Правила дорожного движения на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель: повторение изученного материала по теме: «Индустриальная революция», ознакомление с историей возникновения транспорта, ПДД и ГИБДД.

Задачи:

  1. на основе повторения и обобщения ранее изученного материала, в ходе знакомства с новым дать представление учащимся о развитии транспорта, дорог, ПДД, ГАИ-ГИБДД;
  2. развивать умение использовать ранее полученные знания, работать в группах и индивидуально, готовить сообщения;
  3. воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: игровая, игра «Счастливый случай».

Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданиями, листы А4, ручки.

Подготовительный этап: повторить п. 1-2, с. 32 (учебник : Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1800-1913 гг.), индивидуально подготовить сообщения по темам: «Из истории развития ПДД», «История дорожных знаков», «Международный язык дорожных знаков», «История ГАИ-ГИБДД».

Эпиграф:

Человек начал вертеться
Только после изобретения колеса.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Вводное слово учителя.

Если вы окажитесь на необитаемом острове и вам понадобиться переместить тяжёлый предмет, что вы будете делать? Разумеется, нести. Или тянуть. Или толкать. В древнейшие времена человеческие мускулы были единственным средством перемещения грузов. Человек сам себе был вьючным животным. Со временем люди приручили быков, ослов, лошадей, заставляя их таскать на себе грузы и людей-наездников. Это устраивало людей на протяжении тысячелетий. Но вот понадобилось перевезти тяжёлый груз. И люди придумали салазки-платформы с полозьями. По снегу это изобретение бегало хорошо, но по земле тянуть салазки было тяжело. Тяжёлые грузы стали перевозить с помощью платформы, под которую подложены круглые брёвна. Когда платформу тянули, брёвна вращались, платформа двигалась. Оставшиеся позади брёвна переносили вперёд и всё повторялось. А однажды кому-то пришло в голову сделать срез бревна, отверстие в центре- и готово колесо. Пару колёс соединили с осью, ось прикрепили к платформе, получилась тележка. Совершенно новое транспортное средство. А затем в течении тысячелетий люди совершенствовали колесо и повозку, пока не наступил век ХХ – время автомобиля.

Сегодня на уроке в игре «Счастливый случай» вы вспомните, как развивался транспорт в к. 19- н. 20 вв. и узнаете много нового из истории правил дорожного движения и ГИБДД.

III. Игра «Счастливый случай»

Класс делится на три команды.

Выбирается счётная комиссия (из учеников).

I гейм: «Блиц-опрос» – «Транспорт в 19- н. 20 вв».

(Счётная комиссия подсчитывает правильные ответы).

Вопросы первой команде:

  1. Назовите изобретателя первого автомобиля с паровым двигателем.(Эванс).
  2. Кто является изобретателем автомобиля с паровым двигателем в Англии? (Тревитик).
  3. Как относились жители Англии к первым автомобилям? (Свистели, шумели, бросали брёвна, куски железа под колёса).
  4. Какую скорость развивала повозка Карла Бенца? (15 км/ч).
  5. Когда состоялась первая автомобильная выставка? (в 1898 г.)
  6. Век автомобиля? (ХХ в.)
  7. Какое изобретение использовали на заводах Форда в н. ХХ в. , чтобы сборка автомобиля стала быстрее и дешевле? (сборочный конвейер)

Вопросы второй команде:

  1. Когда появился первый автомобиль с паровым двигателем? (1803-1804 гг.)
  2. Сколько автомобилей насчитывалось в 1830 г. в Лондоне? (30)
  3. Что считается первым опытом создания бензинового автомобиля? (Трёхколёсная повозка с горизонтальным бензиновым двигателем К. Бенца)
  4. Кто является создателем бензинового автомобиля , являющегося прообразом современного автомобиля? (Готлиб Даймлер)
  5. В каком городе проходила первая автомобильная выставка? (В Париже)
  6. Когда появился автомобиль Г Форда «Модель Т»? (в 1908 г)
  7. Какова стоимость «Модели Т» Г. Форда в 1916 г.? (345 долларов)

Вопросы третьей команде.

  1. По улицам какого города проехал первый автомобиль с паровым двигателем? (Филадельфия).
  2. Сколько автомобилей насчитывалось во всей Великобритании в 1830 г.? (100)
  3. В каком году появилась трёхколёсная повозка К. Бенца? (1885 г.)
  4. В каком году Г. Даймлер создал свой автомобиль? (1895 г.)
  5. Сколько моделей автомобилей было представлено на первой выставке? (ок.300)
  6. Назовите первоначальную стоимость Модели Т Г. Форда? (850 долларов)
  7. Когда появился первый общественный транспорт? (в н. 19 в.)

Счётная комиссия подсчитывает результаты.

Выступления учащихся с сообщениями:

«Из истории развития ПДД». (Приложение 1)

Во время выступлений ученики составляют вопросы по материалу сообщений,

которые будут задавать друг другу в конце урока.

Счётная комиссия объявляет результаты.

II гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Команды задают вопросы (карточки) друг другу по теме «Дороги».

Вопросы, которые задаёт 1-я команда 3-й. 

  1. Чем первоначально покрывали улицы? (брёвна, доски, булыжник)
  2. А чем покрывали большинство дорог в 18-19 вв.? (брусчаткой)

Вопросы, которые задаёт 2-я команда первой. 

  1. Почему брусчатку в настоящее время стараются сохранить? (прочнее, чем современные дороги).
  2. Что такое асфальт? (пропитанный гудроном песок)

Вопросы, которые задаёт 3-я команда 2-ой.

  1. Когда и где впервые появились красный и зелёный огни светофора? (в 1914 г., в Кливленде, США).
  2. В каком году в России появился первый светофор? (в 1924 г., в Москве).

Счётная комиссия подсчитывает результаты.

Сообщения учащихся по темам: «История дорожных знаков»,

«Международный язык знаков» (Приложение 2)

Счётная комиссия объявляет результаты.

III гейм: «Заморочки из бочки».

Команды по очереди вытягивают жетоны с номерами вопросов,

учитель зачитывает вопросы.

  1. В каком городе впервые появился общественный транспорт? (в Париже)
  2. Когда появились трамваи на электрической тяге? (в 80-е гг. 19 в.)
  3. Назовите первый вид общественного транспорта? (омнибус)
  4. Когда была открыта первая в мире подземная дорога? (в 1863 г.)
  5. Омнибусы стали тянуть по рельсам. Как этот вид транспорта назывался в России и как в США? (конка и трамвай)
  6. Где была открыта первая в мире подземная дорога? (в Лондоне)
  7. Что в переводе с английского означает слово «омнибус»? (машина для всех)
  8. Когда появилась первая настоящая автомагистраль? (в 1924 г.)
  9. В какой стране появилась первая настоящая автомагистраль? (в Италии)

Счётная комиссия подсчитывает результаты.

Сообщения учащихся по теме:

«История ГАИ-ГИБДД» (Приложение 3)

Счётная комиссия объявляет результаты игры.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Учащиеся задают друг другу вопросы, составленные по ходу сообщений .

Слово учителя:

Итак, ребята, сегодня на уроке в игре «Счастливый случай» вы вспомнили, как развивался транспорт в к 19- н.20 вв. и узнали, что правила дорожного движения –это не совсем изобретение 20 века. Попытки составления и применения правил дорожного движения были гораздо раньше.

V. Оценивание.

Список использованной литературы: 

  1. Предметная неделя по Правилам дорожного движения./ Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
  2. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1800-1913. - М: Просвещение, 2004.