Формирование творчески одаренной личности

Разделы: Внеклассная работа


Какими дети рождаются,
Это ни от кого не зависит,
Но чтобы они путём правильного
Воспитания сделались хорошими -
Это в нашей власти.

Плутарх

Я бы добавила к словам “правильного воспитания” еще и “обучения”...

В настоящее время все чаще речь идет о гуманизации образования, о разумном сочетании точных и гуманитарных дисциплин, формирующих душу и мироощущение гражданина третьего тысячелетия.

Перед школами России стоит целый ряд проблем: снижение интеллектуального уровня учащихся, общего уровня способности к обучению, снижение мотивации к учебной деятельности, уровня учебных программ, в то время как российское образование всегда славилось своей разносторонностью и широтой, обеспечивающей воспитание высоко - нравственной культурной личности; непрерывностью среднего и высшего образования.

Сегодня учитель, учитывая и социальный заказ общества, психологические и возрастные особенности ребенка, ищет новые пути в обучении, использует новейшие методы и технологии в своей работе. Он направляет деятельность ученика в русло творческого развития его как личности.

Поэтому все актуальнее становится задача индивидуализации обучения, создание более комфортной психологической атмосферы. Одной из форм индивидуализации обучения является внеклассная работа в виде “Школы юного географа”, где идет углубленное изучение предмета.

Главная цель – способствовать развитию логического мышления, привить навыки основных методов познания, развить личность.

Работа начинается с выявления детей, интересующихся географией, определения их конкретных интересов через анкетирование, собеседование, тестирование. Затем беседую с родителями, спрашиваю, согласны ли они с тем, чтобы их ребенок дополнительно занимался географией. Ведь родители должны быть помощником своему ребенку в освоении научных знаний и преодолении трудностей.

На первом занятии к детям я обращаюсь со словами Михаила Пришвина: “Я хочу начать с вами путешествие в неведомую страну, где господствует не томящееся “Я”, как теперь, а торжествующее и всепобеждающее “МЫ”. И добавляю афоризм: “Пока ты юн, копи богатства знание, а в старости расходуй достоянье”. Мы с вами будем изучать “великую и поразительную область географии” (Гоголь). А девиз нашей совместной работы: “Всё из тебя, всё - в тебе, всё - в тебя” (Марк Аврелий).

До 7 класса детям выдается обязательный минимум содержания географического образования блоками через дополнительные занятия по 2 часа в неделю и 6 часов в неделю в каникулярное время. Кроме этого, ребята самостоятельно читают соответствующую дополнительную литературу, регулярно работают с картами различного содержания. Учат номенклатуру. Затем, с 8 класса, начинается практическое применение теоретических знаний, оформление проектов исследовательских работ.

I блок

Это создание проблемных ситуаций, решение олимпиадных заданий разного уровня, игровые моменты, практикумы, турпоходы, экскурсии по поселку, району, городам России. Именно во время путешествий происходит расширение кругозора учеников, формирование их мировоззрения. Чувство нового стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся, поддерживает силу и устойчивость внимания. А общение с живой природой развивает наблюдательность, внимание, память, критичность мышления. Путешествия повышают географическую культуру, развивают положительные эмоции и чувства.

В чтении, в общении с природой, в “Школе юного географа” дети имеют возможность для исследования, эксперимента и одновременно для развития рабочих навыков.

Карта - альфа и омега географии.

II блок

С одержит задания и упражнения для организации самостоятельной практической работы с картами различного содержания. Идет плодотворная работа с физической картой. “Привычка странствовать по картам, видеть в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности” (К. Паустовский). Большое внимание уделяется работе с контурной картой, используются специальные задания и упражнения.

III блок

Задания и упражнения, ориентированные на организацию контроля по географии и систематического мониторинга качества знаний учащихся.

Это задания III уровня - творчество. Они требуют ответов на вопросы “Почему?”, “Чем объяснить?”. Они - сложные. При ответах необходимо умение устанавливать причины явлений, взаимосвязи между ними и географические закономерности. (Приложение 1)

Умные, увлеченные ребята решают олимпиадные задания и упражнения повышенного уровня сложности. Они сами целеустремленно идут к победе. Дети самостоятельно стремятся получить новые знания, работая с различными источниками географических знаний.

Считаю удачным, создание группы ребят разных возрастов. Именно разновозрастный состав создает условия для живого и заинтересованного обмена разнообразной информацией, взаимопомощи при выполнении трудных заданий, взаимообучения.

Необходимость ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного – обязательное требование сегодняшнего преподавания предмета.

