Урок-повторение по русскому языку "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщение и повторение раздела «Лексика»;
  • знакомство учащихся со сферами употребления русской лексики;
  • закрепление навыков правописания.

Оборудование:  доска, экран, кодаскоп, учебник «Русский язык. Текст. Стили речи» 10-11 класс, автор А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова

ХОД УРОКА

Домашнее задание: стр. 20-27, упр.40    

Эпиграф на доске: Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М.А.Шолохов)

1.   – Как вы понимаете этот эпиграф?
– О несметных сокровищах  слова мы сегодня и поговорим, и не только об этом, но и о звуковом и словарном составе языка, т.е. о Лесике. Дайте понятие этого термина. (Лексика – это словарн6ый состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения)
Слайд 1, читает ученик.
– Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология)
Слайд 2, читает ученик.
– То, о чем мы говорим, можно выразить вот такой схемой: (на доске)

– Каждое слово имеет лексическое значение. Как вы это понимаете?
(Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке)
– Лексическое значение устанавливает связь между словами и называемыми предметами, явлением, понятием, действием. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов.
– Таким образом, лексическое значение состоит из многих компонентов. Слово может иметь одно и несколько значений.
– Как называется наука, рассматривающая эти значения? (Семантика (греч.) – семантикос – обозначающий)
Слайд 3, читает ученик.
– Для того, чтобы узнать значение слова, хочу напомнить, какими словарями можно пользоваться (список словарей)
Слайд 4, читает ученик.

2. – А сейчас перейдем к практике, вернее к анализу текста. (на столах стихотворение И.С.Никитина «Утро»)
Слайд 5, читает ученик.

УТРО

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышко ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло.
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с косой, едет – песню поет.
По плечу молодцу все тяжелое…
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!

И.С.Никитин

– О чем это стихотворение? (Поэт рассказывает о пробуждении природы. Он не только рисует наступление утра, но и радуется его приходу, приветствует его: «Здравствуй, солнце, да утро веселое!»)
– Поэт для выражения восхищения использует самые разнообразные средства: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.
– Мы остановимся на лексических и синтаксических особенностях стихотворения.
– Какие лексические средства вы видите в стихотворении?
– Особое место в стихотворении отводится словам с переносным значением, т.е. олицетворениям.
– Выпишите олицетворения:

– За счет использования олицетворений Иван Савич Никитин создал яркую картину утра, природа предстает живым существом, и поэтому она так сильно воздействует на читателя.

– Что еще помогает понять содержание, почувствовать и пережить происходящее?

Эпитеты: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Выписать их:

По зеркальной воде; алый свет; чуткий камыш; роса серебристая; золотыми потоками; утро веселое.

– Подберите к слову алый синонимы (на доске)

Алый – багровый, багряный, пунцовый, пурпурный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

– Каждый из них обозначает красный цвет, но с разными оттенками: ярко-красный – алый.

– Почему именно «алый свет» у поэта? (Никитин описывает раннее утро, солнце еще не проснулось, утро только зарождается, поэтому темно-красный оттенок не может быть использован. Алый цвет – это чистый, рождающий свет. Поэтому поэт и выбрал это слово).
– Какие синтаксические средства представлены в тексте?
– В данном тексте использованы в основном простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит более точно. Например:

Меркнут и гаснут звезды;
Стоит и улыбается лес;
Встает, блестит солнце.

Использована инверсия (т.е. обратный порядок слов) главных членов для выделения наиболее важных слов и повышения интонационной выразительности. Важные в речи слова переносятся в начало предложения: (записать эти предложения)

Дремлет чуткий камыш;
Пронеслись утки с шумом и скрылися;
Едет пахарь с косой.

Инверсия и второстепенных членов:

тропинка росистая;
роса серебристая.

Обратить внимание на знаки препинания. Что они обозначают?

«,»         – обозначает паузу.
«.»         – в конце предложения – завершенность или более глубокую паузу.
«–»        – результативность действия.
«…»     – указывает на незавершенность интонации.
«!»        – знаки передают мольбу.

Не боли ты, душа!
Отдохни от забот!

и радость

«Здравствуй, солнце да утро веселое!»

– Константин Паустовский сказал, что для поэта «знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

– Выпишите из стихотворения омонимы слову звёзды, составьте с ним словосочетания: небо в звездах; верить в свою звезду (перен.); звезда экрана (перен.зн.); пятиконечная звезда (фигура); звезда на погонах (в армии); морская звезда (иглокожее животное).

3.  Еще раз посмотрите на стихотворение Ивана Савича Никитина. Попробуйте вы, употребляя олицетворения, антонимы, синонимы, эпитеты, метафоры, описать сегодняшнее утро (можно в стихотворных строчках, можно в прозе и на любом языке: русском, татарском, английском).

4.  Проверьте свою лексическую осведомленность. Сгруппируйте парами антонимы.
Слайд 6 (самостоятельно)

1. Явный.2. Активный. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ответы: слайд 7

1-15; 2-14; 3-16; 4-13; 5-17; 6-18; 7-24; 8-19; 9-20; 10-21;11-22; 12-23.

5. С помощью комбинации «буква-цифра» укажите те крылатые слова, значение которых поясняется.

А) То, что порождает ссору.
Б) Непонятное, загадочное существо, странный человек.
В) Мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь.
Г) Мир поэзии, поэтов.
Д) Самовлюбленный человек.
Е) Злой, свирепый надсмотрщик, страж.
Ж) Бесследно исчезнуть из памяти людей.
З) Неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе.
И) О запутанном стечении обстоятельств 
К) Правосудие
Л) Неосуществимая, несбыточная и странная мечта
М) Дар врагу с целью его погубить 
1. Ахиллесова пята.
2. Геростратова слава
3. Дамоклов меч
4. Кануть в Лету
5. Муки Тантала
6. Одиссея
7. Пегас
8. Прокрустово ложе
9. Сфинкс
10. Фемида
11. Фортуна
12. Цербер
13. Бочка Данаид
14. Гордиев узел
15. Елисейские поля
16. Между Сциллой и Харибдой
17. Немезида
18. Парнас
19. Пиррова победа
20. Прометеев огонь
21. Троянский конь
22. Нарцисс
23. Химера
24. Яблоко раздора

Ответы: А-24; Б-9; В-8; Г-18; Д-22; Е-12; Ж-4; З-20; И-14; К-10; Л-23; М-21.