Урок математики по теме "Что такое скорость, или Как Илья Муромец Русскую землю защищал"

Разделы: Математика


Цель урока: Создание содержательных и организационных условий для развития у школьников умения анализировать задачи на движение.

Задачи урока:

  • Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать, анализировать и сравнивать познавательные объекты.
  • Содействовать развитию у детей умений осуществлять адекватную самооценку.
  • Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину.
  • Актуализировать личностный смысл учащихся по обобщению понятия скорость.
  • Обеспечить у школьников умения объектировать деятельность, т.е переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня необычный урок, потому что мы будем работать по необыкновенной теме. На уроке ждет нас много интересных сюжетов, историй. А путеводитель урока: лист с печатной основой. (Приложение №1)

Ученица на фортепиано играет “Сказание” автор Зиринг

(Слайд 1, Приложение 2)

Учитель: В литературе много преданий об Илье Муромце.

Как во городе во Муроме, (Слайд 2.)
Во селе – то Карачарове
Жил да был Илья Муромец, сын Иванович
Не имел Илья в руках владения,
Не имел Илья в ногах хождения,
Сиднем сидел на печи цело тридцать лет, Тридцать лет и три года.
С грамотой Илюша был знаком. Сидя на печи раздумывал:

Задание № 1.

Какие слова в скобках находятся в наибольшей связи с обобщающим словом?

Дробь (половина, треть, числитель, четверть, знаменатель)?

(Слайд 3.) Задание № 2.

Из данных дробей укажите лишнюю: 1,2; 2,4; 3,7; 1,8; 4,6; 5,8

Задание № 3.

Разбейте данные на группы:

12 км/ч; 35 мин; 36 узлов; 48 см; четверть часа; 5 верст; 7 часов; 102 км/мин, 1000 км

12 км/ч 35 мин 48 см
36 узлов Четверть часа 5 верст
102 км/мин 7 часов 1000 км

(Слайд 4.)

(Слайд 5.)

Учитель: Рассорились два купца у кого конь быстрее.

– У меня конь скачет со скоростью 28 верст в час

– Не преувеличивай, скачки всего были 7 минут

– Я имел в виду, что если бы продолжали скакать, то через час преодолел бы 28 верст.

– Если бы скакал так же еще час, то налетел бы на крепостную стену и костей бы твоих не собрали.

– Да я ж недавече как в пятницу за час добрался до соседнего села.

– Никто этого не видел.

Как видите, купцы так и не пришли к одному мнению. Один не мог объяснить другому что такое скорость.

А вы бы смогли?

Верста – это сколько?

На листе с печатной основой (Приложение 1) есть памятка. Откройте и найдите определение скорости.

(Слайд 6, Приложение 2) Скорость движения – это величина, которая показывает, какой путь пройден телом за единицу времени.

Знаете ли вы, почему для обозначения скорости принята латинская буква v (вэ)? Латинский алфавит принят в большинстве стран мира. V – velocitas – скорость. И произносить ее надо верно!

(Слайд 7.)

В городе Муроме течет прекрасная река Ока.

По Оке купцы перевозили на продажу свой товар. (Слайд 8, 9.)

– У реки быстрое течение.

– Каким цветом обозначено на рисунке течение реки?

– Чья скорость обычно больше: скорость лодки или скорость реки?

– Что больше: скорость лодки по течению, скорость лодки в стоячей воде(на озере)или скорость лодки против течения?

– Чем объяснить, что скорость лодки в стоячей воде не равна ее скорости по течению реки?

Беседа заканчивается следующим выводом:

– Если лодка движется по течению реки, то ее скорость равна собственной скорости (в стоячей воде), увеличенной на скорость течения реки;

– Если лодка движется против течения реки, то ее скорость равна собственной скорости лодки, уменьшенной на скорость течения реки.

Посмотрите в памятке vпо = vл + vр; vпрот = vл – vр

Задание № 4 (Слайд 10.)

Заполним таблицу. В ней нужно заполнить пустые места, а для этого сформулировать задачи на движение лодки по реке Оке.

№1 №2 №3 №4*
Собственная скорость лодки (км/ч); vл 2,4 км/ч 36,4 км/ч
Скорость течения реки (км/ч); vр 0,5 км/ч 2,3 км/ч  
Скорость лодки по течению (км/ч); vпо 40,1 км/ч 32,1 км/ч
Скорость лодки против течения (км/ч); vпрот 5,4 км/ч 28,7 км/ч

В то время берега Оки были поросшими густым дубовым лесом, в котором водились шайки муромских разбойников, грабивших окрестные села и деревни.

Вот решили мужики изменить течение реки, запрудив русло и приблизить ее к селу. Стали они выкорчевывать дубовый лес и закидывать им часть русла. По преданию, весной около 1168 г. начали работать. Дома оставались только старые да малые.

