Урок-игра по математике на тему "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: подготовиться к контрольной работе.

  1. Обучающая:
    – закрепить навыки сложения и вычитания многозначных чисел;
    – активизировать знания нумерации многозначных чисел: чтение, запись, сравнение; представлять выражение числа в разных счетных единицах, в виде разрядных слагаемых.
  2. Развивающая: развивать умения складывать и вычитать многозначные числа с переходом через разряд, математическую речь, логическое мышление, память. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах.
  3. Воспитательная: прививать познавательный интерес к изучению математики, стремление совершенствовать свои способности.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация для интерактивной доски (Приложение – слайды), математический веер, карточки, Анимационные царицы Математики, Геометрии. Их роли озвучивает учитель.

Ход урока

Организационный момент. (Слайд 1.)

Учитель: Издавна люди называют математику царицей наук. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Учитель: правильно ребята (потому что математика применяется в различных областях знаний). Сегодня мы с вами отправимся в царство Математики.

Царица Математика (Слайд 2),

Царица Математика: продолжите строчку

– Почему корабли не садятся на мель, а по кругу идут сквозь туман и метель? Потому что, потому что, вы заметьте-ка друзья, капитанам помогает…

Дети: Арифметика.

Учитель: ребята, а кто скажет , что такое арифметика?

Дети: – Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел, действиях над ними.

Учитель: в арифметике все числа исправно трудятся.

– Ребята! Покажем царице Математике, как мы с вами умеем трудиться (размышлять, рассуждать, доказывать).

1. Мозговая гимнастика (2 минуты) выполняется для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.

“Качания головой” (стимулирует мыслительные процессы):дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

“Ленивые восьмерки” (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

“Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

“Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

II. Актуализация знаний, подготовка к контрольной работе.

2.1.Фронтальная работа. (Слайд 3.)

Учитель: ребята, вспомните пожалуйста в каких произведениях по литературному чтению мы встречаем такого героя как “комар”.

Ответы детей: (К.И.Чуковский “Муха Цокотуха”, “Тараканище”).

Задача в стихах.

Над болотцем тихо, тихо…
В теплом воздухе парят
Сам Комар да Комариха
С ними – туча комарят!
Комариха с Комаром говорят:
– Сосчитай-ка ты, Комар комарят!
– Как же счесть, Комариха, комарят?
Не поставить комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха 40 пар.
И продолжил этот счет сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал.
Насчитал 13 тысяч пар и устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?

Ответ: 26082 (на слайде спрятан за шторкой).

– Определите в данном числе количество единиц, десятков, сотен и тысяч.

2.2. Учитель: вспомните, пожалуйста, путешественников. Кто их назовет?

Дети: (Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магелан).

Поможем нашим путешественникам провести корабли между рифов к островам (Слайд 4).

Индивидуальная работа у интерактивной доски и в тетрадях.

Учитель: послушаем, что нам говорит царица Математика.

Царица Математика: на каждом острове зарыт клад и чтобы его раскопать надо;

2.3. Представить каждое число в виде суммы разрядных слагаемых (Слайд 5):

68702

709004

560800

И наоборот какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых:

70000 + 700 + 7 =

60000 + 4000 + 30 + 4 =

40000000 + 2000000 + 90000 + 8000 + 700 + 5 =

Проверка выполнения индивидуальных заданий

– Что значит: представить число в виде суммы разрядных слагаемых?

2.4. Фронтальная работа. (Слайд 6.)

Учитель: ребята, на острове очень жарко и нам с вами понадобятся вееры.

Сравни числа используя вееры : “ > ”, “< ”, “ = ”.

73841 * 73941

9999 * 10000

800004 * 801004

300030 * 300003

100000 * 99999

503620 * 503600

2.5. Учитель: от наших с вами вееров разыгралась непогода, собрались тучи, и пошел дождь.

Помогите капелькам найти свои тучки (Слайд 7):

Прочитайте равенство, назовите компоненты, как находят неизвестный компонент.

2.6 Работа с учебником.

Учитель: Царица Математика вами довольна и приготовила для вас еще несколько интересных заданий. Она уверена, что вы достойно продолжите тему предыдущего урока. Кто ее нам напомнит?

Работа с учебником.

№1 стр. 80 – самостоятельно (проверка у доски по цепочке)

“Блиц – турнир” № 7 стр.81 самостоятельно (учебник “ Математика” 3 класс I часть Л.Г.Петерсон)

(a+b):10

n*2+m

d*4-c

 (a-b):4

III. Физкультминутка. (Слайд 8.)

Под речевку дети выполняют несколько упражнений на расслабление мышц шеи.

Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не отпускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.

Учитель: царице Математике интересно, а все ли ребята могут самостоятельно работать?

IV. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (Слайд 9):

–20000

10075

 – 708056

 69876

 – 9070036

899746

Учитель:

– Царица Математика, довольна вами ,ребята. А сейчас она отправляется к принцессе Геометрии.

Выходит принцесса Геометрия (Слайд 10).

Царица Геометрия: а кто мне скажет, что такое поле и что на них выращивают? (Ответы детей.)

– Ребята, покажите Математике – царице наук, как трудятся геометрические фигуры. Поможем друзьям Коле и Толе.

4.1. Решите задачу (Слайд 11):

Два третьеклассника –
Коля и Толя –
Вместе находят периметр поля.
Ты помоги вычисленьям ребят,
Если известно, что поле– квадрат,
25 метров – длина стороны,
И никаких нет данных иных.

Ответ: 100м (на слайде спрятан за прямоугольником синего цвета)

4.2. – А теперь задача посложней (Слайд 12).

Длина прямоугольника 12 см, а ширина в 3 раза меньше. Найди площадь квадрата, имеющего тот же периметр, что у данного прямоугольника.

V. Рефлексия. (Слайд 13.)

Кто может проговорить вслух алгоритм вычитания многозначных чисел?

Что такое площадь, периметр?

Царица Математика:

– Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо работали и справлялись с заданиями в царстве Математики. Желаю удачи и успехов на контрольной работе. До новых встреч.

Подведение итогов.

(Комментирование и выставление отметок).

VII. Домашнее задание. (Слайд 14.)

Учебник “ Математика” 3 класс I часть Л.Г.Петерсон) №4, №6, №9, стр.80,81.

Список литературы: О.Холодова “Юным умникам и умницам”. “Математика” 3 класс I часть Л.Г.Петерсон.