Проект "В мире олонхо"

Разделы: Внеклассная работа


Обоснование актуальности проекта

В наше время, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы, педагоги, ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращаем свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо, как сокровищницы вековой мудрости народа. Олонхо воспитывает детей быть человечным, духовно и нравственно развитым, учит понимать и создать все прекрасное и вечное, вызывает чувство гордости за свой народ, за свою культуру.

Единственным хранителем духовных ценностей и важным звеном пути передачи их подрастающему поколению является – школа. Одним из актуальных направлений работы нашей школы является сохранение и укрепление национальных и этнокультурных устоев.

Этот проект создан для сохранения и развития самобытной культуры олонхо в мировом сообществе посредством передачи ее детям, направлен на возрождение духовности, народных традиций, обычаев и изучение фольклора родного села. Поселок Таас-Юрях является одним их старейших якутских сел, расположенных на территории Мирнинского района. У нашего поселка большое будущее, она богата полезными ископаемыми. Сегодняшний день Таас-Юряха уже связан с алмазодобывающей, нефтегазовой промышленностью. А в будущем, откроются еще новые перспективы. Наша школа является духовным, культурным, образовательным центром села, объединяющим сельский социум в воспитании, подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни, основанной на современном качественном образовании и богатых народных традициях. Приобщение к своей культуре дает осознание своего “Я”. Ребенок, изучающий свою культуру, относится к своему народу с уважением, вырастает с чувством гордости и равноправия с другими народами и становится духовно-нравственной, всесторонне развитой Личностью. Смыслообразующим ядром воспитания и образования является “педагогика олонхо”, нацеленная на развитие целостного человека, который является высшей ценностью и целью развития общества.

Цели: формирование духовной культуры, национального самопознания у школьников; формирование чувства гордости и любви к национальной культуре своего народа; формирование разносторонне развитой личности, способный реализовать и развивать свой творческий потенциал.

Задачи:

  • Создать условие для реализации педагогики олонхо как духовно-ценностной и практической ориентации ученика в образовательной сфере, содействие творческому развитию способностей ребенка.
  • Строить внеклассную работу как продолжение, дополнение и углубление работы по изучению фольклора, получаемую на уроках.
  • Организовать работу с родителями и местными старожилами села на основе идеи сотрудничества семьи, школы и села, привлечь их к проведению занятий и мероприятий, учитывая профессиональные интересы, увлечения.
  • Систематически работать с учителями, повышая уровень их отношения к этнокультуроному образованию, профессиональное мастерство и успешность обучения школьников.
  • Приобретение дополнительных знаний по национальной культуре, фольклору.
  • Способствовать повышению интереса к шедевру якутского народа – Олонхо.

Кадровое обеспечение

  • Еремеева Сардаана Иннокентьевна, учитель якутского языка и литературы, педстаж – 9 лет.
  • Бравина Саргылана Алексеевна, учитель национальной культуры, педстаж – 13 лет.
  • Лонкунова Антонина Алексеевна, педагог-организатор, стаж работы – 2 года.
  • Слепцова Зинаида Павловна, воспитатель ДОУ № 19 “Кэнчээри”, педстаж – 23 года.
  • Саввинова Анна Николаевна, специалист по национальной культуре СДК с. Таас-Юрях, стаж работы – 4 года.

Целевая группа, на которую рассчитан проект

Проект рассчитан на население села Таас-Юрях, в котором принимают участие учащиеся школы, воспитанники детского сада, молодежь села и клуб ветеранов. При сборе информации опросом будут охвачены старожилы села, ветераны тыла и труда, знатоки старины.

Этапы реализации проекта

1-й этап

  1. Разработка проекта на основе реального анализа ситуации.
  2. Создание фольклорной группы, становление фольклорного ансамбля “Ботуобуйа кылыhахтара”.
  3. Подготовка учителей к введению новых курсов фольклорной направленности во всех видах и формах педагогической деятельности через методические объединения.
  4. Подведение итогов.