(Слайд 11.)

Задание № 5.

Ребята, выберите предложение, в котором речь идет о скорости.

Лодка до заката проплыла 50 верст.

Разбойники в лесах за 3 часа проходили 9 верст.

Три странника за час проходили 2 версты.

(Слайд 12.)

В один из тех дней появились в Карачарове три старца перехожие. Входят в дом, видят Илью Муромца и просят:

– Напои, Илюша, нас!

Илья Муромец отвечает:

– Эх, страннички! Рад бы я вас напоить, да не могу с кровати встать.

– А ты, Илюшечка, нас не обманывай, встань и принеси нам попить!

Только услыхал это Илья, как к нему будто огонь прикоснулся. Встает на резвы ноженьки Илюшенька, берет кувшин, идет за квасом в погреб. Налил кувшин и подает странникам. А те отвечают:

– Ну-ка, Илюшенька, выпей сначала сам!

Илюшенька выпил полную кружку. Странники спрашивают:

– Чуешь ли ты теперь, Илюшенька, в себе силушку?

– Теперь чую! Спасибо вам за благодать.

Проводил Илья Муромец старцев за околицу. Благословили его старцы и исчезли, словно сквозь землю провалились.

А Илья пошел помогать на Оку родителям.

(Слайд 13.)

Задание № 6.

Шел Илья быстро со скоростью 72,3 м/мин, навстречу ему бросился, не чувствуя ног от радости, отец. Он бежал со скоростью 68,5 м/мин. На сколько изменится расстояние между ними через 1 мин? Через 2 мин? Через 5 мин? (Слайд 14.)

В данной задаче тела двигаются навстречу друг другу. О какой скорости идет речь?

Как определить скорость сближения?

При движении навстречу, скорости складываются.

Стал тогда Илья дубки из земли подергивать,

И во Оку-реку стал покидывать.

Потекла река по новому руслу.

Узнал князь об Илье Муромце и призвал к себе, взял в дружину.

В те времена водились в окрестностях Мурома драконы. Со всеми сражался Илья Муромец.

(Слайд 15.)

Задание № 7.

Два дракона сидят на старом дубе. Увидав Илью Муромца, разлетелись в разные стороны. Один со скоростью 23,5 верст/мин, другой 31,3 верст/ мин. Какое расстояние будет между ними через 1 мин? Через 2 мин? Через 10 мин?

Какое движение происходит в данной задаче?

О какой скорости идет речь?

Как найти скорость удаления?

При движении в противоположных направлениях скорости складываются.

В эти дни вернулся из Киева князь и привез весть, что к дочери князя Владимира Красное Солнышко летает змей. – всю ее иссушил, и Владимир просил его прислать к нему Илью Муромца убить змея.

Пошел Илья Муромец в кузницу
Выковал себе Илья латы богатырские,
Выковал и палицу тяжелую,
Да копье, да сабельку.
Выковал себе и щит,
Смастерил тугой лук,
Три стрелы сковал, по пуду весом каждая.
Поклонился Илья отцу с матерью до земли.
На добрые дела получил благословение.

Владимирская земля славилась прекрасными лесами, полями, реками. И водилось на этой земле много животных, птиц разных.

Задание № 8. (Слайд 16.)

Сделайте анализ таблицы по плану:

  1. Чья скорость больше 40 км/ч?
  2. Чья скорость меньше 100, но больше 70 км/ч?
  3. Расположите в порядке убывания скоростей.
  Скорость
Скаковая лошадь 49,5 км/ч
Стрекоза 31,2 км/ч
Заяц 71,3 км/ч
Лиса 69,4 км/ч
Утка 91,3 км/ч
Бабочка 21,5 км/ч
Сокол 131,6 км/ч

Из города Мурома в Киев – град выехал гонец к князю, известить о приезде Ильи Муромца.

(Слайд 17.)

Задание № 9.

Скакал со скоростью 15 км /час. В Киев-град он прибыл через 3 дня и 3 ночи. Раным – рано выехал Илья из Мурома, и хотелось ему к обеду попасть в стольный Киев – град. Его резвый конь поскакал чуть ниже облака ходячего, повыше лесу стоячего. В дороге Илья был 9 часов.

Оцените, с какой скоростью перемещался богатырский конь?

Что означает запись 15 км/ч?

Сравните скорость скаковой лошади и богатырской лошади.

Ехал Илья Муромец дорогой прямоезжею. А та дорога была занята разбойниками. Не только людей – зверя не пропускали!

По этой дороге поехал и наш Илья Муромец. Все разбойники со страху разбежались.

(Слайд 18.)

Задании № 10.

