Урок литературы в 11-м классе "Взгляд на "польский вопрос" в романе В.Аксенова "Московская сага"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Знать реальную картину об отношениях Польши и России в 1945 году на примере романа В. Аксенова "Московская сага".
  • Развивать навыки самостоятельной работы с художественным текстом.
  • Продолжить формирование гражданственности и патриотизма.

Роман В. Аксенова "Московская сага" принадлежит к тем произведениям, которые по-новому осмысляют военную тему, в частности отношения Советского Союза и Польши в 1945 году. Человечность и подлость, мужество и трусость, мудрость и увлечение ложными идеями - его основные темы.

Сдвоенному уроку предшествует достаточно длительная подготовка. Обучающиеся читают отрывки из второго тома романа В. Аксенова "Московская сага" (глава 17 и 18).

Ход урока

Урок начинается с обмена читательскими впечатлениями о прочитанном. Это настраивает на откровенный, вдумчивый разговор о романе. Затем слушаем доклад: "Реальная картина отношений Советского Союза и Польши в 1945 году"

Слово учителя: В радиопередаче от 15.08. 2009 года "Виктор Ерофеев и его гости вспоминают писателя Василия Аксенова" журналистка из Польши Анна Жибровска говорит, что Польша любила Аксенова, и эта любовь была взаимна. Действительно, "польскому вопросу немало места отведено в романе "Московская сага", любимые герои Никита и Борис Градовы, отец и сын, практически в одно и то же время вовлечены в этот вопрос, а Бориса Градова события в Польше в 1945 году изменили и как человека, и как военного.

В интервью польскому журналу "Политика" по поводу выхода в Польше романа "Московская сага" интервьюером М. Островским отмечалась "большая любовь автора к России". Это замечание ценно вдвойне, поскольку отечественные критики не заметили в романе ни польской темы, ни авторской любви к родине. Авторы двадцатидвухсерийного телесериала "Московская сага" польскую тему вообще проигнорировали, о чём сам В. Аксёнов очень сожалел. Между тем молодые герои послевоенного времени, советские мушкетёры, понимали, что в Польше они "совсем не в тех стреляли после войны" и клялись друг другу не Богом, не мамой и уж тем более не Сталиным - Польской Народной Республикой.

Работа в группах: ответы на вопросы (они известны ученикам за неделю до урока), их обсуждение. Материал для групп представляет собой отрывки из романа В. Аксенова и вопросы к ним.

Группа №1

":Ну и, наконец, этот проклятый "польский вопрос". Этот проклятый вопрос, вообще тема Польши стали для Никиты едва ли не кошмаром сродни тем его, юношеским, кронштадтским снам. Еще в Белоруссии, в Катынском лесу, когда он увидел черепа с одинаковыми дырочками в затылках, он понял, что немцы в данном случае не врут, что это все тех же "рыцарей революции" мокрое дело."

Почему для Никиты Градова "проклятый польский вопрос" соединяется с событиями в Кронштадте в 1921-1922 гг.?

":Затем, после сражения за Вильнюс, в котором как союзники дрались вместе с советскими войсками отряды АК, все прекрасно экипированные, в конфедератках и маскхалатах, настоящая регулярная армия... Первое позорное дело, подлое предательство! Мы сидели с польскими командирами за дружеским столом, а потом их всех куда-то увезли особисты, и они пропали - с концами!

"Таракан", похоже, давно уже разработал свой сценарий для Польши. Недаром однажды в Ставке положил здоровую лапу на карту, закрыв бугром ладони Варшаву, пальцами Краков и Данциг, и произнес одно только слово: "Золото!"

О какой ситуации в стране говорит этот внутренний монолог героя? Почему Никита Градов употребляет такое слово как "сценарий" именно в связи со Сталиным ("таракан")?

Группа №2

"Недаром и создавалось позорное Войско Польское, куда набирали солдат с фамилиями на "ский". И далее: июль сорок четвертого, воззвание Польского комитета национального освобождения во главе с этим Осубко-Моравским. Главная идея - противопоставить какие-то мифические польские силы правительству Миколайчика в Лондоне. А между тем в коммунистических отрядах Армии Людовой было не больше 500 человек. Что касается АК, то в ней под командой генерала Бур-Комаровского насчитывалось не менее 380 тысяч штыков. В Варшаве только полковник Монтер к началу восстания выставил 40 тысяч бойцов! Ясно, как Божий день: решено раскассировать настоящее движение сопротивления и заменить его фальшивым, коммунистическим. Идет череда беспрерывных провокаций. Московское Радио "Тадеуш Костюшко" призывает варшавян к восстанию: "Час освобождения близок! Поляки, к оружию! Не теряйте момента!" В августе восстание разгорается, а наши войска останавливаются на восточном берегу Вислы и спокойно наблюдают, как в город входит дивизия "Герман Геринг", а вслед за ней какие-то особые части, составленные почти целиком из уголовников, бригады Дирлевангера и Камински. Мы созерцаем, как гигантские мортиры начинают планомерное уничтожение города, танкетки "Голиаф" разворачивают баррикады, как идут поголовные расстрелы мирных жителей, насилие, грабежи..."

