Программа физкультурно-оздоровительной работы "Здоровый дошкольник"

Разделы: Работа с дошкольниками


За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Увеличилось количество детей с несоответствием уровня физического развития биологическому росту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

Здоровье семьи зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому воспитанию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка.

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, поступающих в наше МДОУ разработана программа "Здоровый дошкольник".

Для реализации физкультурно-оздоровительной программы, необходимо взаимодействие с семьей и создание детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Как показывает практика, планомерная работа по программам, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, приводит не только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор. Проводимая работа с родителями способствует тому, что они стараются больше внимания уделять своему здоровью и здоровью своих детей: занимаются с ними физкультурой, выполняют элементарные самомассажи, записывают детей в спортивные секции.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:

Основание для разработки программы:

  1. Федеральный закон "Об образовании" № 3266-1 от 10 июля 1992г.
  2. Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка РФ" № 124 -Ф3 от 24.07.1998г.
  3. "Основы законодательства РФ Об охране здоровья граждан" №5487-1 от 22.06.1993г.
  4. Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29декабря 2001г. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года".
  5. Приоритетный национальный проект "Образование", утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол №2 от 21.12.2005 г.).
  6. Закон ЯНАО № 6 - ЗАО от 31.01.2000 "Об образовании в ЯНАО".
  7. Закон ЯНАО № 8 - ЗАО от 01.03.2006г. "Об окружной целевой программе "Комплексная программа развития системы образования ЯНАО на 2006 - 2010 годы".
    • Городская целевая программа "Развитие системы образования г. Ноябрьска до 2010 года".
    • Городская программа "Здоровье с детства"

Проблемы:

- Возрастающее количество детей с ограниченными возможностями здоровья и вторичными проявлениями различных нарушений;

- увеличение количества детей со 2,3.4 группами здоровья.

Основная цель: Содействие гармоничному физическому развитию и своевременная коррекция имеющихся нарушений в психо-физическом развитии, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи программы:

- Сохранение и укрепление здоровья детей.

- Формирование привычки к здоровому образу жизни.

- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.

- Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.

- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

- Привитие культурно-гигиенических навыков.

- Оздоровление организма посредством приобретения навыка правильного дыхания.

- Осознание и осмысление собственного "Я", преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков.

- Развитие внимания, внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умение управлять своими поступками, чувствами.

- Оказание помощи семье в воспитании детей, обеспечение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в социуме.

Перечень основных мероприятий:

  • разработка комплекса мер по охране и укреплению здоровья детей, реализуемых в МДОУ;
  • создание условий для обеспечения современного специального (коррекционного) образования и его доступности;
  • систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции;
  • соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у вновь поступающих детей, после пропусков по болезни, отпуска родителей;
  • укрепления психофизического здоровья детей;
  • создание системы мониторинга коррекционного воспитания и обучения;
  • поиск новых подходов в организации сотрудничества с родителями.
  • повышение приоритета здорового образа жизни, профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья дошкольников.
  • разработка и осуществление на основе данных о заболеваемости детей комплекса мер, направленных на улучшение здоровья детей;
  • разработка циклов лекций и рекомендаций для педагогов и родителей по оздоровлению детей в ДОУ и в домашних условиях;
  • контроль за выполнением оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, профилактическое лечение (общие УФО, УФО носа и зева), закаливающие процедуры, коррекционно-оздоровительную гимнастику после сна, прогулка

Принципы создания Программы

Принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планирование оптимальной учебной нагрузки, своевременной диспансеризации детей.

Принцип гарантий - реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнения государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающегого поколения.

Принцип систематичности и последовательности - постепенный, системный подход к подаче материала, к решению тех или иных возникающих проблем.

Принцип комплектности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного развития работ.

Этапы реализации Программы

Организационный этап

  • мониторинг исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков;
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ (оздоровительные режимы, комплексы закаливающих мероприятий, физкультурные занятия всех типов, оптимальный двигательный режим);

Этап реализации

  • Укрепление материально-технической базы МДОУ (комплекты ростовой мебели, специальное оборудование медицинских и физиокабинетов, технологическое оборудование пищеблока);
  • Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в МДОУ (выполнение норм СанПиН, корректировка учебных планов и программ);
  • Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей с учетом их здоровья (витаминизация готовых блюд, организация питьевого режима и питания воспитанников);
  • Совершенствование системы специального коррекционного обучения (обеспечение преемственности МДОУ и школы №8 в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья,);
  • Развитие системы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни дошкольников (организация кружков, систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий)
  • Оздоровительная работа с педагогами (проведение спартакиад среди подразделений Управления образования, профилактика "эмоционального выгорания" педагогов).

Завершающий этап

  • Проведение анализа и оценки результатов реализуемой Программы (стабилизация показателей уровня заболеваемости детей, психоэмоциональных нарушений детей и педагогов)
  • Определение дальнейшей перспективы сохранения и укрепления здоровья детей

Ожидаемые итоговые результаты реализации Программы

Повышение уровня лечебной и профилактической работы

  • реализация оптимального режима использования игровой и образовательной деятельности и активного отдыха детей.
  • повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
  • осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
  • снижение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком.
  • увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
  • увеличение количества детей, имеющих гармоничное психофизическое развитие;
  • усвоение программы,
  • нормализация статических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики;
  • увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия;
  • применение здоровьесберегающих технологий;
  • нормализация речи детей

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Задача нашего дошкольного учреждения - обеспечить условия для всестороннего развития ребенка и подготовки его к систематическому обучению в школе. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребенку полноценно проявлять себя в жизни.

