Урок русского языка в 6-м классе "Степени сравнения имен прилагательных"

Разделы: Русский язык, Иностранные языки


Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование. (по технологии развития критического мышления)

Форма урока: интегрированный урок (русский язык + немецкий язык)

Цели урока:

  • познакомить учащихся со степенями сравнения (видами и формами) имён
  • прилагательных в русском и в немецком языках, их образованием и
  • употреблением в речи;
  • развитие навыков сопоставительного анализа, навыка работы в парах,
  • работы с текстом информационного характера;
  • воспитание интереса к изучению языков.

Оборудование урока:

  • распечатки текстов информационного характера по немецкому
  • языку, сборник упражнений по грамматике немецкого языка для
  • 5-9 классов общеобразовательных школ “Űbung macht den Meister”
  • (авторы И.Л.Бим, О.В.Каплина), «Теория» (5-9 классы, учебник из
  • УМК В.Бабайцевой».

Ход урока

I. Оргмомент.

Запись даты, темы урока. Вступительное слово учителя: Сегодня мы познакомимся со степенями сравнения имён прилагательных в русском и в немецком языках, их образованием, видами и формами. Кроме этого, мы проведём сравнительный анализ степеней сравнения в двух изучаемых вами языках.

II. Стадия вызова. «Парная мозговая атака» (работа в парах).

Учащиеся, анализируя формулировку темы урока, составляют список того, что они знают по теме урока, заполняют первую колонку («Знаю») таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал(а)». Затем в ходе обсуждения результатов работы учитель подводит учащихся к выводу: «Степени сравнения имеют в русском языке только качественные прилагательные».

III. Стадия осмысления.

Беседа с классом: А что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Предполагаемые учителем вопросы учащихся:

  • Какие степени сравнения есть у имён прилагательных?
  • Как образуются степени сравнения?
  • Каковы морфологические признаки прилагательных, имеющих степень сравнения?
  • Какими членами предложения они могут быть? (Синтаксическая роль)

Заполнение учащимися второй колонки таблицы («Хочу узнать»).

Чтение – исследование текста § 104 по «Теории» (УМК Бабайцевой), стр. 114-115. и текста «Die Steigerungsstufen der Adjektive” (распечатка текста у каждого ученика) с применением приёма «инсерт». После чтения учащиеся заполняют третью колонку «Узнал(а)». Обсуждение результатов работы учащихся. При обсуждении темы по немецкому языку учитель немецкого языка выясняет, есть ли необходимость обратиться к другим источникам. Обращаемся к сборнику упражнений по грамматике немецкого языка “Űbung macht den Meister”, стр. 11-112, откуда учащееся узнают о двух формах превосходной степени.

Сравнительный анализ: Что общего есть в степенях сравнения в русском языке и в немецком языке?

Общее:

  1. Степени сравнения имеют только качественные прилагательные.
  2. И в русском, и в немецком языках есть сравнительная (Komparativ) и превосходная (Superlativ) степени, в немецком языке есть ещё одна степень сравнения - Positiv, соответствующая начальной форме имени прилагательного в русском языке.
  3. Сравнительная степень (Komparativ) обозначает признак, который проявляется в данном предмете в большей или меньшей степени.
  4. Превосходная степень (Superlativ) обозначает признак, который проявляется в данном предмете в наибольшей степени.
  5. Происходит фонетический процесс:
    • В русском языке – чередование согласных (например, сладкий – слаще д//щ, яркий – ярче к//ч, узкий – уже з//ж).
    • В немецком языке – изменение корневых гласных в односложных словах (a//ä, o//ö , u//ü).
  6. В русском языке превосходная сложная степень образуется путём прибавления в полной форме качественного прилагательного слов самый, наиболее, наименее.

Несклоняемая форма превосходной степени в немецком языке образуется с помощью предлога am (который мы переводим «самый») + полная форма прилагательного + ste.

IV. Стадия рефлексии. Дальнейшее целеполагание.

Всё ли вы узнали о степенях сравнения? У кого есть вопросы по теме урока? Что же мы должны дальше делать? (Закрепить тему, выполняя упражнения).

Задание по русскому языку: Образуйте степени сравнения от прилагательных высокий (выше, более высокий, высочайший, самый высокий), печальный (печальнее, менее печальный, печальнейший, самый печальный), мелкий (мельче, более мелкий, мельчайший, самый мелкий), тихий (тише, менее тихий, тишайший, самый тихий).

Задание по немецкому языку: Образуйте сравнительную степень (Bildet bitte der Komparativ!): Dieses Buch ist (billig) - Dieses Buch ist billiger.

Diese Cassette ist (klein) - Diese Cassette ist kleiner.

Образуйте превосходную степень (Bildet bitte der Superlativ!):

Meine Wohnung ist (schön) - Meine Wohnung ist schönste / am schönsten/

Martin geht (schnell) – Martin geht am schnellsten.

V. Подведение итогов урока.

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание

  • по русскому языку: §104, упр. 265.
  • по немецкому языку: Seite 80-81, Űbung 11, выписать
  • прилагательные в Komparativ и Superlativ.

Приложения 1-4