Урок истории в 8-м классе по теме "Германская империя в конце XIX в. Борьба за "место под солнцем"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • повторить изученный ранее материал по истории европейских стран, Германии в частности, основные термины, характерные для данного периода времени;
  • изучить предпосылки быстрого развития Пруссии, установить круг лиц, повлиявших на развитие страны, основные черты экономики новой империи;
  • развивать память, мышление, логику, умение анализировать исторические события, связно высказывать свои мысли, воображение;
  • воспитывать уважение к историческим событиям прошлого, интерес к изучению исторического материала, трудолюбие, взаимопомощь, уверенность в своих силах.

Оборудование: карточки, фотографии деятелей истории, микрофон, мультимедиапроектор.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний.

Презентация.

1. Устный индивидуальный опрос "Угадай, кто я?".

Ученик подходит к столу и выбирает фотографию, лежащую лицом вниз. Переворачивает, видит лицо, и рассказывает об этом деятеле всё, что знает из предыдущих уроков. (Налолеон, Александр I, Карл X, Людовик XYIII, Джузеппе Гарибальди, Шарль-Луи Наполеон Бонопарт, Отто фон Бисмарк). - до 7 минут.

Одновременно с выбором ученика портрет проектируется на доску с помощью мультимедиапроектора. (см. приложение )

2. Письменный индивидуальный опрос - карточки с заданиями.

А. Парижская коммуна.

Б. Борьба за испанскую корону.

В. "Кровавая майская неделя".

Г. Причины революции в Париже.

3. Устный фронтальный опрос. "Интервью".

а) расскажите, почему Наполеона III назвали императором на шатающемся троне?

б) какие игры вели дипломаты во время борьбы за испанскую корону?

в) начало войны?

г) что это за "Третья республика"?

д) каково значение Парижской коммуны?

4. Подведение итогов по выполнению домашнего задания, выставление оценок.

- До 8 минут.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели урока. - 1 минута.

План.

  1. Новая Пруссия.
  2. Экономическое развитие страны.
  3. Новые черты в экономике.
  4. Борьба власти с оппозицией.
  5. "Новый курс" Вильгельма II.

Толковый словарь урока: - 2 минуты.

Рейхстаг, контрибуция, милитаризация, грюндерство, лицензия, аферист. (На каждой парте - раздаточный материал)

Рейхстаг. Здание построено по проекту франкфуртского архитектора Пауля Валло в стиле итальянского высокого Возрождения. Первый камень в основание здания германского парламента заложил 29 июня 1884 г. кайзер Вильгельм I. Строительство продолжалось десять лет и завершилось уже при кайзере Вильгельме II.

Контрибуция (лат. contributio), 1) суммы, которые побежденное государство по условиям мирного договора уплачивает победителю; 2) принудительные денежные поборы, взимаемые неприятельскими войсками с населения оккупированной местности.

Милитаризация - применение форм и методов военной организации в разных областях общественно-экономической жизни.

лат.Militaris - военный

Грюндерство (от нем. Grunder - основатель, учредитель), "учредительская горячка", массовая лихорадочная организация промышленных, строительных и торговых акционерных обществ, банков, кредитных и страховых компаний. Г. сопровождается кредитной экспансией, широкой эмиссией ценных бумаг (акций и облигаций), биржевыми спекуляциями, нездоровым ажиотажем, жульническими махинациями финансовых дельцов.

ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia - свобода, право) - 1) выдаваемое специально уполномоченным органом гос. управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию (напр, банковская, частная медицинская, издательская деятельность).

Аферист - мошенник, шулер, нечестный человек.

Изучение темы. - 18 минут

Класс делится на 3 группы по количеству рядов и самостоятельно в течение 5 минут читают свои пункты плана из учебников. Командир , назначенный учениками, презентует ответ всего ряда.

Презентация - по 3 минуты на 1 пункт плана.

Оставшиеся 2 пункта - объяснение учителя с помощью таблицы № 1 и № 2, которые проектируются на доску с помощью мультимедиапроектора.

Таблица № 1. Борьба власти с оппозицией

Борьба с католиками "культуркампф" Борьба с социалистами
1. Государство - все назначения на церковные должности Октябрь 1878 г. - "Закон против общественно опасных стремлений социал-демократов"
2. Католическое духовенство лишалось права надзора за начальными школами Запрет СДПГ на 12 лет
3. Запрет на преподавание Закрытие рабочих союзов
4. Запрет на политическую агитацию Закрытие рабочих газет
5. Введение гражданского брака СДПГ вынуждена работать за границей
6. Регистрация рождения и смерти  
7. Изгнание из Германии ордена иезуитов

Таблица № 2. "Новый курс"

Дата Событие
1. 80-е гг. XIX в. Принятие 3 главных законов: страхование рабочих на случай болезни, на случай увечья, на случай старости и неспособности к труду.
2. 9 марта 1888г. Смерть Вильгельма I, приход к власти его внука - Вильгельма II (Как хочу, так и приказываю)
3. 1889 г. Отставка обиженного Бисмарка.
4. 80-е гг. Колониальная политика (захват Того, Камеруна, части Африки, Гвинеи, Маршалловых островов)
5. 80-е гг. Новое направление колониальной политики - Дальний Восток.
6. 1900 - 1909 гг. "Дранг нах Остен" - стремление к господству в Восточной Европе.
7. 1900 - 1909 гг. Деятельность нового канцлера фон Бюлова.

IV. Итоговая беседа с детьми по изученному на уроке материалу.

- что нового узнали на уроке?

- за что период с 1871 по 1878 год получил название "либеральной эры?

- какие имена сыграли решающую роль в развитии Германии?

- кто такой "железный канцлер" и с кем он боролся?

- какой новый курс взяла страна после смерти старого короля?

V. Итоги урока.

Беседа о пользе полученных знаний и возможностях учеников на уроках.

Оценивание.

Домашняя работа - параграф 15, с. 136, ответить на вопросы к тексту.

Литература.

1. А.Я. Юдовская "Новая история 1800-1918" Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2001 - с. 136.

2. Н.Е. Овчаренко, Н.А. Ерофеев и др. Книга для чтения по новой истории, 1640-1870: 2. Пособие для учащихся 8 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1987 - с. 97.

3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 - с. 108.