Интегрированный урок (русский язык + математика) по теме "Урок-экспедиция в страну Чисел"

Разделы: Математика, Русский язык


Послушайте, что смертным
Сделал я: число им изобрёл
И буквы научил соединять...
Эсхил ("Прикованный Прометей")

Цели урока.

  • Начать знакомство с новой частью речи, выяснить значение правильного употребления чисел в речи, совершенствовать навыки в написании и произношении чисел;
  • Повторить распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания и применение его при действиях с рациональными числами; решение задач с помощью уравнений;
  • Развивать логическое мышление, память, внимание; прививать интерес к изучаемым предметам; выявить межпредметные связи в изучении данной темы; сделать выводы о значении чисел в нашей жизни.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: интегрированный.

Оборудование:

Оформление доски:

  • Тема;
  • Эпиграф;
  • Карта путешествия.

План урока:

I. Орг. момент;

II. Актуализация знаний;

III. Экспедиция в страну "Чисел";

IV. Проверка путеводных листов;

V. Итог урока;

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Учитель математики: Ребята, сегодня у нас необычный урок - экспедиция. Необычный не только потому, что у нас много гостей, но и потому, что вы видите перед собой сразу и учителя русского языка, и учителя математики. На уроке мы будем заниматься как русским языком, так и математикой. А что из этого получится - увидим в конце занятия. Задания вы будете выполнять в путеводном листе. Затем проведём самооценку.

Учитель русского языка: Обратимся к эпиграфу урока, как вы его понимаете? Прочитайте внимательно тему урока и кратко сформулируйте цели нашего занятия.(Дети думают и отвечают. Учитель обращает внимание на лучшие ответы). Верно, но кроме этого, сегодня мы с вами приступим к изучению новой темы, начнём знакомство с новой частью речи - именем числительным, поговорим о значении чисел в нашей жизни, а по математике повторим свойства умножения, вспомним, для чего нужны рациональные приёмы вычисления, как решать задачу уравнением. И сделаем вывод о значении чисел в жизни людей.

Учитель математики: Сегодня на уроке мы не просто писать и считать, но ещё путешествовать по стране "Чисел". Давайте прочтём название городов станций:

  1. Читай - город;
  2. Считай - город;
  3. Город Древности;
  4. Город Мысли;
  5. Наукоград (столица страны Чисел)

Отправляемся в путь! Всем удачи!

III. Путешествие по стране Чисел.

Учитель русского языка: Итак, первая станция - "Читай - город". Как вы думаете, какие задания вам предстоит здесь выполнить (ребята делают предположения, учитель объясняет цель заданий). Мы приступаем с вами к изучению новой темы - "Имя числительное".

Вы знаете, что в русском языке есть немало слов, значение которых связано с понятием числа и счёта. Например, пять, десяток, тонна, удвоить, дважды, тройной, пятнадцатый. Однако, не все эти слова являются числительными, а только пять и пятнадцатый. Как вы думаете почему? (Дети отмечают, что слова отвечают на разные вопросы: удвоить (что сделать?) - глагол, тонна (что?) - имя существительное и т. д.) Совершенно верно. Имя числительное обозначает не конкретный предмет (пятак - монета с цифрой "5"), а число (пять, сколько?), указывает на количество предметов или их порядок при счёте (пятый, который?) Итак, чем же отличаются имена числительные от слов других частей речи со значением числа? (Отличаются вопросом). Задания, которое предлагается вам выполнить в "Читай - городе" следующие: нужно правильно прочитать и записать предложенные имена числительные (см. путеводный лист, задание №1, Приложение №2).

Учитель математики: Молодцы, все с заданием справились. Рассмотрите числа (см. путеводный лист, задание №2, Приложение №2). Возьмите цветные карандаши и подчеркните своим цветом: целые числа; положительные числа; отрицательные числа; натуральные числа; неотрицательные числа; неположительные числа. Сколько чисел подчёркнуто дважды, трижды, четырежды? А теперь мы можем смело входить в "Считай - город". Вам предстоит потрудиться (см. путеводный лист, задание №3, Приложение №2).

Учитель русского языка: Следующая остановка - "Город Древности" потребует от вас умение мыслить и рассуждать. Вы знаете, что пословицы и поговорки появились давно, это жанры русского фольклора. Нужно будет объяснить значение пословиц и крылатых выражений (тексты записаны в путеводном листе, дети думают и отвечают)

Учитель математики: Чем же споры могут помочь науке? Древние греки считали, что спор помогает найти самое лучшее, самое правильное решение. Они доискивались причины: почему правильно делать так, а не иначе. Каждое правило греческие математики старались объяснить, доказать, что оно верное. О числах первым начал рассуждать Пифагор, который родился около 570 г. до н. э. "Числа правят миром!" провозгласил он. Я думаю, жители города Древности с удовольствием выслушали ваши объяснения, а вы вспомнили, что такое русский фольклор.

Учитель русского языка: Итак, мы приближаемся к следующей станции -"Город Мысли". Здесь вас ждут задания и по русскому языку и по математике (см. путеводный лист, задание №4, Приложение №2)

Учитель математики: Со всеми заданиями вы справились, поэтому путь к столице открыт. Перед нами "Наукоград". Чтобы войти в город, нужно письменно ответить на вопрос: "Каково значение чисел в нашей жизни?"(Приложение №2), связав ответ с темой и целями урока (ученики работают 3-4 минуты, затем читают свои сообщения).

IV. Проверка путеводных листов (самооценка).

Учитель русского языка: Ребята просмотрите свои путеводные листы (Приложение №2), вспомните те задания, которые вы выполняли, поставьте себе оценки за работу по русскому языку и по математике (ребята просматривают записи, выставляют себе оценки, озвучивают их)

Итог урока.

Учитель математики:

  • Понравился ли вам урок? Как вам кажется, достиг ли урок своих целей?
  • Со словами какой новой части речи вы начали знакомство?
  • Так как у нас урок экспедиция, какие полезные знания по предметам вы получили?
  • Как вы думаете, почему именно такой объединенный, интегрированный урок мы решили провести, почему связали русский язык с математикой?
  • Какие вопросы по математике поднимались?
  • Для чего при вычислениях используют рациональные приёмы вычисления?

Выставление оценок за урок (отдельно по русскому и математики, Приложение №2)

VI. Домашнее задание.

Приложение №2

  • Учитель русского языка: Упражнение 437, пересказ.
  • Учитель математики: №1129 (д), №1131.