Окончание как изменяемая часть слова (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • в ходе выполнения практических заданий выявить, что окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;
  • познакомить с происхождением слова “библиотека”;
  • развивать речь, орфографическую зоркость, мышление, логику, память;
  • воспитывать бережное отношение к книгам, соблюдать правила пользования с книгами;

 Ход урока

1. Орг. момент

2. Запись даты (с комментированием всех встречающихся орфограмм)

3. Инсценировка (1 ученик - библиотекарь, приходит одна девочка, спрашивает журнал о моде, приходит дедушка, спрашивает свежую газетку, приходит девочка, спрашивает словарь и энциклопедию)

- Внимательно посмотрите на небольшую инсценировку и подумайте, куда приходили все эти люди?

- Итак, куда приходили люди? ( в библиотеку)

- Как вы догадались?

- Что такое библиотека? (ответы детей)

- Слово “библиотека” образовалось от двух греческих слов:

“библио” - книга, “тека” - хранилище.

- Для чего нужны библиотеки?

- Какие книги хранятся в библиотеке? (художественная литература, научно-познавательная, газеты и журналы)

- В нашей гимназии есть библиотека?

Песня (на мелодию “Учат в школе”)

Книжки разные читать
В каталоге их искать
Учат в школьной
Учат в школьной
Библиотеке.

Где найти нам про слона,
Про моря и острова
Учат в школьной
Учат в школьной
Библиотеке.

4. Сообщение задач урока.

- Сегодня у нас на уроке основные задачи: повторить изученные части слова и узнать, что такое окончание, как правильно определять окончание в различных частях речи, а также выяснить, для чего нужны книги и как их беречь.

5. Минутка красивого письма.

- Итак, в библиотеках живут книги.

- Какой первый звук в слове “книга”?

- Запишите этот звук в тетрадь и дайте ему характеристику.

(1 ученик у доски)

- Какой буквой на письме обозначают этот звук?

(прописывание буквы Кк)

- Запишите слово “книга”. Образуйте родственные слова.

- Какие слова называются родственными?

- При помощи каких частей слова образуются родственные слова?

Книга, книжный, книжечка, книжка, книголюб.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?

- Составьте предложение с одним из этих слов (устно).

6. Знакомство с окончанием.

- Подставим словосочетание “красивая книга” в различные предложения и проследим, как меняется окончание прилагательного и существительного.

- Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли сказать, что эот текст? Почему?

На ст…ле л…жит красив…книг….

Дев…чка купила красив… книг…).

У (К,к)ати нет красив… книг…).

С…стрёнка любовалась кр…сив… книг….

- Что меняется?

Вывод.

Имеют окончания:
прилагательные существительные:
-ая -ой -ой
-ую -ых (нулевое)
-ые    

(с. 92-чтение правила)

- Итак, что такое корень? Приставка? Суффикс? Окончание?

7. Закрепление.

1) - Прочитайте стихотворение. Найдите существительные.

Определите окончания.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”

2) - Вы любите читать книги?

- Проверим вашу память и внимательность.

1) Кто автор книги “Приключения Незнайки и его друзей”;

2) Кому принадлежат строчки:

“Нынче муха-цокотуха - именинница”;

3) Героями этой сказки являются Кай и Герда,

Кто автор сказки?

4) Кто это? (показ портрета А.С.Пушкина) Что написал?

5) Чей это портрет? (А.Л.Барто)

- В библиотеке книги стоят в определённом порядке. Кто знает. В каком?

- Запишите фамилии в алфавитном порядке.

- Определите окончания существительных.

3) - Люди всегда ценили книги, поэтому создали много пословиц о книгах. Какие пословицы знаете? (Кто много читает, тот много знает. Книга – мост в мир знаний.

- Слова перепутались. Попробуйте восстановить пословицу.

Умом, книга, двигай, книгой, а, своим.

(объяснить смысл пословицы)

- Определите окончания существительных.

4) - Посмотрите инсценировку “Две книжки”.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой?
- Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал…
Да что обложки…Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
- Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на “отлично”!
- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
В басне нет загадки:
“Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик!”

- Какую книжку вам жалко? Почему?

- Как нужно относиться к книгам, чтобы они не плакали?

(работа по рисункам- знакам о бережном отношении к книгам)

1 ученик:

Если купишь книгу -
Не бросай на полку.
От неё не будет
Никакого толку.

2 ученик:

Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый лучший,
Самый умный друг!

3 ученик:

От неё узнаешь ты
Обо всём на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.

4 ученик:

В ней стихи и сказки,
Все к твоим услугам!
Береги же книгу,
Стань и ты ей другом!

8. Работа с текстом.

- Приятно книжки почитать,

А сделать их попробуй!

- Из чего делают книги?

- Прочитайте. Являются ли эти предложения текстом? Почему?

Чтобы вы, р…бята, п..лучили книгу, над ней п..р..ботало много людей.

Чтобы сделать бумагу, трудились л..сорубы и сплавщики, ведь бумагу для кни.. делают из др..весины. П..сатели нап..сали текст, художники нарисовали иллюстрации. Наборщики, печ..тники, переплётчики и ещё многие другие люди созд..вали книгу в типографии.

- О чём текст? Как можно озаглавить?

- Какие профессии людей встретились? Прочитайте.

- Что такое типография?

9. Итог.

- Какие это части слова:

1) значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов;

2) общая часть родственных слов;

3) значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;

4) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;

10. Домашнее задание:

- Списать текст в тетрадь, вставить пропущенные буквы - это на оценку 4, а если вы хотите получит оценку 5 – нужно разобрать по составу слова, около которых стоит цифра 2.