Урок литературного чтения в 1-м классе "Чтение и наблюдение за словами с буквами е, ё, ю, я. Дикие животные"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Создать условия для закрепления полученных знаний о буквах е, ё, ю, я и звуках, которые они обозначают.
  2. Дать понятие о фразеологизме, содействовать развитию речи учащихся, расширению детского кругозора.
  3. Способствовать формированию чувства дружелюбия, взаимопонимания.

Оборудование: Мягкая игрушка-ежик, карточки с буквами, слогами и словами, разрезные карточки для работы в парах, сообщения с рассказами о животных, рисунки животных, листы с текстами сказок.

I. Организационный момент.

Настрой на работу, создание мотивации.

- Ребята, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

(Интересным, веселым, увлекательным.)

- Это будет зависеть от вас, от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

II. Фонетическая зарядка.

Постановка правильного речевого дыхания.

- Как жужжит шмель? (ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

- Что можете сказать об этих звуках?

(Согласные, парные, всегда твердые.)

III. Повторение.

Закрепление умения выделять характерные признаки групп.

1)На наборном полотне буквы:

а я е о у ы ю э ё и

- На какие две группы можно разделить эти буквы?

(По мягкости, твердости согласного звука; по количеству звуков, которые обозначают.)

- В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

(В начале слова, после гласного звука.)

сё се
нё не

- Какую роль играют буквы ё, е в этих слогах?

(Дают мягкость согласному звуку.)

Осёл (4 буквы, 4 звука)

Ёжик (4 буквы, 5 звуков)

- Посчитайте, сколько букв и звуков в этих словах?

- Почему букв одинаковое количество, а звуков в слове ёжик больше, чем в слове осёл? (Ё в начале слова обозначает два звука.)

2) Чтение столбиков слов.

стой осётр старый
строй остёр встретил
встрой острый воскликнул

- Как получили слова первого столбика?

(Добавили 1 букву в каждое следующее слово.)

- Какое слово "лишнее" во втором столбике? Почему?

(Острый, у первых двух слов одинаковые буквы.)

- На какие вопросы отвечают слова третьего столбика?

(Какой? Что сделал?)

IV. Работа над новым материалом.

1) Чтение стихотворения Бориса Заходера учителем.

- О чём стихотворение?

- Что вы знаете о ежах? О дикобразах?

- Сегодня к нам на урок пришел Ёжик. Он поможет мне провести урок.

2) Повторное чтение "цепочкой".

- Ежик принес рассказы о жизни ежей и дикобразов. Пока мы будем читать стихотворение, Лера и Маша прочитают эти рассказы, а потом нам расскажут, о чем они прочитали.

Сообщения учащихся.

Физкультминутка музыкальная.

3) Работа с фразеологизмами.

По ходу работы на доску вывешиваются картинки с изображением животных.

- А вот еще одно задание, где мы будем говорить о животных.

Ползет, как черепаха.

- Что вы знаете о черепахах?

Трещат, как сороки.

- Что вы знаете о сороках?

Молчит, как рыба.

- Что вы знаете о рыбах?

- Почему мы так говорим?

- Эти выражения называются фразеологизмы - устойчивые выражения с самостоятельным значением.

- Скажите, а так мы говорим?

  • Трусливый, как медведь.
  • Голодный, как осёл.
  • Неуклюжий, как заяц.
  • Упрямый, как волк.

- У каждого на партах есть карточки, как на доске. Попробуйте вдвоем (в парах) восстановить эти выражения.

Аналогичная работа у доски.

- Все мы с вами разные. Кто-то медленно ходит, кто-то без умолку говорит, а кто-то неуклюж. Но мы должны относиться друг к другу с уважением, дружелюбием, терпением, помогать тому, у кого что-то не получается.

Физкультминутка "Заячья зарядка"

Раз - присядка, два - прыжок,
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало,
Начинаем все сначала.

4) Работа над сказкой.

- Давайте вспомним сказку:

"В чистом поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок."

- Что это за сказка? Кто главные герои этой сказки?

- Сейчас мы прочитаем нашему гостю Ёжику отрывок из сказки "Теремок". Читать будем по ролям. У каждого на парте есть листок с текстом. Слева на листочках есть кружки (кружки отличаются размером), в них имя героя не поместится, давайте впишем первую букву имени.

Чтение сказки по ролям.

- Видите, дружба помогает не только людям, но и животным!

V. Закрепление.

Закрепление знаний о буквах, обозначающих два звука.

- Посмотрите на слова. Скажите, на какие две группы мы можем распределить слова?

(По количеству слогов, по количеству звуков и букв.)

  • Мышка
  • Лягушка
  • Заяц
  • Лиса
  • Волчок

- Какие буквы показывают мягкость согласного? (И, е, ё, ю, я.)

- Что еще можно сказать о буквах е, ё, ю, я? (Могут обозначать два звука в начале слова и после гласной.)

VI. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что повторяли?

- С каким настроением работали на уроке?

- А вот с каким настроением вы уходите с урока покажите кружком:

  • желтый - хорошее,
  • зеленый - что-то не понял.