Умение применять в своей практике ту или иную технологию, адаптируя ее к конкретным условиям - залог успешной и плодотворной совместной работы учителя и ученика.

Мною опробованы методики В.Шаталова, С.И.Лысенковой. Многому училась у своих педагогов-коллег - Пластинина Аркадия Аркадьевича, Щелкуновой Галины Яковлевны. Большое спасибо учителю начальных классов Кокшаровой Галине Николаевне, творчески работающей по системе развивающего обучения.

В последнее время пытаюсь применять технологии мастерских, где наиболее важным для меня является обучение ребенка самостоятельно добывать знания.

Широко использую форму свободного самообразования, при которой каждый школьник выбирает тему и объем исследовательской работы в соответствии со своими интересами. Консультантами ребят иногда являются старшие школьники.

Ребятам нравятся экскурсии, чтение, обсуждение и анализ научно- популярной и художественной литературы, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, сбор и обработка статистических данных, проведение полевых работ, тестирование, практикумы.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика.

В основе своей работы придерживаюсь педагогики сотрудничества. (Приставка со - как раз говорит о взаимной деятельности) Я ничего не навязываю детям сама. Прошу их самих выбрать, определиться, сделать. Даже если что-то нужно изучить, выполнить, провести, нахожу возможность создать ситуацию, в которой решение принимают дети. Мы вместе обсуждаем, создаем проекты исследовательских работ, обрабатываем статистические данные, ходим в походы, ездим на экскурсии.

Ученик и учитель не два противоположных полюса, а единое целое. И на уроке, и вне урока - два исследователя, два участника диалога, которым необходимо общение друг с другом, потому что оно наполнено духом обогащения знаний, саморазвития, сотрудничества, сопереживания, взаимоуважения.

В своей работе применяю практически все методы.

Словесный метод - чаще всего это беседа, где тщательно отбираю вопросы. В роли учителя может выступать и книга: научно - популярная, занимательная литература, словарь, энциклопедия, справочник.

Наглядный метод - использую иллюстративный (схемы, таблицы, иллюстрации, репродукции) и демонстрационный (слайды, видеокассеты, транспаранты к кодоскопу).

Практический метод - выполнение письменных, практических, творческих работ, работа с контурной картой.

Проблемно-поисковый метод - эвристический (ни учитель, ни ученик не знают к какому открытию, выводу они придут в результате работы) и поисковый (ученик не знает, к чему его ведет учитель, который это знает).

Логический метод - путь от общего к частному или от частного к общему.

Метод самостоятельной работы - знания добываются самим учеником.

Метод мотивации – я учусь не для кого-то, для себя.

Метод контроля - контрольные тесты, самостоятельные работы, олимпиадные задания, географические диктанты, самоконтроль.

Занимаясь с детьми, я всегда помню слова А.Дистервега: “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным”.

Чтобы работать с одаренными детьми, учитель должен быть доброжелательным и чутким, разбираться в психологии детей, иметь опыт работы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий кругозор, быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, обладать чувством юмора, иметь живой и активный характер, быть готовым к пересмотру своих взглядов, постоянному совершенствованию и дальнейшему приобретению специальных знаний. Учитель должен жить в унисон с миром ребенка, с миром его интересов. Необходимо учитывать не только качества личности ребенка, но и его собственный личностный опыт. Учитель изменяется постоянно, изменяется сам и в то же время помогает измениться ребенку. Взаимовлияя , они помогают друг другу расти и совершенствоваться.

Я - географ. И хочу, чтобы мои ученики были не только географически грамотными, самостоятельно мыслящими людьми, но чтобы они понимали величие и красоту родной природы, были сопричастны ко всем проблемам своей страны, своей местности, имели страстное желание их решить.

Образование - это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем.

Право выбора ученика - для меня самое главное. Не все ученики справляются с нагрузкой. Кто-то теряет интерес к этой науке, найдя себя в чем-то другом, кто-то в старших классах переходит на углубленное изучение другого предмета. Я рада за них, что они нашли свое место в жизни.

Мое дело - мои ученики.

И для меня лучшей наградой за свой труд являются успехи моих учеников. Я рада, что каждый год дети занимают призовые места в районных олимпиадах, являются участниками областных и всероссийских географических олимпиад, научно-практических конференций, географических конкурсов, геологических олимпиад. 4 выпускника стали учителями географии, 4 - студентами географических факультетов, 1 выпускник является студентом МГУ имени М.В.Ломоносова. Рада, что ученики проходят педагогическую практику в стенах родной школы. И желаю им, чтобы они в жизни руководствовались известным девизом географов: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”