Интегрированное занятие по экологии и математическим представлениям в средней группе на тему "В гостях у Сентябринки, или Путешествие в осенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • Закрепить и обобщить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; развивать память, воображение, наблюдательность; воспитывать экологическую культуру; создать положительный эмоциональный настрой.
  • Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько.
  • Закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
  • Упражнять в определении пространственных направлений от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- Экскурсия в осенний лес.

- Наблюдение детей за росой на грибах.

- Рассматривание иллюстраций о грибах, об осеннем лесе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Зал оформлен в виде лесной поляны. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки. Обращает внимание на корзину с грибами и спрашивает:

- Сколько корзинок?

- Сколько грибов в корзинке?

Входит девочка и поет песню "Кузовок" (муз. А. Александрова, сл. Е. Труневой ).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что за девочка идет, песню звонкую поет?

АЛЕНКА.

Я девочка Аленка, грибы домой несу.
Опята и маслята я собрала в лесу.
Очень я устала, отдохну немножко
И возле старого пенька положу лукошко.

Девочка уходит за ширму-занавес.

Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет :

- Сколько грибов вы взяли?

Воспитатель предлагает детям поставить свои грибочки на полянку и уточняет :

- Сколько грибов стало на полянке?

 ВОСПИТАТЕЛЬ.

До лесочка нашего
Полчаса ходьбы
Нравится Аленке
Собирать грибы.

Пока Аленка отдыхает, давайте заглянем в корзину, которую оставила Аленка. Ничего не будем трогать, только посмотрим.

Из-за занавеса у корзинки появляются дети, изображающие грибы.

БОРОВИК. Я в корзинке главный гриб!

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Он сердито топал ножкой
Так старался, что охрип
И уснул на дне лукошка.

Боровик громко зевает и убегает за ширму. Появляются подберезовик и подосиновик .

ВОСПИТАТЕЛЬ. Подберезовик кричал:

ПОДБЕРЕЗОВИК:

Я соседа повстречал!
К подосиновику, братцы,
Разрешите мне пробраться!

ВОСПИТАТЕЛЬ.

И поют на всю корзину
Про березу и осину.

Мальчики исполняют частушки.

Под березой я родился.
С нею очень подружился.
Ведь она меня листвой
Укрывает в летний зной.

На опушке есть осина
Не пройдешь её ты мимо,
Коль лукошко ты возьмешь
Здесь меня в траве найдешь.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, давайте поможем Аленке, соберем для неё ещё грибов.

ИГРА "Кто больше соберёт грибов"

По середине зала рассыпают игрушечные грибы. Три игрока с завязанными глазами за время звучания мелодии должны в свое лукошко собрать как можно больше грибов. Побеждает тот, у кого в лукошке окажется больше грибов.

После игры мальчики уходят.

Воспитатель предлагает детям посчитать грибы в лукошках и уточняет:

- Сколько грибов осталось на полянке?

Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья.

- Сколько листочков, сколько грибов в лукошке?

- Что можно сказать о количестве листочков и грибов?"

Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько - сколько.

- Как ещё можно разложить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их в лукошке одинаковое количество?

(Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек).

Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).

Игра "Сыроежкины ловишки"

Дети изображают грибы. Двое ребят - грибники. Они по сигналу ведущего начинают ловить-собирать грибы. Кого осалили, уходят к ширме.

АЛЕНКА:

Отдохнула я. Спасибо.
Очень здесь в лесу красиво.
Но пора домой ребята.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте поможем Аленке собрать корзинку.

Воспитатель читает стихотворение. Дети собирают грибы в лукошко в том порядке, в котором воспитатель называет их. Ребята помогают, подсказывая названия грибов, заканчивая фразы.

Что в корзинке у Аленки?
Пять лисичек, три масленка,
Да волнушки - мама с дочкой,
Подосиновик огромный.

Сыроежки - десять ровно
Подберезовиков шесть,
А опят не пересчесть,
Если можешь - сосчитай.

АЛЕНКА:

Приготовлю я на ужин
И лисичек и волнушек,
И опят, и маслят.
Приглашаю всех ребят!

Все дети становятся паровозиком, впереди становится Аленка, и под песню "Грибная электричка" все вместе уходят из зала.

Едут в электричке
Волнушки и лисички
С ребятами-друзьями-
Опятами, груздями.
От станции "Лукошкино",
До станции "Картошкино"
"Водичкино", "Кастрюлькино",
"Лучково-Сельдерюлькино",
"Морковкино-Немножкино",
"Тарелкино" и "Ложкино".

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду, М.: изд-во Мозаика - Синтез, 2008.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию, М.: изд-во Вако, 2008.
  3. Помараева И.А., Позина В.А.Занятия по формированию элементарных математических представлений, М.: изд-во Мозаика- Синтез, 2009.
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду, М.: изд-во Мозаика- Синтез,2008.