Урок географии по теме "Машиностроительный комплекс"

Разделы: География


Цели:

  1. Определить значение и состав машиностроительного комплекса.
  2. Изучить проблемы машиностроения и пути их решения.

Задачи:
Образовательные:

  1. Совершенствовать работу с картой, образовательными ресурсами ( атлас, учебник).
  2. Развивать информационные умения учащихся.
  3. Совершенствовать умения проектировать.
  4. Вспомнить понятия из ранее изученных тем.

Развивающие:

  1. Продолжить развивать умения работы с картой и атласом.
  2. Развивать память, речь, мышление, воображение.
  3. Развивать творческие способности учащихся.
  4. Совершенствовать умения решать практические задачи.
  5. Целенаправленное обеспечение условий для разностороннего развития личности каждого ученика с учётом его природных способностей. ( развитие самостоятельности, инициативы, творчества).
  6. Развивать умения самостоятельно искать географическую информацию.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать работу по нравственному воспитанию учащихся.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему нас миру, любовь к Родине.

Оборудование:
Атласы, учебник географии, компьютер.

Ход урока.

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь.
Посмотрите на свои парты, проверьте, всё ли готово к уроку.
( на парте должны быть: учебник, тетрадь, атлас, ручка).

2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с металлургическим комплексом.
Давайте вспомним особенности металлургического комплекса, что входит в его состав, особенности размещения предприятий цветной металлургии.
Пока слушаются устные ответы, слабым учащимся раздаются карточки. ( 4 шт.)

Карточка №1.
1. Назовите группы цветных металлов.
Цветные металлы.
………………         ………………         ………….    …………..
2. Где сформирована основная металлургическая база тяжёлых цветных металлов?
( Уральская – медеплавильные заводы в Карабаше, Пышме и др.)

  Карточка №2.
1. Назовите основные цеха завода чёрной металлургии полного цикла.
( Доменный – сталеплавильный – прокатный)
2. Дополните схему «Металлургический комплекс»
Металлургический комплекс.

……………………….                          ………………………

Устный опрос.
1. Почему металл называют «хлебом экономики»?
Дополнительный вопрос.
На какие виды делится металлургический комплекс? (чёрная и цветная металлургия).
2. Медная промышленность.
Дополнительный вопрос.
Назовите принцип размещения медеплавильных заводов. ( размещаются вблизи мест добычи сырья).
После ответов собираются карточки с заданиями.

3.Новая тема.
- На предыдущих уроках мы познакомились с рядом комплексов. Давайте вспомним какими.
+ АПК, Лесной, ТЭК, Металлургический.
Все эти комплексы, без сомнения, очень важны для человека. Но без комплекса, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, люди уже не могут представить свою жизнь. Он производит такие товары, без которых невозможна работа других комплексов, обучение людей, общение друг с другом, получение новой информации.
- Поднимите руку, кто догадался, о каком комплексе идёт речь?
+  Машиностроительный.
- Почему именно этот комплекс?
+ Он действительно очень важен в жизни человека. Это вся электро и бытовая техника, автомобили, турбины, ледоколы и др.
- Совершенно верно.
- Тема сегодняшнего урока «Машиностроительный комплекс».
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Машиностроительный комплекс.
- Машиностроительный комплекс играет огромную роль в жизни каждого человека. У этого комплекса есть свои плюсы и минусы.
Подумайте и скажите, с чего мы начинали изучать предыдущие комплексы. Ответы, на какие вопросы вы хотели бы получить, изучая машиностроительный комплекс?
+ Значение и состав, проблемы и пути их решения.
Цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с составом и значением комплекса, рассмотрим задачи и пути их решения.
Рассказ учителя.
- Первый вопрос, который мы рассмотрим, это:
Каковы роль и место машиностроения в жизни страны.
Рассказ учителя (информация взята из учебника географии 9 кл.)
Показ картинок с продукцией машиностроительного комплекса.
- К сожалению, это не относится к числу потребительских товаров. Такие товары как автомобили, телевизоры, бытовая техника  (холодильники, утюги, пылесосы и т.д.) компьютеры и другие товары раньше производились при отсутствии конкуренции,  о качестве не заботились. Поэтому в целом продукция пока не соответствует уровню лучших мировых образцов.
Как видите, машиностроительный комплекс это производство не только автомобилей, турбин, луноходов, но ещё и техники, которой мы пользуемся каждый день.

Работа по учебнику.
Далее познакомимся с факторами размещения машиностроительного комплекса.
Откройте учебник на странице 61. Найдите пункт параграфа «От чего зависит размещение машиностроительных предприятий».
В тетрадь запишите «Факторы размещения МК».
Прочитайте пункт параграфа и выпишите в тетрадь факторы размещения.
Время работы 5-7 минут.
Проверяем.
Машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», поскольку предприятия не привязаны жёстко ни к сырью, ни к топливу, ни к водным ресурсам.
Факторы размещения МК.

  1. Металлоёмкость. ( машиностроение тяготеет к металлургическим базам).
  2. Наукоёмкость (крупные города, с их научным и конструкторским потенциалом, с высшими учебными заведениями).
  3. Кооперирование.
  4. Военно-стратегический.
  5. Ориентация на потребителя.
  6. Транспортный фактор.

Работа с атласом.
Откройте атлас на странице 28-29. карта «Экономическая».
В условных знаках найдите обозначение «Машиностроение и металлообработка».
В тетрадь выпишите крупные города и центры развития машиностроения.
На выполнение работы 3-5 минут.
Проверяем.
Атласы закрыли, убрали на край парты.
Как и у других комплексов, у машиностроительного есть ряд проблем.
- Попробуйте их определить самостоятельно.
Учащиеся называют проблемы, можно записать их в тетрадь.

Работа в группах.
Учитель раздаёт выделенные проблемы по группам. Каждая группа решает одну проблему.
Время работы 5-7 минут.
Проверяем.
Делаем выводы.

Рассказ на тему «Значение машиностроительного комплекса» заранее подготовленного учащегося.
Учащийся показывает подготовленные слайды по теме, делает вывод.

3. Закрепление.
Учащимся предлагается тест на закрепление пройденной темы.
Учитель предлагает разноуровневые задания.
Сильные учащиеся  отвечают на вопросы без вариантов ответов, глядя на компьютер.
Слабым -  раздаются готовые листы с вопросами и вариантами ответов.
У слабых учащихся ответы собираются, сильные ученики отвечают вслух.

4. Домашнее задание.
Параграф 11 ( задание №3, письменно).