Урок математики "Устные и письменные приемы вычислений. Путешествие по Астраханскому кремлю"

Разделы: Математика


Цель: совершенствование устных и  письменных вычислительных навыков.

Задачи:

  • закрепление приобретенных знаний;
  • формирование умений приложить  математические знания к решению задач, уравнений;
  • развитие умения работать  самостоятельно;
  • развитие познавательного интереса и  положительной мотивации  к предмету;
  • воспитание  любви  к родному краю, его истории.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки-помогайки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Рефлексия  «Знающие люди»

(На доске полоски: красная, зелёная, синяя, жёлтая)
– Давайте вспомним  притчу о людях знающих  (показывает  красную полоску), ищущих (зелёная полоска), спящих (синяя), невеждах (жёлтая ).
– Можно ли сказать, что все мы  знающие люди?  (Нет)
– Покажите, к  какой категории  вы  относите себя. Почему?
–   А  какими  бы вы хотели быть? Что вы ожидаете от сегодняшнего  урока?
–   Какие цели вы  поставили  для  себя?
– Я  улыбнусь вам, а вы улыбнитесь  друг другу.  Возьмите за руки и пожелайте друг другу удачи, успехов и  хорошего настроения.

2. Устный  счёт

Вот семёрка – кочерга,
У неё одна нога.

– Вспомнили  этот стишок из 1 класса? Его  мы читали, когда знакомились с цифрой 7.
– Что  мы  говорили  про это число? (7 цветов у радуги , 7 нот, 7 чудес света)
– А какие 7 чудес света вы  знаете?  (Пирамида  Хеопса, Висячие  сады Семирамиды, Статуя  Зевса, Храм  Артемиды, Колосс Родосский, Галикарнасский  мавзолей, Александрийский Маяк )
– Первый список чудес света появился в Древней Греции в 3 веке до нашей эры. В России проводилась акция « 7 чудес света». В список претендентов вошёл 21 город. Наш регион в проекте представлял замечательный памятник 16 века. А какой, вы узнаете, вычислив данные выражения.
Работа по слайду 1 (Приложение).
– Полученные ответы расположите в порядке возрастания, а под ними соответствующие  буквы.
– Прочитайте, какое слово получилось? (Приложение, слайд 2)
Кремль сначала был деревянный, а потом началось строительство каменного кремля. Строительство вели талантливые мастера  М. Вельяминов и Дей Губастый. Спокойно и величаво смотрит  красавец кремль – свидетель славных страниц истории  русского народа, замечательное творение  его талантливых мастеров. (Приложение, слайд 3)
Сегодня мы совершим путешествие по  Астраханскому кремлю и  познакомимся с  башнями  кремля. (Приложение, слайд 4).  На уроке мы закрепим устные и письменные  приёмы вычислений, решение задач и уравнений.

3. Работа по теме

1) Соборная колокольня. (Приложение, слайд 5)

Кремлёвская колокольня по праву считается одним из символов города Астрахани.
В 16 веке на месте нынешних Пречистенских ворот с колокольней была построена главная праздная башня  кремля.
Вычислите данные выражения и мы узнаем интересные сведения о колокольне.

1005 + 705 = 1710              9220 – 7455 = 1765          1637+ 172 =1809
90420 – 88607 = 1813        44008 – 42098 = 1910      2008 – 1910 = 98

В 1710 г. Была построена, но при постройке не учли крепость фундамента, стало давать осадку, покрылось  трещинами. В 1765 г. была  сломана. В 1809 г. заложена новая колокольня и завершена в 1813 г. на собственные средства И.А. Варвация. Простояла  около 100 лет, дала сильнейший крен и была разобрана и на  её месте в 1910 г. появилась новая колокольня, сооружённая архитектором С.И. Карякиным .

2) Архиерейская башня. (Приложение, слайд 6)

Находится в юго-восточном углу кремля. Название своё получила по располагавшемуся  рядом с ней на территории кремля Архиерейскому подворью.
А сейчас откройте  учебники и решим задачу на странице  69.

а) чтение,
б) выделение условия и вопроса.
в) краткая запись

Ремонт за 1 день

Количество дней

Всего машин

? поровну на?

6

72

?

4

 

6д – 72 м.              На сколько больше?
4д – 72м    

г)  анализ

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос  задачи?
– Что мы должны узнать сначала?

