Организация гуманитарно-ориентированной исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования школы является “гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся”.

Гуманитаризация предполагает получение необходимого для каждого культурного человека минимум знаний об истории развития общества, его языка, литературы, искусства, религии. Гуманитарное развитие необходимо каждому. Личность как носитель языка – первооснова всего развития человеческого общества. Самопознание и осознание своего “я” как части мировой цивилизации наиболее эффективно проявляется в столкновении, взаимодействия и взаимовлияния микро- макро культур различных этнических групп, народов и стран. Формирование духовного мира – призвано обеспечить культуроведческое наполнение содержания образования.

Иностранные языки, как никакой другой предмет, предоставляют богатейшие возможности для гуманитарного развития и культурологического образования школьников.

В своей образовательной программе гуманитарного развития личности средствами английского языка мы оперируем на следующие принципы:

  1. Гуманизация процесса обучения английскому языку, исходящая от признания ценности человека как личности, его прав на свободное развитие и появление своих способностей.
  2. Гуманитаризация процесса обучения английскому языку, исходящая от самой сути языка как неотъемлемой части человеческой природы, как первоосновы развития человеческого общества и личности как носителя языка.
  3. Гуманитарное развитие личности каждого учащегося, его индивидуальной культуры и познание национальной происходит через приобщение к этнокультуре сопредельных народов и социальную интеграцию в иноязычную культуру с ориентацией на диалог культур.
  4. Обогащение филологической культуры путем включения в предметное содержание обучения аспектов языковедческих и литературоведческих знаний.
  5. Расширение сфер общения за счет гуманитарно-ориентированного подхода при отборе тематического материала и поблеем для обсуждения.
  6. Связь курса английского языка с другими предметами гуманитарного цикла, их частичное интегрирование.
  7. Функционально-тематический подход к отбору языкового материала, позволяющий достигнуть подвинутого уровня языковой и коммуникативной компетенции каждого ученика.
  8. Индивидуальный подход к учащимся при формировании его активного и пассивного словарного запаса с учетом его интересов, склонностей, способностей.
  9. Обеспечение условий для развитии творческих способностей подростов путем сочетания урочной и внеурочной деятельности, факультативных занятий, использования технологий педагогики сотрудничества и проектной методики.
  10. Осуществление в совокупности коммуникативного, деятельностного, социокультурного и этнокультурного подходов в рамках личностно-ориентированного обучения через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках в системе дополнительного образования.

Научно-исследовательская деятельность учащихся в большей степени работает на развитие творческого потенциала каждого ученика.

Первый этап организации работы - применение приемов научно-исследовательской деятельности на уроке английского языка – уроки-исследования, литературные гостиные. Традиционными формами исследовательских работ выступают туристические гиды, рекламные проспекты, рефераты.

Второй этап – выход в систему дополнительного образования – исследовательская деятельность учащихся в структуре школьного научного общества.

Не составит большого труда для руководителя мотивировать на исследовательскую деятельность, если подготовительный период прошел успешно. Как правило, мои ученики вне зависимости от способностей и возможностей все хотят быть успешными и реализовать свои знания, принять активное участие в жизни класса. Они понимают, что знания английского, это инструмент для их дальнейшей успешной жизни, необходимый элемент в развитии будущей карьер. Не все станут переводчиками или гидами, но у всех есть желание говорить на английском языке.

Как же на практике проходит организация работы исследовательской и проектной деятельности. Участники проектов имеют разный уровень обученности. И, как правило, не только “отличники” принимают участие. Стараюсь задействовать всех учеников группы – часть работают над сбором материала, часть детей оформляют работу. Есть пример из практики, когда типичный “троечник” по предмету так увлекся подготовкой проекта, что после его защиты и победы (заняли призовое место), подтянул свои “хвосты” и смог учиться на “четыре и “пять”. Появился стимул учиться хорошо и, самое главное, дети поверили в себя, проявили свои таланты. А я, в свой черед, и школа смогли поддержать их. Конечно же, защитить презентацию под силу не каждому ученику, только наиболее компетентные и уверенные в своих знаниях смогут справиться с этой задачей. Работа над проектом в нашей группе, в нашей команде выглядит как работа маленького офиса над поставленной целью.

За последние пять лет мы защитили на районных и школьных конференциях работы по следующим темам: “Праздники и традиции Великобритании” - лауреат районной конференции, “Современные тенденции в образовании Великобритании”, “Одинцово – как объект международного туризма” - эта новаторская тема стала популярной в последствии, каждый год пополняются в каждой школе экскурсоводческие сборники по маршрутам нашего города. “Экология в архитектуре. Одинцово будущего”, “История города Одинцова”- заняла второе место на конкурсе творческих работ. Проектная работа “Наш двор”, занявшая на конкурсе третье место послужила толчком для преобразования нашего микрорайона, наши идеи были реализован городским управлением на практике. “Проблемы молодежи”, основывалась на социлогическим исследовании проблем нашей школы, также провели сравнение с проблемами сверстников зарубежных стран. В этом году мы подготовили книгу “Война моего деда”, посвященную нашим дедам-фронтовикам, основанная на военных воспоминаниях очевидцев и архивных материалах.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что будущее нашей страны во многом зависит от интеллектуального потенциала сегодняшних учеников. Дать обществу творческую личность, высокоразвитую интеллектуально, умеющую во всех начинаниях учитывать человеческий фактор - для этого призваны вводимые в школе программы работ с одаренными детьми. Научно-исследовательская деятельность составляет часть этой работы. Привлечение учащихся к научной работе, исследованиям, осуществление индивидуального руководства их поиском является одним из эффективных путей гуманитарного развития творческой индивидуальности.

См. приложения:

Проектная работа на конкурс «Война моего деда».

Паспорт работы «Problems of youth».

Конкурс проектов портфолио.

Презентация 1.

Презентация 2.

Подбор фото по теме «Англия»