Формы и методы Содержание
Обеспечение здорового ритма жизни Щадящий режим (адаптационный период)
Создание комфортной обстановки и микроклимата
Физические упражнения Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия
Подвижные игры
Игры - хороводы
Релаксационные упражнения
Профилактическая гимнастика (дыхательная, профилактика плоскостопия)
Спортивные игры
Спортивный час
Ритмика
Прогулки (организация двигательной активности детей)
Коррекционно-развивающая гимнастика после сна
Занятия на тренажерах
Физминутки
Динамические паузы
Коррекция физического развития детей Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Индивидуальная работа
Кружок "Здоровый дошкольник" (профилактика плоскостопия)
Гигиенические и водные процедуры Мытье рук
Обливание ног
Увлажнение воздуха
Свето-воздушные ванны Проветривание помещений
Прогулки на свежем воздухе
Обеспечение температурного режима
Активный отдых День здоровья
Физкультурно-спортивные праздники
Физкультурный досуг
Светотерапия Обеспечение светового режима
Музотерапия Музыкальное сопровождение учебного процесса
Музотеатральная деятельность
Пение
Слушание музыки
Психогимнастика Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы
Телесные игры
Физиотерапия УФО (общее )
Ингаляции носоглотки (2 раза в год)
КУФ (2 раза в год)
Массаж Массаж общий, воротниковой зоны, языка

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

"Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни".

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду.

Формы проведения физкультурных занятий в МДОУ "Колокольчик"

  • Обучающие занятия
  • Комплексные занятия
  • Игровые (на основе подвижных народных игр и игр-эстафет)
  • Тематические (сюжетно-игровые)
  • Занятия по методу круговой тренировки
  • Занятия на основе игр и упражнений с пособиями одного вида
  • Самостоятельные занятия (на свободном выборе движений и использованием тренажеров)
  • Занятия - зачеты
  • Контрольные занятия
  • На полосе препятствий
  • Походы
  • Дни здоровья
  • Спортивные тренировки

Формы проведения утренней гимнастики в МДОУ

  • Общеразвивающие упражнения без предметов
  • Общеразвивающие упражнения с предметами
  • На полосе препятствий
  • Танцевально-ритмические упражнения

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природо и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов МДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, активном участии в создании культурных традиций детского сада.

В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов проводятся совместные мероприятия, в которых участвуют дети вместе со своими родителями.

Формы организации Ответственный
Пропедевтическая
Анкетирование, тестирование родителей Педагоги МДОУ
Беседы (индивидуальные, коллективные) Педагоги МДОУ, медицинский персонал
Просветительская
Наглядная агитация Педагоги МДОУ
Встречи со специалистами (врачом, старшей медсестрой, инструктором по физическому воспитанию, психологом, музыкальным руководителем, учителем - логопедом, учителем-дефектологом) Заместитель заведующей по ВМР
Практические рекомендации по обретению родителями валеологических умений и навыков (лекции, беседы, семинары-практикумы, "Школа для родителей") Старшая медсестра, врач-терапевт, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию
Показ открытых познавательных, оздоровительных, физкультурных, музыкальных занятий (работа МДОУ по ЗОЖ) Педагоги МДОУ
Устный журнал Педагоги МДОУ
Выпуск психологической газеты "Портрет дошкольника" Педагог-психолог
Интегративный
Совместное обсуждение проблем (адаптационный клуб "Кроха", "Клуб заинтересованных родителей", детско-родительский клуб "Диалог", "Служба доверия", родительские собрания в виде диспутов, деловых игр, КВНов, викторин, круглых столов, дискуссионных клубов) Педагоги МДОУ
Знакомство с опытом семейного воспитания (круглый стол, выпуск фотогазеты, видеопросмотры, сочинения о детях) Воспитатели
Использование артметодов в работе с семьей (сказкотерапия, игротерапия, куклотерапия, фиторапия) Педагоги МДОУ
Поддержка детей посредством семьи "Клуб "Родительская школа"" Специалисты МДОУ
Индивидуальная
Консультативная индивидуальная помощь (по запросам родителей) Педагоги МДОУ
Памятки, рекомендации, советы Педагоги МДОУ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми, педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Для этого административный персонал организует следующую работу:

Формы работы Ответственные
Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников Заместитель заведующей по ВМР,

Инструктор ФИЗО

Медицинский персонал

Открытые занятия Заместитель заведующей по ВМР
Взаимопосещения Заместитель заведующей по ВМР
Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий Воспитатели

инструктор ФИЗО

Подбор методического материала (картотеки игр, динамических пауз, минуток здоровья и т.д.) Заместитель заведующей по ВМР
Профилактика "эмоционального выгорания" педагогов Педагог - психолог
Создание условий и необходимой материально-технической базы Заведующая МДОУ

Заместитель заведующей по АХЧ

Повышение квалификации педагогических и медицинских работников ЯНОИКПРО
Анализ результатов работы Заместитель заведующей по ВМР

Приложение.