"Отмена крепостного права". (Урок-практикум с использованием элементов модульной технологии на тему "Крестьянская реформа 1861 г." для 8–10-го классов)

Разделы: История и обществознание


Историческая проблема.

Почему необходимая стране реформа была неоднозначно воспринята в разных слоях общества?

Почему крестьянская реформа послужила основой дальнейших перемен в России?

Ресурсы: учебник Левандовский А.А.,карты 13, 16 на цветной вкладке, компьютер.

План урока:

  1. Введение
  2. Основная часть урока: Причины отмены крепостного права, подготовка реформы. Содержание реформы 19 февраля 1861 года. Значение отмены крепостного прав.
  3. Закрепление

Ход урока

1. Знакомство с темой урока, исторической проблемой.

2. Основная часть урока

Предпосылки отмены крепостного прав

18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай Александр 2 занимался государственными делами будучи еще наследником. Вступив на престол, он не почувствовал, что попал в “темный лес”. Он знал, что в государстве накопилось много проблем и что важнейшая из них – крепостное право. Уроки Крымской войны говорили о том, что эту проблему надо решать безотлагательно.

Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомним, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

Предпосылки отмены крепостного права
  • XVIII в.– А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”
  • 1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине
  • 1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах”
  • 1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)
  • 1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселева)
  • 1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца

Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону. Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву?

Ученики обсуждают цитаты из документов.

Документ 1.

По некоторым подсчетам в 1850-г. г. по сравнению с 1840-ми чистые сборы хлеба и картофеля на душу населения у помещичьих крестьян снизились в Северо-Западном районе на 8%, в Центрально-Черноземном – на 16%, в Западном на 22% и в Юго-Западном на 30%. К 1859г. 65% помещичьих крестьян были заложены в кредитных учреждениях, а на помещичьих имениях числилось только казенных долгов более чем на 425 млн. рублей серебром. (Чунтулова В. Т. Экономическая история России. М. , 1987. с. 77).

Документ 2.

…. Ожидание предстоящей свободы сильно выразилось в 1856 г. , причем крестьяне целыми иногда селениями…отказывались исполнять господские работы, высказывая желание поступить в ряды ополчения и предполагая, что с тем вместе получат они свободу. …Кроме того, в минувшем году было 8 случаев нанесения крепостными людьми побоев помещикам, 1 – убийство управляющего и 1 – нанесения ран (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980. С. 6–7)

Документ 3.

“Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены– и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы…Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой”.

“…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству”.(“При дворе двух императоров. Воспоминания”.)

Документ 4.

Речь Александра II: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками , к несчастью , существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”. (Речь на приеме московских предводителей дворянства).

 

Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Практическая работа

УЭ-0 В результате работы ты должен узнать: – как происходила подготовка реформы, в чем сущность основных положений реформы; ты должен уметь: сопоставлять различные источники, обобщать материал, делать выводы, находить альтернативные варианты решений  
УЭ-1_Цель: выяснить, в чем проявилась историческая необходимость отмены крепостного права. Задания: Сравни различные точки зрения на освобождение крестьян, раскрытые в тексте учебника на стр. 186-187 Данные занеси в таблицу (см. Приложение 1) Оцени работу сам Поставь оценку
УЭ-2 Цель: определить основные этапы подготовки реформы, составь хронологическую таблицу в рабочей тетради. Какие противоречия в высших слоях общества проявились входе подготовки реформы, результаты занеси в таблицу. Выполни контрольное задание А или Б. А. Чем объяснить разные точки зрения на вопрос об отмене крепостного права? Б. согласен ли ты, что, предложив реформу и отстаивая ее, Александр 2 проявил личное мужество? Оцени свою работу А – 0–5 баллов. Б – 0–7 баллов
УЭ-3 Цель: анализ основных положений реформы1861 года Вопросы: Какие цели преследовала данная реформа? Какого размера земельный надел предоставлялся крестьянину для выкупа, на каких условиях? В чем суть “временнообязанных” отношений? Как осуществлялся контроль за выполнением условий выкупной сделки? Сущность крестьянского самоуправления? Выполни задание А или Б А. Объясни термины: отрезок, временнообязанный, мировой посредник. Б. Определи историческое значение отмены крепостного права. Оцени свою работу А-3бал. Б-5бал
УЭ-4 Используя информацию (см. Приложение 2, текст учебника стр.190–191) сделай вывод о значении отмены крепостного права
УЭ-5 Итоговый контроль (получи тест у учителя, выполни его, проверь ответы по таблице) Оцени
УЭ-6 Рефлексия Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке? Что вызвало наибольшую трудность: первичное изучение материала или обобщение и систематизация знаний? С каким настроением ты изучал материал?  
  1. Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений.
  2. Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России
  3. В результате реформы было освобождено 25 млн. крестьян.

Итоговый контроль.

  1. Какое обстоятельство стало решающей причиной, побудившей Александра провести в1861 году крестьянскую реформу:
    А) Поражение в Крымской войне
    Б) Требование дворянства освободить крестьян
    В) Широкий размах крестьянских волнений
  2. Какие крестьяне считались временнообязанными:
    А) Крестьяне не заплатившие выкуп за положенную им землю
    Б) Крестьяне записавшиеся в народное ополчение
    В) Государственные крестьяне
  3. Временнообязанные крестьяне должны были:
    А) Платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца
    Б) Бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю
    В) Принимать участие в общественных работах в своем уезде
  4. Что такое отрезки:
    А) Земля, которой наделялись крестьяне по реформе
    Б) Земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян
    В) Часть крестьянского надела, оказавшаяся лишней по сравнению с установленной нормой
  5. Кто такой мировой посредник:
    А) Представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы
    Б) Представитель крестьянской общины, участвующей в разрешении споров между помещиками и крестьянами
    В) Представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы