Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Звук и буква М"

Разделы: Логопедия


Программное содержание: продолжать развивать  мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие,  глагольную лексику, просодию, грамматический строй речи; закреплять умение правильно  дышать по схеме, определяя по запаху растения, характеризовать звуки «М – М,» (твердый – мягкий).  Учить согласовывать  местоимения и существительные, познакомить с буквой М, печатать букву М; воспитывать желание познавать новое.

Оборудование: шапочки для медведей, костюм Машеньки, видео диск «Три медведя»,  карандаши - «шуршунчики»(синие, зеленые),  ленточки красные, «волшебная» корзина (мед, малина, машина, матрешка, пирамидка, конфета, книжка), «чудо – дерево» ( мешочки в них листья мать – и – мачехи, липы, мяты), чашки, заварочный чайник, чай с липой и малиной, буква М (из наждачной бумаги), письмо, разрезная корова Милка, молоко «Веселый Молочник», «зрительная дорожка», «волшебные следы», «волшебный мешочек».

Ход:

1. Оргмомент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?
Называется игра: «Разминка театральная».
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу,
Или на лягушку, что в пруду?   [2]

Ответы детей: (изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора).
Логопед: - Так давайте же с вами превратимся в сказочных героев. Вокруг себя повернись и в сказочных героев. Вокруг себя повернись и в сказочного героя превратись (3 раза повторись)!
(Звучит музыка, дети и логопед переодеваются в костюмы сказочных героев из сказки «Три медведя».)

Логопед: - А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу,
Что ж поможем здесь, друзья?   [2]

Ответы детей: (жесты и мимика).
- Что такое мимика, друзья? Верно, ну, а жесты?
Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его нам показать.    [2]

Логопед: - Вы помните сказку 2Три медведя?»  Изобразите сердитого медведя, покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. А как обрадовались возвращению Машеньки и ее родители?      [3]

2. Сообщение темы.
Логопед:  - Подошла к концу разминка…
Постарались все сейчас.
А теперь сюрприз, ребята!
В сказку приглашаю вас!     [2]

(Дети рассаживаются на свои стульчики, включается диск с мультфильмом «Три  медведя».)
Логопед: - Нас ждет увлекательное путешествие «В гостях у сказки». Мы будем путешествовать  и искать слова с согласными звуками « М – М,». Уверяю вас в конце сказки ждет сюрприз. Приготовьте свои глазки и вы увидите, приготовьте свои ушки и вы услышите!

Машенька: - Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась.
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала.         [3]

3. Характеристика звуков «М –М,» по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: - В каких словах вы услышали звук «М?»  (Маша, маленький, сломала). Какой это звук?  (Согласный.)  В каком замке поселился звук «М»?  В каких словах вы услышали звук  «М,»?  (Медведям, Мишки.) Как   этот звук звучит?   (Мягко,  нежно, хоть и он согласный).  Скажите Машеньке, какие звуки вы еще знаете?  ( Гласные.)   В каком замке они живут?  (В красном).      [3]

4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: - Что – то гости засиделись!  А мы хотим  поиграть с вами в игру «Шуршунчики». Дети будут вам  называть слова в названии которых живут звуки «М-М,», если они называют слово в котором твердый согласный, вы должны поиграть с синим «шуршунчиком», если дети называют слово в котором живет мягкий согласный, тогда вы должны поиграть с зеленым «шуршунчиком». Дети называют слова, а гости помогают. Спасибо вам за то, что помогли нашим ребятам!

5. Развитие фонематических представлений.
Машенька: - Я очень расстроилась из-за того, что сломала у Мишутки стульчик. Я очень хочу пойти к медведям, отнести им подарки и попросить у них прощения. Дорогие ребята, помогите мне подобрать подарки медведям, только в их названии должны быть звуки «М-М,». (Дети приходят с Машенькой  в магазин «Малышок» и покупают подарки, используя деньги-кружки синего и зеленого цвета – мед, малина, машина, матрешка, пирамидка).

6. Упражнения для глаз.
Логопед: - А как же нам найти дорогу к Мишутке, ведь наши глазки так устали! Я совсем забыла,  нам поможет «Зрительная дорожка». Давайте мы все своими глазами пробежим по нашей дорожке и сразу узнаем, как найти дорогу к домику Мишутке.