Прокомментируйте этот отрывок с точки зрения историка. Как мы понимаем, что Градов на стороне именно Польши?

"Так или иначе, из этих сводок Никита знал, что восстание задыхается, что Черчилль и Миколайчик обращаются к Сталину с просьбой о помощи и не получают ответа. Части Резервного фронта стояли за двести километров к северо-востоку от места трагедии. Никита звонил в Ставку. Достаточно только приказа, и Резервный фронт форсирует Вислу, обрушится с севера всей своей мощью на Бах-Залевского и в течение трех дней освободит столицу союзной державы. Штеменко ответил ему излюбленной советской поговоркой: "Попэред батьки в пэкло нэ лезь!" Как оказалось, Сталин вообще делает вид, что в Варшаве нет никакого восстания. Может быть, там и есть какая-то кучка авантюристов, но это не значит, что мы должны оказывать им помощь. Он приказал даже прекратить дозаправку американских челночных бомбардировщиков в Полтаве, в связи с тем что они сбрасывали на Варшаву парашюты с оружием и медикаментами."

Почему Сталин делал вид, что никакого восстания не существует? Чем руководствовался в решении не помогать союзному государству?

Группа №3

"Ну а сейчас похоже на то, думал Никита, что приближается уже полнейшее сталинское изнасилование Польши. Комитеты лондонского правительства повсюду разгоняются. Шуруют особисты. Разоружаются группировки АК. Оставшимся не остается другого выбора, как драться против отступающих немцев и наступающих русских.

Черт побери, почему я опять оказался на берегах этого предательского моря? Опять передо мной страшный выбор, и теперь мне уже не найти такого однозначного решения, как в двадцать первом году!"

Почему герой понимает, что сейчас не будет однозначного решения в этом вопросе?

"Больше всего на свете - даже, кажется, больше взятия Берлина - Никита хотел обойтись без крови. Польская тема почему-то потрясала его своим вероломством и наглым давлением сильных на слабых, хотя, казалось, с его жизненным опытом он должен был бы быть застрахован от таких сентиментальностей. Польша - это русский позор, думал он. Начиная с Суворова - вот был гнуснейший старичок! - мы терзаем эту страну. Впрочем, кого мы больше терзаем, себя или их? Русские патриоты, мы еще не начали своей благородной истории!"

Что значат слова Никиты Градова: "Впрочем, кого мы больше терзаем, себя или их?"

Что произошло это в городе Тельцы Краковского воеводства с сыном Градова Борисом?

"А за что им нас любить, - тихо говорил Александр Борису. - Достаточно вспомнить некоторые моменты истории..."

О каких моментах взаимоотношенй Советского Союза и Польши говорит Александр Шереметьев?

Группа №4

"Однажды, к концу лета сорок четвертого, произошло нечто на самом деле вдохновляющее, историческое. Они уже знали, что в Варшаве кипит восстание, что там их сверстники, в том числе и красивые польские девчонки, сидят на баррикадах, отражают атаки эсэсовских дивизий. И вдруг им объявляют, что ночью они вылетают и будут сброшены на Варшаву. Общая цель - помощь героическим защитникам города, конкретная цель будет объявлена на месте. "Ура!" - вдруг возопили в один голос Сашка Шереметьев и Борька Градов. Десантники от неожиданности захохотали, а командир и повар переглянулись.

- Что это значит, "ура"? - спросил позже капитан Смугляный.

- Ну, вообще, - ответил Александр.

- Ну, как-то вообще, товарищ капитан, - сказал доверительно Борис.

- Вас что, на самом деле в самое пекло тянет? - спросил Смугляный:.. Ну, все-таки трудно не воскликнуть "ура", если тебе объявляют, что завтра ты примешь участие в Варшавском восстании, в одном из ключевых событий второй мировой войны, будешь вместе драться со всеми свободолюбивыми народами мира! Не за немцев же нас посылают драться!"

В чем заблуждаются герои? Почему их командир так остро отреагировал на это проявление радости? Почему он понял, что ребят "плохо проверили в этой спешке"?

"На рассвете вышли точно в назначенную точку. Там ждали моторки. Борис с автоматом в руках стоял по пояс в воде, повернувшись лицом к городу. Рядом с ним стояла девка в комбинезоне. Красивое мрачное лицо. "Ну, а ты чего? - сказал он ей. - Полезай в лодку!" Она не поворачивалась. "Ну!" - сказал он. Тогда она повернулась к нему. "Это ты иди в лодку! - шепотом закричала ему в лицо. В глазах слезы, а рот искривлен презрением. - Русские предатели! Мы в вас верили, а вы только смотрите, как нас убивают! Иди! А я туда пойду, где все мои умирают!" - и побрела к берегу."

Почему польская девушка так называет Градова? Почему Борис не обрывает ее, не пытается возразить?

Какие слова из этих глав мы можем считать ключевыми? (В ходе обсуждения останавливаемся на словах Бориса "Что-то мы не то здесь делаем, что-то неправильное. Сашка был прав, мы не о такой войне мечтали."

Итогом урока стала письменная домашняя работа "Что нового в изображении войны открыл мне роман В. Аксенова "Московская сага"? Что нового узнали об отношениях Советского Союза и Польши в 1945 году?"