Урок-путешествие "В мир стихов и сказок" по теме "Цветок – частица жизни"

Разделы: Биология


Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о генеративных органах цветковых растений, процессах опыления и оплодотворении;
  • cформировать представления о ценности процессов опыления, оплодотворения покрытосеменных растений для окружающей среды и человечества на Земле, углубить и расширить представления учащихся о флоре и фауне нашей планеты;
  • воспитать бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

Оборудование: оценочный лист, калейдоскоп сказок на DVD - дисках, сказочные персонажи индивидуальные карточки, выставка книг на стенде.

Тип урока: урок - путешествие

Ход урока

Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые гости!

Сегодня у нас с вами будет необычный урок, мы с большой радостью посетим мир сказок и стихов.

Но для начала просмотрим видеозарисовку сказок, ознакомимся с условиями путешествия.

Наше путешествие будет проводить Волшебный Клубок.

(Маршрут учащиеся заранее не видят, так как он скрыт на школьной доске. По мере полного выполнения испытаний идет поочередное открывания станций)

Волшебный клубок является не только проводником, но и нашим помощником. При затруднении одного ответа на вопрос вы можете воспользоваться его наводящими вопросами.

За каждый правильный ответ вы получите сказочный персонаж и наклеите его на свой оценочный лист, лежащий на парте. Чем больше персонажей будет в вашем оценочном листе, тем быстрее вы доберетесь до цели, и тем выше будет ваша оценка за урок.

"Добрый Луговичек"

В этом испытании вам нужно будет отгадать название сказки, его автора.

1. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькими. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у него очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом:

[Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей"]

2. :Старик взял топор и поплелся в лес. Стал для рубки березу высматривать. Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую березу. Подошел поближе к березе, хотел было срубить, но только он замахнулся топором, как листья на березе зашелестели, ветки зашевелились:

[Удмуртская сказка. "Красавица береза"]

3. Жила-была женщина, очень ей хотелось ребеночка, совсем крошку, да только она не знала , где его взять. И вот пошла она к старой колдунье и говорит:

- Очень мне хочется обзавестись дитятком. Не скажешь ли, где его взять?:

Вот приходит она домой, сажает зернышко, а оно вдруг - раз! и выросло в большой чудесный цветок, совсем как тюльпан, только лепесточки все сомкнуты, как у бутона.

-Ах какой славный цветок! Сказала женщина и поцеловала красивые красно-желтые лепестки, и как только поцеловала, цветок - щелк! - и раскрылся:.

[Г.Х.Андерсен. "Дюймовочка"]

Молодцы! Вы справились с препятствиями Доброго Луговичка.

- А скажите пожалуйста, какая тема объединяет эти сказки?

Как вы уже поняли, весь сегодняшний урок будет посвящен теме "Цветок. Соцветие. Опыление. Оплодотворение".

(ознакомление учащихся с целью урока)

А сейчас Волшебный клубок довел нас до следующей станции.

"Господин учитель Жук"

Как - то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчелы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.
[К. Льдов]

Задание №1

  1. Какую роль выполняют все вышеназванные организмы в природе?
  2. Какие растения опыляют эти организмы в природе?

Задание №2

  1. А правда ли, что у некоторых растений весной происходит цветение раньше, чем появление листьев?
  2. А правда ли, что некоторые тропические орхидеи могут цвести до 90 суток?
  3. А правда ли, что в мире встречается семя весом до 18 кг?
  4. А правда ли, что пшеница опыляется пчелами?
  5. А правда ли, что если посадить семя венерина башмачка, то из него вырастит 20 растений венерина башмачка?
  6. А правда ли, что ива плакучая цветет в то время, когда лежит на проталинах еще снег? А листьев при этом нет на растении?.
  7. А правда ли, что крылатки американского тополя являются цветками этого растения?
  8. А правда ли, что многодневные дожди могут привести к отсутствию плодов у пчелоопыляемых растений?
  9. А правда ли, что если опылить цветки огурцов ветром, то плодов на растении будет очень много?
  10. А правда ли, что растения, имеющие красные цветки часто встречаются в природе?