Один разбойник стал догонять другого, когда расстояние между ними было 40 м. Скорость первого 2,3 м/сек, скорость второго 3,1 м/сек. Через сколько секунд один догонит второго?

При движении вдогонку скорость сближения находится вычитанием.

Какой вид движения рассматривается в этой задаче?

Что означает скорость 2,3 м/с и 3,1 м/с

Переехал спокойно богатырь через реку Калинку и остановился. Стояло тут двенадцать дубов, и на них свил себе гнездо Соловей – разбойник – самый страшный из разбойников.

Игра “Пойми меня” Слова спрятаны на дубах. Один храбрый школьник достает слово и объясняет о чем речь, не называя его. Остальные отгадывают слово

СКОРОСТЬ БОГАТЫРЬ  ТЕЧЕНИЕ ПУТЬ ВРЕМЯ

(Слайд 19.) Заметил Соловей – Разбойник Илью и сильно засвистел. Конь под Муромцем зашатался.

Задание № 11.

Пользуясь результатами таблицы, ответьте на вопросы

– При какой скорости ветра идти трудно?

– Что происходит, когда скорость ветра 19 м/с?

– Назовите скорость ветра, когда речь идет об урагане.

Скорость ветра
Качаются ветки, поднимается пыль 5 – 7 м/с
Качаются толстые стволы деревьев 10 – 12 м/с
Качаются большие деревья, идти против ветра трудно 12 – 15 м/с
Ветер валит заборы 18 – 20 м/с
Ветер производит большие разрушения 25 – 29 м/с
Ураган разрушает дома Более 29 м/с

Натянул тетиву Илья и пустил стрелу. Попала стрела в глаз Соловья и вышибла из гнезда, как овсяный сноп!

(Слайд 20.)

Задание № 12.

Летел Соловей – разбойник до земли 15 сек. Упал он с высоты 30 м. С какой скоростью падал разбойник?

Илья Муромец связал Соловья– Разбойника, приточил к седлу и едет дальше.

Долго ли, коротко ли, прибыл Илья Муромец во Киев-град.

Показал Илья Муромец князю своего пленника.

А в это время татарский хан собирал большое полчище и двинулся на Киев. Обложили город.

То не сокол на стаю гусей налетает, то Илья Муромец на силу – рать вражескую наезжает!

Где мечом махнет – улица делается, где коня повернет – площадь делается!

Увидал Змея поганого и ударил так, что тот взлетел под облака и упал не землю.

Игра “Кукарямбище” (нарисовано на доске чудовище двенадцатиголовое).

Правильно отвечаем, голова чудовища падает, не верный ответ – вырастают две новые.

  1. Что означает запись 18 км/ч
  2. Что такое скорость?
  3. Лодка двигалась по озеру со скоростью 21 км/ч. О какой скорости идет речь?
  4. Как определить скорость лодки по течению?
  5. Так о каких величинах мы должны говорить, решая задачи на движение?
  6. Как найти скорость?

Вражеское полчище бросилось бежать.

А татарский хан с тех пор дал зарок не ходить больше на Русскую землю.

Ребята, проведем небольшой тест.

Выберите правильный ответ:

1. Единицами измерения скорости являются

а) сутки; б) версты; в) км/ч?

Вставьте пропущенное слово:

2. Скорость движения – это ……….., которая показывает……………., пройденное за единицу времени.

Верно ли:

3. Скорость лодки по течению меньше собственной скорости лодки?

Ответьте на вопросы:

1) В каких случаях мы говорим о движении?

2) В языке математики есть “волшебные слова”, которые обозначают связи между величинами: больше, меньше, равно.

Придумайте предложения на движения, которые включат слова: “позже”, “раньше”, “быстрее”, “медленнее”, “скорее”, “дальше”, “ближе”.

– Как вы чувствовали себя на уроке?

– С каким настроением работали?

– Довольны ли вы собой?

– Что удивило сегодня на уроке?

Что важного для себя я почерпнул на уроке?

А дома придумайте задачи по теме урока “Что такое скорость движения?” по данным схемам. И у вас получится сборник задач на движение.

Какие вопросы можно поставить к задаче?

(Слайд 21.)

В эпоху борьбы русского народа за независимость в 9–12 веках появляется образ богатырей, самоотверженно защищающих русскую землю.

Центральный персонаж русских былин – Илья Муромец.

Образ Ильи Муромца сложился в древности и прошел через века. Огромная физическая сила сочетается в нем с еще большей внутренней силой духа, желанием не убивать врагов, а лишь защищать русскую землю.

До сих пор живут в Муроме богатыри. А сейчас для вас сюрприз… Появляется Илья Муромец, который угощает ребят Муромским калачом.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет, пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.