"Галогены"

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок

Задачи урока:
1.Обучающие: формирование знаний учащихся о галогенах как типичных неметаллах, взаимосвязь строения атомов со свойствами (физическими и химическими).
2.Развивающие: развитие у учащихся ключевых компетентностей:

  • информационной и коммуникативной компетентности - (аспект извлечения первичной информации) (I уровень),
  • оценивание, сворачивание и структурирование информации в таблицы,
  • компетенции разрешение проблемы (самоменеджмент) (II) уровень умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3.Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа учащихся.

Оснащение: компьютер, проектор, презентационные работы учащихся по теме: «Простые вещества – галогены»

Оборудование: пробирки, хлорная вода, йодная вода, растворы йодида калия, хлорида калия, бромида натрия

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Вводное слово.

Мы изучаем раздел, неметаллы, и вы знаете, что неметаллы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы изучили общие сведения о неметаллах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных неметаллов.
Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.
3. Актуализация знаний. Беседа.
Учитель:
- На какие две большие группы происходит деление химических элементов?
Ученик:
- На металлы и неметаллы
Учитель: КОЗ №1 Что вы понимаете под неметаллом?
Выберите и запишите только те определения, которые можно отнести к неметеллам.

  • Малый радиус атома
  • Малое количество электронов на внешнем энергетическом уровне
  • Элементы чаще отдающие электроны
  • Большое количество электронов на последнем энергетическом уровне
  • Большой радиус атома
  • Элементы чаще принимающие электроны
  • Вещества, обладающие только одним видом кристаллической решетки
  • Элементы с большим значением электроотрицательности

- Где находятся неметаллы в периодической системе Д.И. Менделеева.
Ученик:
- В периодической системе элементы – неметаллы расположены в правом верхнем углу периодической таблицы, условной границей, отделяющей металлы от неметаллов, служит диагональ, отведенная от бора к астату; 8 А подгруппа – инертные газы, 7 А подгруппа – галогены.
Учитель:
- Сегодня мы с вами будем вести разговор об элементах 7 А группы – галогенах.
Учитель: Тема нашего урока “Галогены”
Задачи нашего урока:
Дать общую характеристику галогенам по их положения в периодической таблице.
Рассмотреть их строение, сравнить физические и химические свойства.
Узнать о важнейших соединениях неметаллов.
Определить области применения этих соединений.
Учитель :
- Что мы будем изучать в этой теме? Каков наш план урока?
Ученик:
- Мы будем изучать положение галогенов в периодической системе; строение, физические и химические свойства и применение галогенов.
Учитель:
- Проанализируйте тест задания 1 и дайте характеристику элементов 5 группы А подгруппы по положению в периодической таблице, результат представьте виде схемы.
КОЗ №2Задание №1. Представьте в виде схемы характеристику галогенов по их положению в периодической таблице Д.И. Менделеева

Галогены (от греч. hals — соль и... genes — рождающий, рожденный), химические элементы фтор F, хлор Cl, бром Br, иод I и астат At, составляющие главную подгруппу VII группы периодической системы Д. И. Менделеева. Названы Г. по свойству давать соли при соединении с металлами (например, поваренную соль NaCI). Иногда пользуются названием галоиды. Атомы галогенов имеют во внешней электронной оболочке по 7 электронов (конфигурация s2p5,) т. е. до устойчивой 8-электронной конфигурации инертного газа (s2p6) им не хватает одного электрона. Реагируя с металлами, каждый атом Галогена отнимает у них по электрону, проявляя т. о. окислительные свойства. Все галогены весьма реакционноспособны, они непосредственно соединяются с большинством химических элементов. Химическая активность Галогенов падает от фтора к йоду, по мере увеличения атомного радиуса. При обычных условиях фтор и хлор — газы, бром — жидкость, йод и астат — твёрдые вещества. Астат — радиоактивный элемент. Молекулы галогенов двухатомны.

Учитель: Ребята заранее подготовили презентации о простых веществах галогенах, их свойствах и применении в промышленности и жизни. Ваша задача из презентаций выбрать самое главное и законспектировать.
Учитель: Каким образом можно доказать следующее противоречие…
Представьте ответ в виде сравнительной таблицы.
КОЗ №3Задание №2. О существовании в природе неметаллов известно давно, среди них очень активные, способные взаимодействовать буквально с каждым элементом, другие менее активны, одни из них являются ядовитыми для всего живого, в том числе и для человека, без других жизнь живого организма было бы трудно представить…
Например:
      Хлор ( CI2)- газ желтоватого цвета с резким запахом, в 2,5 раза тяжелее воздуха. Температура плавления - 101°C, кипения - 34,1°C. Неплохо растворим в воде - один объем воды поглощает примерно 2,5 объемов хлора. Хлор очень ядовит. Хлор широко используется в промышленности для отбелки тканей, получения соляной кислоты, белильной извести, ядохимикатов, для обеззараживания питьевой воды.
Поваренная соль (NaCI) – вещество белого цвета, хорошо растворимое в воде, соленое на вкус, используется для приготовления пищи, при консервации продуктов питания, в пищевой и фармацевтической промышленности, необходим для организма человека и животных, при недостатке в клетке живого организма нарушается водно-солевой баланс .

Вещество 1 Вещество 2
   

Учитель: Галогены являются одними из самых активных веществ, исходя из строения галогенов, выдвинете предположение об их активности и способности к взаимовытеснению. Свои предположения подтвердите или опровергните, проделав лабораторный опыт. Результаты представьте в виде таблицы:

Что делал? Что наблюдал? Вывод, уравнение реакций
     
     
     
     

Группа 1: Проведите опыт взаимодействия хлорной воды с раствором бромида калия
Группа 2: Проведите опыт взаимодействия хлорной воды с раствором йодида калия
Группа 3: Проведите опыт взаимодействия йодной воды с раствором бромида калия
Группа 4: Проведите опыт взаимодействия йодной воды с раствором бромида калия
Группа 5: Проведите опыт взаимодействия бромной воды с раствором йодида калия
Группа 6: Проведите опыт взаимодействия бромной воды с раствором хлорида калия
Учитель: Подведем итог и сделаем выводы.

  • Изменение строения приводит к изменению свойств
  • Более активный галоген вытесняет менее активный из соединения

Рефлексия.
Что запомнилось на уроке, что понравилось.
Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 18-19 упр. 4 стр. 115.