П.П. Бажов "Серебряное копытце". Жанровое своеобразие произведения

Разделы: Начальная школа


Программа: традиционная, Л.Ф.Климанова (УМК “Школа России”)

Место темы в структуре учебного курса: второй урок по теме П.П.Бажов “Серебряное копытце”.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П. Бажова “Серебряное копытце”

Задачи урока:

Познавательный аспект

  • познакомить с особенностями сказа как литературного жанра;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  • формировать познавательную мотивацию на основе творчества П.П.Бажова.

Развивающий аспект

  • совершенствовать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения;
  • развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  • развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.

Воспитательный (мировоззренческий) аспект

  • воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения;
  • формировать самооценку каждого ученика;
  • обогащать чувственный опыт ребенка.

Основная идея урока

Сказы П.П.Бажова были и остаются лучшим и главным по значимости в воспитании духовно-нравственных знаний, рождающих тонкие переживания маленького читателя. Литература дает нам возможность пережить с героями произведения события и стать духовно богаче, мудрее.

Дидактические средства и материалы

  • Сказ П.П.Бажова “Серебряное копытце” в учебнике “Литературное чтение” (4 класс) Л.Ф. Климановой.
  • Мультипликационная запись сказа “Серебряное копытце”.
  • Презентация.
  • Экран, проектор для презентации.
  • Вырезанные из бумаги “камешки” разных цветов.
  • Листы А3 (для работы в группах).

План урока

№ п/п Этапы урока Хронометраж
1. Организационный момент 1 мин.
2. Мотивационно-ориентированная часть:

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

6 мин.

5мин.

1 мин.

3. Содержательная часть

Введение термина

Групповая работа

Обобщение

Просмотр эпизода мультипликационного фильма

31 мин.

4мин.

12мин.

10мин.

5 мин.

4. Рефлексивно-оценочная часть

Рефлексия

Домашнее задание

6 мин.

4 мин.

2 мин.

5. Итог урока 1 мин.

Ход урока

1 .Организационный момент (спокойно)

- Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.

Садитесь на свои места.

2. Мотивационно-ориентировочная часть

Актуализация знаний

- На прошлом уроке вы познакомились с удивительным уральским сказочником Павлом Петровичем Бажовым.

(Слайд 1. Портрет писателя.)

- Что вы запомнили о его жизни? Выполните тест.

(Слайд 2. Тестовое задание.)

(Взаимопроверка.)

Постановка учебной задачи

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о произведении “Серебряное копытце”, выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.

На доске появляются задачи урока: Жанровые особенности произведения. Идея произведения.

3. Содержательная часть

Введение понятия.

- Дома вы еще раз перечитали текст. Как вы думаете, в каком жанре написано это произведение? Чтобы правильно ответить на вопрос, вспомните эпические жанры литературы.

(Слайд 3. Эпические жанры литературы.)

(Необходимо следить за тем, чтобы высказывания детей были обоснованными.)

- Да, “Серебряное копытце” - это сказ. Вы познакомились с определением сказа, взятого из литературного словаря, а также с особенностями этого жанра. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Работа в группах

(Каждая группа получает задание. Во время работы дети обсуждают выполнение заданий, результаты фиксируют на доске на отдельных листах – ватманах.)

1 группа.

  • Задание: Дайте характеристику герою – рассказчику (опираясь на текст). Выясните отношение героя – рассказчика к главным героям произведения.

2 группа.

  • Задание: Какими качествами обладала Даренка (опираясь на текст). Как вы думаете, могла ли учиться такая девочка, как Даренка, в вашем классе?

3группа.

  • Задание: Какими качествами обладал Кокованя (опираясь на текст). Как вы думаете, можно ли встретить такого человека, как Кокованя, в настоящее время?

4 группа.

  • Какую роль играла Муренка в сказе? Зачитай описание козлика. Это реальные или сказочные герои? Докажите. Почему Муренка ушла вместе с Серебряным копытцем?

5 группа.

  • Задание: Поработайте с дополнительной литературой. Какая легенда лежит в основе сказа? Попробуйте нарисовать фантастический образ. Поделитесь информацией о Коковане, прочитанной в мифологическом словаре.

Обсуждение

- Итак, время работы в группах вышло, переходим к обсуждению.

- Ребята 2 и 3 групп характеризовали главных героев произведения. Скажите, есть ли общие качества?

(Да, оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые – именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

- Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка?

(Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

- Спасибо. Ребята 1 группы представляли героя-рассказчика. Поделитесь своими наблюдениями.

(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)

- Спасибо. Ребята, только что вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ. Но что отличает “Серебряное копытце” от рассказа?

(Реальный мир сочетается с фантастическим).

- Одна из особенностей жанра сказа – это опора на народные предания и легенды. Слушаем выступление ребят 5 группы.

(Да, Серебряное копытце – это фантастический образ. По Уральской легенде, действительно ходил по Уралу такой “серебряный олень” - хранитель богатства, и его разновидности –“лось – золотые рога”, “козел – серебряное копытце”.

И еще, оказывается на Урале был такой рабочий – опытный бывалый горщик, тот, кто умеет “видеть нутро земли, и находить “знаки земных сокровищ. Как раз, Кокованя – опытный рудознатец.)

- Ребята 4 группы расскажут нам о фантастических героях сказа.

(Сказочный козлик – Серебряное копытце, появился на глазах у Даренки и Коковани, как нам кажется, потому что они ждали чуда. Даренка ждала этой встречи, ей было любопытно. Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

Просмотр эпизода мультипликационного фильма

- Я предлагаю посмотреть эпизод из мультипликационного фильма встречи главных героев со Сказочным козликом. Обратите внимание на чувства, которые испытывают герои, речь героя-рассказчика, понаблюдайте за Муренкой.

После просмотра.

-Вы что-то почувствовали при просмотре эпизода?

(Кажется, в глазах у Даренки было счастье, что она увидела этого козлика. И Кокованя был удивлен, что действительно козлик-то есть. Они не побежали собирать драгоценные камни - в этом их бескорыстие и простота души).

Обобщение

- Давайте подведем итог работе. Что вы узнали о сказе как литературном жанре? А вам хотелось бы еще прочитать сказы П.Бажова?

- А вы догадались, почему чудо произошло с главными героями?

- Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

- Выберите предложение, в котором заключена идея этого произведения?

(Слайд 4: Высказывания.)

- Возьмите “зеленые камешки” и напишите одно самое точное слово, которое связано с “Серебряным копытцем”. Я тоже напишу.

(Дети прикрепляют камешки к доске.

4. Рефлексивно-оценочная часть

Рефлексия

- Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то оранжевый.

Домашнее задание

- Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  • Напишите эссе по этому произведению;
  • Нарисуй рисунок к сказу;
  • Составь кроссворд по тексту;
  • Прочитать еще несколько сказов П.П.Бажова.

5. Итог урока

- А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: “С добрым жить хорошо. А в добре хорошо жить”. Я хотела бы вам подарить разные камешки, но не простые, а с моими пожеланиями:

Я сегодня довольна тобой!
Ты был очень внимательным!
Спасибо за работу!
Будь активнее!
Ты очень хорошо отвечал!
Старайся!
Поднимай чаще руку!
Твои ответы мне помогли!

- Спасибо за урок.