вот и у нас появилась радуга. (См. Приложение 1)

Радостно, радужно, на душе хорошо, а вам радостно?

Домашнее задание:

Хотели бы вы дома выполнить задания, направленные на то, где еще надо поработать? Перед вами предложены разные цвета карточек с заданием. Выберите карточку, с которой вы можете справиться дома.

Памятка.

Падежные окончания имен прилагательных.

Падеж Окончания прилагательных
Мужского рода Среднего рода Женского рода
И. -ой,-ый,-ий -ое,-ее -ая,-яя
Р. -ого,-его -ого,-его -ой,-ей
Д. -ому,-ему -ому,-ему -ой,-ей
В. как в И.п. или в Р.п. как в И.п. или в Р.п. -ую,-юю
Т. -ым,-им -ым,-им -ой,-ей
П. -ом,-ем -ом,-ем -ой,-ей

1 уровень

1. Среди данных слов подчеркни только имена прилагательные.

Год, нашел, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать.

2. К именам сущ. напиши эти имена прилагательные. Определите род, число, основу.

  • Ребенок
  • озеро
  • книга
  • игрушки

3. Если есть желание, выбери два словосочетания, придумай и запиши с ними два предложения, где эти словосочетания употребляются в творительном и предложном падежах.

2 уровень

1. Напиши род и число указанных словосочетаний.

  • тёплыми коврами -
  • тяжелая сумка -
  • маленькую звездочку -
  • вкусное мороженое -
  • веселых игр -
  • глубокие лужи -

2. Придумай и запиши с этими словосочетаниями предложения, употребляя их в разных падежах (выдели окончание у прилагательных, определи основу и падеж)

3 уровень

1.  Подчеркни в каждом предложении имена прилагательные и те имена существительные, к которым они относятся. Вставь окончания у прилагательных, определи род, число, падеж.

  • Травы и деревья прощаются с жарк.. солнцем.
  • Пролетело зелен.. лето, наступает золот.. осень.
  • Поздн.. осенью срезают сочн.. капусту.

2. Исправь ошибки и докажи, что ты прав, определяя у прилагательных род, число, падеж, основу.

У синиво моря, свежым утром, о вернам друге, в далеких стране, к веселаму празднику, синие платье.

 Приложение 1: Презентация

Использованная литература.

  1. Т.Л. Федорова "Проверочные самостоятельные работы по русскому языку для 3 класса". М. 2006г.
  2. Дидактический материал к интегрированному курсу. М. 2004г. РИНО.
  3. Л. П. Николаева, И. В. Иванова "Тесты по русскому языку для 3 класса". М. Изд-во "Экзамен" 2007г.
  4. Т. Л. Федорова "Итоговые тесты по русскому языку за курс начальной школы". М. 2006г.