Урок "Развитие текстильного производства в Ивановском крае" в 8-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • дать представление о возникновении текстильного промысла и развития его в промышленности на примере Ивановского края;
  • закрепить навыки работы с картой, документами, словарями, архивными материалами;
  • формировать компетенции;
  • активизировать умственную деятельность через обучение метолам анализа, сравнения, обобщения, систематизации;
  • развивать умение доказывать и опровергать, определять и объяснять, ставить и разрешать проблемы;
  • формировать чувство любви к своей малой Родине, с которой они непосредственно соприкасаются на уроке, используя свой субъективный опыт.

На  протяжении урока учащиеся находятся в ситуации активного поиска размышления и догадок, мысленного напряжения и ситуации решения познавательных и избирательных задач (ТРИЗ)

Оборудование:

  • Атлас « Ивановской области»
  • Справочник « Наш регион»
  • Карта Ивановской области
  • Карта «Россия в XVII в.»
  • Словарь
  • Набор архивных документов
  • Вещественные источники (у каждой группы свои)
  • Фотографии
  • Музейные экспонаты (манера, прялки, модель ткацкого станка, холст и др.)
  • Выставка книг о текстильной промышленности и Ивановском крае.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вводное слово: актуализация знаний Отвечают на вопросы:

В 7 классе мы начали изучение истории нашего края.  «Зачем нам дана память? Только ли затем, чтобы помнить своё имя,  дату рождения, название улицы. Изучение родной земли дает нам возможность познать самих себя» (И. Кант)

– Для чего нужно изучать свой край?
– Чем славится наш край?
– Чем он отличается от других регионов?
– Почему именно текстильное производство возникло в нашем крае, а никакое другое?
– Случайно ли это.
Ставят вопросы к теме:
– Когда зародилось?
– Почему именно текстильное
– Что такое текстиль?
– Что такое промышленность?
Для того, что бы это выяснить, нам нужно исследовать этот вопрос, поставив перед собой определенные задачи.
Что нам нужно, что бы провести это исследование?
– А что ещё необходимо помимо этого? – желание открыть истину
Дети перечисляют набор необходимых средств для исследования.
Учащиеся знакомятся с набором раздаточного материала а папках на  парте
Прежде, чем приступить к исследованию, я предлагаю вам выстроить логическую цепочку, которая поможет проводить работу целенаправленно. Выстраивают цепочку текстильного производства 
Нить – веретено – станок – ткач – ткань – отделка
(смотри схему записи на доске – Приложение 5)
Что же такое промышленность?
Произошло от слова "промысел" – добывать себе пропитание чем-либо, каким либо делом.  Каким же промыслом зарабатывали себе на жизнь наши предки, жившие на этих землях?
Работа со словарем (Приложение 4)

Работа с атласом "Наш регион"
– природные ресурсы края. Карта № 2 (см. Приложение 7)
– водные и земельные ресурсы. Карта № 3 (см. Приложение 8)
делают вывод о том, что только технические культуры могли расти на таких почвах.

– Какие культуры могли произрастать на таких скудных почвах?
Теперь, чтобы наша логическая цепочка  обрела смысл, необходимо наполнить её содержанием. 
Одновременно с зарождением текстильного промысла зарождаются и новые слова. Поэтому сегодня я предлагаю вам,  исследуя происхождение этих слов, выяснить пути возникновения текстильной промышленности.
Работа в группах по предложенным заданиям (см. Приложение 3) 5-7 минут.
Выступление групп и заполнение  опорного конспекта (см. ниже) .
Рассказ об основателе текстильного производства в Тейкове – Каретникове И.П. Работа с документами, словарями, атласом, картой.
Нанесение на контурную карту по ходу выступления групп: места возникновения мануфактур, ярмарок.  (Приложение 6)
Какое же производство в нашем крае было развито к XIX веку? Учащиеся делают вывод: «К середине XIX века в нашем крае текстильное производство стало ведущим».
Рефлексия: работа по карточкам Учащиеся восполняют цепочку развития текстильного промысла в нашем крае (см. Приложение 2)
Заключительное слово учителя: Наше Тейково в XVII веке было небольшим селом. Подумайте, можно ли на примере маленького села проследить историю государства?
– Почему же мы сравниваем большую Россию и маленькое село?
– Кто вершит историю маленьких сёл?
– От кого зависит история страны?
– От кого зависит история страны сейчас?
Дети доказывают это на примере текстильного промысла.
Дети приходят к выводу «От развития малого зависит развитие большого, а так же от тех людей, которые живут в стране, а значит и от них самих».
Проверка выполнения задания (см. Приложение 1)
Парная взаимопроверка, выставление оценок.