Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" (2-й класс. Программа Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Программа: ОР Занкова Л.В.

Предмет: Русский язык. Класс: 2.

Учебник: Н.В.Нечаева “Русский язык”

Рабочая тетрадь №2: С.Г.Яковлева “Русский язык”

Цель:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
  • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать внимание, мышление, речь.

Тип урока:

  • урок закрепления и обобщения знаний.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • алгоритм проверки безударной гласной;
  • листы с корнями слов для работы в группах;

Ход урока

I. Организация класса

•  Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем говорить о гласных звуках, как от них зависят правила русского языка. Встретимся со старыми друзьями, они нам приготовили интересные задания. Они будут помогать нам, а мы им.

II. Постановка проблемы урока

•  Подготовить детей к обобщению по теме “Безударная гласная в корне слова” через постановку проблемной ситуации.

img2.jpg (4202 bytes)

– Я хочу вам рассказать историю, которая произошла с вашими любимыми героями Смешариками.

Однажды Крош написал своему другу Барашу записку:

“Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”.

Бараш записку прочитал и пообещал прийти.

Собрались Смешарики вечером.

“Мяч будет, – сказал товарищам Крош. – Бараш принесет”.

Пришел Бараш, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Смешарики расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось?

– Какое правило не знал Крош?

– Как правильно записать это слово?

(Приложение 1)

III. Постановка темы и цели урока

•  Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

- Назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.)

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

Ребята, как вы думаете, какое стихотворение рассказал Крошу Бараш?

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.

IV. Словарно-орфографическая работа

- А теперь задание от Кар Карыча.

Прочитайте. Какое слово лишнее? Что вы можете сказать о данном слове?

Распределите слова на две группы. Обоснуйте свои действия. (Безударная гласная может быть проверяемой и непроверяемой)

З..ма, д..ревня, л..сная, д..рога, сл..ды, с..бака, р..ка, п..тух.

- Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

Составьте предложение, в которое вошло бы большее количество записанных слов. Запишите это предложение.

-Какую орфограмму вы подчеркнули? (Безударную гласную в корне слова). В какой ещё части слова может находиться гласная в слабой позиции? (В приставке, суффиксе и окончании)

- Как вы проверяли безударную гласную в корне слова?

V. Работа над темой урока

•  Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.

1) Упражнение 114 – учебник (цепочкой у доски)

– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

(Последовательно вывешиваю на доску)

Алгоритм

  • Прочитай слово.
  • Поставь ударение.
  • Выдели корень. – Зачем? ( Гласная в слабой позиции может стоять в любой части слова)
  • Определи безударную гласную.
  • Подбери проверочное слово.

Физкультминутка (от Совуньи)

Слушайте внимательно слова, которые я буду называть. Если услышите слово, в котором есть только ударный гласный, разводите руки в стороны, делайте наклон вперёд. Если в слове присутствует ударный и безударный гласные – руки вдоль туловища, наклон назад.

Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, ёж, ёжик, грач, дом, море, река, пыль, игла.

•  Работа в парах.

  1. Используя алгоритм, выполните задание в рабочей тетради:
  2. 1 вариант – упр.45(Р.т), 2вариант – упр.47 (Р.т)

    (Взаимопроверка: объясняют друг другу выполненные упражнения).

    - Как проверяли безударную гласную в корне?

    (Подбирали родственные слова или изменяли слово).

    Нюша принесла вам интересное задание.

    •  Работа в группах (5 групп).

  3. Поработайте в группах. На листочке записан “корень”, вам нужно найти и записать как можно больше родственных слов. (Приложение 1)

-лед-
-ход-
-бел-
-свист-
-боль-
-сад-
-вод-

•  Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

– Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.

– Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

4)Творческое задание – упр.44 – рабочая тетрадь.

Физкультминутка (гимнастика для глаз).

Восьмёрка.

5) Письмо по памяти

Бараш приготовил вам напоследок интересное задание.

(Текст загадки на доске)

Отгадайте загадку:

Д..мовитая хозяйка
Пол..тает над лужайкой,
Похл..почет над цв..тком -
Он поделится м..дком.

(Пчела)

А теперь запомните загадку, запишите её и напишите отгадку.

- Как проверяли слова с безударной гласной в корне?

VI. Итог урока

– Подведём итог урока. Что мы знаем о безударной гласной? (Приложение 1)

VII. Оценка работы на уроке

- Молодцы, вы порадовали меня и Смешариков. А теперь закончите предложения.

На уроке мне удалось …

Было трудно…

На уроке мне понравилось…

Я благодарен… (Приложение 1)

В добрый путь, ребята!