Внеклассное мероприятие "Турнир вежливости"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • формирование познавательного потенциала: активности, любознательности;
  • формирование правил культурного поведения, правил этикета.
  • воспитание желания общаться, умения дружить друг с другом;
  • стимулирование позитивного поведения учащихся: управление самим собой;
  • воспитание воли, ответственности за порученное дело;

  Форма проведения: соревнования между командами.

Оборудование: для сервировки стола: тарелки, ложки, вилки, ножи; вишнёвый компот, скатерти, салфетки; магнитофон, плакаты.

Ход турнира

Учитель: О, досточтимые рыцари, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнирных труб! Турнир рыцарей ждет вас! Доспехи ваши – вежливость и любезность, внимание и доброжелательность! Будьте трижды достойны великого рыцарского звания! Да победит сильнейший и вежливейший! (на доске плакат – рыцарь на коленях, на ленте, на острие копья написано «Турнир вежливости». Другой плакат – слова М.Сервантеса «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».)

Открытие турнира.

1 ученик: Чтоб в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
За щитами не скрываться, шпаги острой не бояться,
Все законы поведенья изучить!

2 ученик: Победить в турнире очень не легко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье по законам уваженья!
Победить в турнире очень не легко!

Звучит музыкальная заставка.

У.: Прежде чем приступить к конкурсной программе, предлагаем командам поприветствовать друг друга и чем вежливее, тем лучше. (Команды «Мушкетёры» и «Джентльмены» приветствуют друг друга.)

Мушкетёры: Один за всех и все за одного!
Когда мы едины – мы непобедимы!

Джентльмены: Перчатку вызова бросаем – на честный бой вас вызываем!

1 конкурс «Разминка»

 Каждой из команд задаётся по одному вопросу. По окончании разминки жюри, которое состоит из пап и девочек, подводит итоги.
«Мушкетёры»: Кого в прошлом называли рыцарями? (В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи (латы, кольчуги, шлемы), были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку, в 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук мальчиков приучали держать данное слово, быть предупредительными и вежливыми, выручать друга в беде, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщинам)

«Джентльмены»: Какого человека называют рыцарями в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг и на самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Он готов бесстрашно броситься на помощь человеку, попавшему в беду, не струсит перед натиском хулигана. Рыцарь бесстрашно бросится в ледяную воду, чтобы спасти тонущего, он совершает много других прекрасных поступков, а в его груди бьется благородное сердце)

Учитель: Пока жюри подводит итоги, со зрителями поиграем в игру «Словарь вежливых слов» (ученики хором заканчивают строчки двустиший):

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …(спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).
  4. Мальчик, вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания).

  Жюри называет количество баллов за приветствие и разминку.

2 конкурс «Рыцарские манеры»

«Мушкетёры»: Откуда пришёл обычай снимать шапку, когда заходишь в дом? (Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облачённые в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей. И это им приятно)
«Джентльмены»: Откуда пришёл обычай - здороваясь, снимать перчатки? (С тех рыцарских времён идёт обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.)

Учитель: Жюри подводит итоги, а болельщики прослушают обращение мальчика к прохожему: Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Обращаясь, он сделал ошибки. Какие? (Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?»

 Жюри объявляет результаты за второй конкурс.

3 конкурс «От теории к практике»

У.: Приглашаются по два участника от каждой команды. Один из участников сервирует стол. (Тарелка, слева от неё - вилка, справа – нож и ложка, причём вилка и ложка кладутся вогнутой стороной вниз). Другому участнику предлагается выпить компот с ягодками, не нарушив правил хорошего тона. (Для этого сначала нужно выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку положить сначала на ложечку, потом - на блюдце).
Жюри подводит итоги, а болельщики отвечают на следующий вопрос: два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет? (Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее)

Жюри объявляет результаты за третий конкурс.

4 конкурс «Конкурс чтецов»

«Мушкетёры»: читают стихотворение А. Барто «Вежливый поступок»

Было лето, пели птички… Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки, скромно стали в уголке,
И беседуют в сторонке на английском языке.
Павлик понял: «Иностранки! Это видно по осанке!
Может быть, они туристки! В первый раз у нас в стране!»
И с трудом он по-английски произнёс: «Позвольте мне
Пригласить вас на скамью! Ну, а сам я постою!…»
Было лето, пели птички…
Две девчонки в электричке сели около окна.
Между прочим, мы москвички, - улыбается одна.
Павлик крикнул: «Как же так! Значит, я попал впросак!!»
И теперь не пьёт, не ест он!
Посочувствуем ему: уступил девчонкам место, неизвестно почему!

«Джентльмены»: стихотворение С.Маршака «Урок вежливости».