7. Развитие глагольной лексики.
(Дети идут по дорожке, наступая на следы и помогают логопеду закончить предложения.)
Логопед: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Добавлялки». Я начну предложение, а вы его закончите.
- Мы с Машенькой в лес … (пойдем), бегом … (побежим), тропинку … (найдем), к домику … (придем), подарки… (отдадим, вручим, подарим).
- Разбудим Мишутку. Какой звук мы произнесли в конце всех слов? («М») Произнесем его звонко… «М», «М, «М».     [3]

8.  Усвоение местоимений  мой, моя, мои.
Машенька: - Прости меня Мишутка за то, что сломала стульчик  твой. Я принесла тебе подарки, давай дружить!  (Отдает подарки Мишутке).
Мишутка: - Спасибо, вот моя мед!
Логопед: - Дети, Мишутка не умеет играть со словами, давайте его научим!  (Это мой мед, моя пирамидка, моя машина, моя малина, мои игрушки.)

9.Использование элементов логоритмики.
Мишутка: - Спасибо вам!  Я хочу с вами пойти в мой лес и спеть мою любимую песенку. (Слова Т.Волгиной,  музыка А.Филиппенко,  «По малину в лес пойдем».)

По малину в лес пойдем, в лес пойдем,
Плясовую заведем, заведем,
Солнышко во дворе, а в лесу малинка,
Сладкая ты моя ягодка  малинка.  ( Дети поют, выполняют элементы танца, играют на детских музыкальных инструментах.)     [3]

10. Развитие просодии.

Логопед: - Дети, а что делает наш Мишутка? Давайте скажем.
Мед медведь в лесу нашел, мало меда, много пчел.
Машенька: -  Бедный Мишка заболел,
Мишка много меда съел.
Мишка плачет и кричит:
Мишутка: - У меня живот болит!               [3]

11. Аромотерапия.
Логопед: - Детишки, а я знаю, как помочь Мишутке. Я знаю одно волшебное средство, которое обязательно поможет.  К нам в гости нужно пригласить очень загадочного сказочного героя.
- Чики -чики –чики – чок,
Здравствуй,  дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть, много нового узнать!
Где ты добрый старичок?
Тишина… пришел Молчок! Не спугни его, смотри!
Т-с-с-с – ничего не говори!         [2]
(Дети  выполняют движения в соответствии с текстом, подходят к дереву на котором висят мешочки и с помощью носа определяют, где находятся листья мать – и мачехи и мяты.)
Логопед: - Мишутка, вот тебе волшебный мешочек, мы тебе покажем, как нужно правильно дышать и ты больше не будешь болеть.  (Дети показывают, но Мишутка начинает чихать.)

12.Фитотерапия.
- Я еще знаю одно волшебное средство, которое обязательно поможет! Уважаемые гости, помогите определить, где у нас малиновый чай, ведь нам не хватает именно третьего волшебного слова со звуком «М». (Гости пьют чай и определяют по вкусу малиновый чай, дети предлагают мишутке.)

13.Знакомство с буквой М.
Мишутка: - Спасибо, вам! А у меня есть «волшебный мешочек», опустите руку в мешочек и узнаете, что в нем!  Только закройте глаза!
(Гости определяют на ощупь «домик» в котором живет звук  М – буква М,  показывают детям.)
Логопед: - А мы с вами превратимся с помощью волшебных слов в эту букву.
(Дети берутся парами и произносят  слова за логопедом.)
-Палочка, палочка, а между нами галочка.     [1]
-Предлагаю вам напечатать  в тетрадях «домик»  в котором живет звук М – букву М.

14. Упражнения для мелкой моторики.
Машенька: - Нам пришло письмо!
Логопед: - здесь задание для наших гостей!  Уважаемые гости, используйте умело свои пальчики и воображение, а мы с детьми споем для вас. А вы постарайтесь стать настоящими волшебниками, превратив детали в персонажи. Дети нам помогут.
(Все дети поют.)
- Далеко, далеко на лугу пасутся ко… (кони),
Нет  не кони!
Далеко, далеко  на лугу пасутся ко… (козы),
Далеко, далеко на лугу пасутся ко… (коровы),
Правильно коровы!
Поют взрослые: - Пейте дети молоко будете здоровы!

15. Итог.
Логопед: - Все артистами сегодня побывали, сказку «Три медведя» мы вам показали. Все старались, были молодцы! Похлопаем друг другу от души!    [2]
- А нашим героям молоко «Веселый молочник» - настоящий сюрприз!

Список литературы:

  1. Волина В. Русский язык. Москва. 2000г.
  2. Маханева Г. Театрализованные занятия в детском саду. Москва. Творческий Центр.2003г.
  3. Пожиленко Е. Волшебный мир звуков и слов. Москва. Владос. 2003г.