2-й этап

Внедрение проекта и реализация концепции в учебную, внеклассную работу.

  1. Выявление функций и задач каждого учебного предмета по реализации данного проекта.
  2. Планомерная работа фольклорного ансамбля по изучению фольклорного наследия села, района с педагогами и родителями.
  3. Подведение итогов и оценка успешности педагогики олонхо с помощью разнообразных диагностик.
  4. Обновление проекта и плана ее реализации на следующий этап реализации.

Основные пути реализации

  1. Организация учебного процесса. Обновить учебные планы предметов национальной культуры, ураанхай саха о5ото, якутской литературы с целью изучения олонхо согласно проекту.
  2. Организация взаимодействия школы с учебными заведениями: Школа Искусств, ЦДОД г. Мирного, МОУ СОШ № 6, 10 Мирнинского района, Сельский дом культуры и библиотека с. Таас-Юрях, ДОУ № 19 “Кэнчээри”, школьный историко-краеведческий музей.
  3. Организация районной научно-практической конференции “Олонхо – устный нематериальный шедевр человечества”.
  4. Участие школьного фольклорного ансамбля “Ботуобуйа кылыhахтара” в фольклорных фестивалях.
  5. Организация поисково-исследовательской работы по изучению фольклорного наследия села, района.
  6. Организация школьного фольклорного фестиваля юных олонхосутов.
  7. Организация выставок прикладного и изобразительного искусства на тему “В мире олонхо”, “Я рисую олонхо”.
  8. Организация летнего фольклорного лагеря “Олонхо дойдутун о5отобун”.
  9. Организация курсов учителей якутского языка и литературы, национальной культуры в Сунтарском улусе “Сунтар земля олонхо” через МРУО.
  10. Творческие встречи с фольклорным ансамблем села Арылах, Сюльдюкар.
  11. Организация и проведение семинара “Методическая система педагогики олонхо”.
  12. Организация и проведение тематических педсоветов.
  13. Работа кружков “Фольклор”, “Краеведение”, “Уhуйаан”, “Тестопластика”, “Мультипликация”, телестудии и школьной газеты “Саhар5а”, студия моды “Мичийэ”.
  14. Работа школьного историко-краеведческого музея в изучении и исследовании фольклорного наследия села.
  15. Проведение открытых уроков, круглых столов, обмены с опытом на тему педагогики олонхо, фольклора.

Пути распространения информации

Информация будет распространена:

  • путем организации семинара, научно-практической конференции, тематических педсоветов, школьного фестиваля с приглашением представителей местной власти, учащихся, учителей, воспитателей, родителей общественности;
  • через средства массовой информации (статьи в газеты “Мирнинский рабочий”, “Кэскил”, местной телестудии).

Предложения по оценке результатов проекта

Оценку результатов проекта можно достичь:

  • Разработка и создание буклетов по итогам поисково-исследовательской работы учащихся, для пополнения материалов школьного историко-краеведческого музея.
  • Научные рефераты и доклады учащихся и дошкольников по темам: “В мире олонхо”, “Олонхосуты нашего села, района”, “Запевалы осуохая села Таас-Юрях”.
  • Участие фольклорного ансамбля в районных и республиканских фольклорных фестивалях.
  • Распространение информации населению, проведение разъяснительной пропагандистской работы по сохранению и изучению якутского героического эпоса олонхо.

Оценка перспективы дальнейшего развития проекта

Дальнейшее развитие проекта предусматривает изучение фольклорного наследия села Таас-Юрях и Мирнинского района. Проект подразумевает участие в республиканском национальном проекте “Олонхо” института повышения квалификации работников образования РС(Я).

Ожидаемые результаты

Реализация модели позволит обеспечить:

  • Реализацию творческого потенциала сельских школьников.
  • Становление национального самопознания и развитие духовной культуры, чувства гордости и любви к национальной культуре своего народа.
  • Внедрение знаний фольклорного наследия своего села, района.