Медведя лет 5-6 учили, как себя вести:
«В гостях, медведь, нельзя реветь, нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться, снимать пред ними шляпу, не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох, и не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать, а кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать раздвинутую пасть.
Послушен будь и вежлив будь, и уступай прохожим путь.
А старых уважай и бабушку-медведицу в туман и гололедицу
До дома провожай»
Так Мишу лет 5-6 учили, как себя вести.
Хоть с виду стал он вежливым, остался он медвежливым.
Он кланялся соседям, лисицам и медведям,
Знакомым место уступал, снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал всей пяткою на лапу,
Совал куда не надо нос, топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом на публику в метро,
И старикам, старухам грозил сломать ребро.
Медведя лет 5-6 учили, как себя вести,
Но видно, воспитатели напрасно время тратили.

Во время подведения итогов жюри, ученица читает стихотворение Н.Юсупова «Простите».

Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза
И робко и тихо: «Простите», – сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже»
«Простите» – казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

Жюри объявляет итоги 4 конкурса.

5конкурс «Театрализованное представление»

«Мушкетёры» инсценируют рассказ «Кто грамотней?»
Ехали в автобусе два мальчика с книжками под мышками: Петя и Коля. Оба – первоклассники. Смирно сидели на своих местах, на кожаном диванчике, над которым написано: «Места для детей». Вдруг автобус остановился. И с передней площадки вошел старик, чей-то дедушка. Трудно ему подниматься по ступенькам, да спасибо, люди помогли – под руки поддержали. Машина тронулась, дедушка покачнулся, ищет глазами, где свободное местечко. Да плохо видит, шагнул к мальчикам. А Петя как крикнет испуганно: «Куда вы, дедушка! Прочтите, что здесь написано – это же места для детей! Вы что, неграмотный?»
Стыдно стало Коле за своего друга. Вскочил он с диванчика, усадил дедушку и говорит: «Простите, пожалуйста, Петю: он у нас ещё не совсем грамотный!» Старик сел и говорит: «Ничего, ничего, у вас вся жизнь впереди – ещё научитесь».
Выбежали мальчики на остановке, оба сердитые, красные и давай спорить. Петя говорит: «Ты не умеешь прочесть написанное? Тебя плохо в школе учили!» А Коля говорит: «Нет, это тебя плохо учили, не знаешь, что есть такое неписанное правило: младшие должны уважать старших!»

«Джентльмены» инсценируют стихотворение Б.Заходера «Очень Вежливый Индюк»

Объявился в доме вдруг очень Вежливый Индюк.
Раз по 30 в день, не реже, он кричал: «Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости – поучиться вежливости.
Я и сам, - кричал Индюк, - Доктор Вежливых Наук.
И жена моя – пример замечательных манер.
Даже когда спит она, видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, Осел! Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба? Говори: приду, спасибо.
Ты не будь свиньёй, Свинья, ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла ты свое свиное рыло»
Как ни бился он, однако к Индюку никто не шёл –
Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл.
Посинел Индюк от злости: «Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды! Все они балды – балды!»
И добавил с высоты своего величия:
«Не усвоили, скоты, правила приличия!»

Жюри подводит итоги 5 конкурса. А болельщики, слушая рассказ, вставляют вежливые слова: Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. На остановке вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь,……(пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: «……(спасибо)» Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: «……(Извините, пожалуйста)»

Жюри объявляет результаты конкурса.

6 конкурс «Рыцари скрестили шпаги».

Представители команд задают вопросы, подготовленные дома.

«Мушкетёры» – «Джентльменам»: За сколько минут до начала спектакля нужно приходить в театр? (Минут за 30).

«Джентльмены» – «Мушкетёрам»: Ты идёшь с другом по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе? (Да, показываешь уважение другу своего друга).
Во время подведения итогов этого конкурса учитель задаёт вопрос болельщикам: навещая заболевшего друга, не задерживайся у него долго, так как ………- закончите мысль.

Учитель: Наш турнир подходит к концу. Просим уважаемое жюри подвести окончательные итоги. А мы с вами ответим на последний вопрос: рассказывая о чем-то интересном, не размахивай изо всех сил руками, так как при этом можешь …………- закончите фразу.

Председатель жюри называет и награждает победителей грамотами и сладкими призами.

Участники турнира произносят клятву рыцарей.

 Клянёмся рыцарями быть! Всегда «спасибо» говорить,
«Добрый день», «До свидания» – нет в мире выше звания!
Клянёмся рыцарями быть! И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету – науку помнить эту!
Клянёмся рыцарями быть! В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным, и строгим словом, и целебным.

Учитель: Дорогие ребята! Наш турнир окончен. Но с его окончанием мы думаем, что не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные – настоящие рыцари!