д ) самостоятельное решение ( слабым ученикам карточки – помогайки)
е) проверка

72 : 6 = 12 (м) – за 1 день
72 : 4 = 18 (м) – за 1 день
18 – 2 = 6 (м) – перевыполнили задание.

Ответ: на 6 машин.
Число 6 увеличьте на 8 , какое число получилось?   В плане Архиерейская  башня представляла собой квадрат со стороной 14 метров.

4. Физминутка

Дети, стройтесь по порядку
На активную зарядку.
Левая, правая, бегая, плавая .
Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.
На носочки поднимайтесь, руки к солнцу. Улыбайтесь!
Потянулись, наклонились и обратно возвратились.
Повернулись вправо  дружно, влево то же, делать нужно.
Делай раз и делай два, не кружись ты, голова!
Повороты  продолжай и ладошки раскрывай.
А теперь наклон вперед выполняет весь народ.

5. Продолжение темы

Житная башня. (Приложение, слайд 7)
Глухая южная Житная башня – одна из сохранившихся  трёх первоначальных башен кремля.  В 7 веке к стене примыкал житный двор, где хранились запасы ячменя, овса, пшеницы, сацинского зерна, солода.
Найдите периметр основания Житной башни , если длина равна 9 м 40 см , что на 10 см больше её ширины.
– Можем мы сразу найти периметр? Почему?
– Что значит на 10 см больше её ширины? Ширина больше или меньше?
Каким действием найдём?
– А теперь можем найти периметр? Что такое периметр?

Найдите периметр основания Житной башни.

9м 40 см = 940 см                940 – 10 = 930 см

(940 + 93) * 2= 3740 см кв.

6. Минутка релаксации  «Путешествие на стрекозе»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните. Представьте, что вы стали маленькими. Вы оказались на крепкой спине, покрытой бирюзово-голубыми пятнышками. Это волшебна стрекоза. Почувствуйте, как ваши ноги удобно расположились между прозрачными со сверкающими жилками крыльями. Теперь начинается путешествие. Стрекоза медленно поднимает вас в синее небо. Чувствуешь, как  ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть ваш легкокрылый  вертолёт перенесёт вас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь, мысленно «увидеть» это место наиболее точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своей стрекозе, и она везёт вас назад, на ваше место в класс.  Слезьте с неё и понаблюдайте, как она медленно скроется в голубой дымке. Подтянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

7.  Продолжение темы

Крымская башня. (Приложение, слайд 8)
Расположена она на западном углу кремлёвского треугольника. Напротив башни, на правом берегу Волги, проходила дорога. Именовавшая Крымским трактом, откуда постоянно ожидалось нападение крымцев. Из–за этого башня стала называться Крымской.

– А сейчас выполните самостоятельную работу.
Решите уравнения на стр.69, № 8 (по вариантам, 2 ученика у доски).
Уменьшите число, которое получилось  1 вариант –  на 223, а 2 вариант – на 243 (на 83), и вы узнаете, чему равна высота Крымской башни от верха зубцов до земли. (17 м).

8. Обобщение

Первый список чудес был составлен в Древней Греции в 3 веке до нашей эры. Так как до наших времён сохранилась только пирамида Хеопса, было решено провести голосование и составить новый список.
В Лиссабоне  были оглашены новые 7 чудес света (Приложение, слайд 9)
– Какой памятник г. Астрахани претендовал на звание «Чуда России»?
К 450-летию г.Астрахани проходила акция «Восьмое чудо света». Победителем астраханской акции признана столица Золотой Орды – город Сарай-Бату, раскопки которого около с. Селитренное  Харабалинского района на протяжении  нескольких лет ведут археологи. (Приложение, слайд 10). Кстати, кирпич для строительства каменного кремля возили с развалин старого города и бывшей золотоордынской столицы Сарай-Бату.
– А кто построил все эти чудеса? (Человек, люди)
И до сих пор продолжают строить, творить и изобретать новые чудеса. Человек – главное чудо света. А чудо оно бесценно. Вы станете взрослыми, и не важно, кем вы будете, важно, какими вы будете. Мы познакомились не со всеми башнями кремля, о них мы поговорим на следующих уроках.

9. Домашнее задание

Оценки.

10. Итог урока

Литература:

  1. С.Б.Калашников, В.А.Филипченко. Энциклопедия;  «Астраханский кремль».
  2. О.Н.Курамшина, А.М.Железкина. «Школа оптимизма».