Мы продолжаем путь с Волшебным клубочком к следующей станции

"Лукошко"

Стих "Овощи"

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!...
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на Земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!...
[Ю.Тувин]

 Задание №1

1. Назовите классификацию соцветий. Приведите примеры каждого соцветия.

2. Впишите название соцветия на схеме, лежащей на каждой парте.

(к этому уроку заранее вышиваются соцветия из ниток мулине)

Удачно завершив эту станцию, переходим к следующей станции.

"Мишкина школа"

По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне -
Вы готовы ли :
[В.А. Степанов. Миша и его друзья]

А звери в этой школе при ответе на вопросы медведя все перепутали.

Давайте мы попытаемся им помочь, найти ошибки в четверостишиях.

1.

В нашем огороде
Морковка расцвела
Девочка Яна ее
Цветочки в букет собрала.

2.

Золотистый лучик
Раффлезию отвлек
И маленькая пчелка
Собрала там мед.

3.

Милый одуванчик
В поле я сорвал
И один цветочек
Маме я отдал.

4.

Как-то раз в моем саду
Вишни расцветали
Пчелы, осы и шмели
Нектар здесь собирали

5.

Благородные цветки
На полянке всей росли,
Поздней осенью ландыши,
Вдруг нежданно зацвели.

6.

Как-то в нашем цветнике
Вырос перец сладкий,
Пчелка быстро опылила
Соцветия, не так ли?

7.

На опушке леса
Осенью как раз
Мало стало мушек
Опылять лопух:
"Царство Растений"

Задание №1.

Отметьте в инструктивной карте правильные ответы знаком "+", а неправильные знаком "-".

1.

Вот так диво, иль не диво
У растений всех
Цветоножка есть.

2.

Посмотрите у покрытосеменных
Репродуктивные органы видны,
Для них пестики и тычинки
Ох как важны и нужны!

3.

Знают все ребята виды опыления,
Новые понятия "завязь", "выделение".

4.

Думала раффлезия:
"До чего, хорош!
Венчик, как защитник
У всех цветов".

5.

Вот однажды спор зашел
Между Олей с Димой,
"Выделяемый цветочный нектар,
Сок для пчел любимый".

6.

С цветка на цветок
Летает пыльца,
Сухая, легкая,
Малочисленная она.

Задание 2

Определите виды плодов, которые встречаются в отрывках стихов поэтов:

* Мишка нес домой малину -
Ягод полную корзину:
[В.А. Степанов. Мишкина малина]

* Как - то раз, ну просто смех,
Взялся Зайка грызть орех:
[В.А. Степанов. Орешек]

* От банана до банана
Ловко скачет обезьяна:
[В.А. Степанов. Живая азбука]

* : С яблоком в корзинке
Притопал Е:жик по тропинке:
[В.А. Степанов. Живая азбука]

* :Енот усатый,
А с ним арбуз пузатый:
[В.А. Степанов. Живая азбука]

Дорогие ребята! Вы успешно справились со всеми заданиями станций. Некоторые из вас не воспользовались подсказками Волшебного клубочка, поэтому за уверенность в своих отличных знаниях, он прибавляет вам еще по одному сказочному персонажу.

(учащиеся подсчитывают количество сказочных персонажей)

В зависимости от количества сказочных персонажей у учащихся за урок учитель оценивает их работу и выставляет отметки в журнал.

Оценочный лист

Класс:

Фамилия:

Имя ученика(цы):

Название станции Сказочные персонажи Количество персонажей
"Добрый Луговичек"    
"Господин учитель Жук"    
"Лукошко"    
"Мишкина школа"    
"Царство Растений"    

Библиографический список:

  1. Н. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей: Роман-сказка. Книга первая/.- М.: Сов. Россия, 1983
  2. Г.Х. Андерсен. Сказки.- Саранск; Мордовское книжное издательство, 1993
  3. В.А. Степанов. Миша и его друзья: Стихи.- Издательство "Фламинго", 2005
  4. Сказки народов РСФСР. Волшебный цветок. - Казань; Татарское книжное издательство, 1983
  5. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов./Русская азбука/.-М.: Просвещение,2004