Рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся начальной школы

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


(Приложение, слайд 1)

В условиях развивающегося общества и утверждения компетентностной парадигмы образования требования к выпускникам начальной школы постоянно возрастают. Актуальной становится проблема не обеспечения обучающихся готовыми знаниями, а развития личности, формирования   способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности и пр. В решении этой задачи особое значение  приобретает организация исследовательской работы обучающихся.

Любопытство –
        любознательность –
                познавательная потребность (Приложение, слайд 2)

Этими понятиями обозначается известная каждому педагогу "лесенка", ведущая к вершинам познания. Любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемые в отечественной педагогике как потребность в умственных впечатлениях, характерны для каждого здорового ребенка. Постепенно они трансформируется в любознательность или умственную (интеллектуальную) активность. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что интеллектуально одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. Очень важно, чтобы любознательность переросла со временем в устойчивое психическое образование – познавательную потребность. Одним из видов познавательной деятельности является исследовательская деятельность. 

В качестве одной из важных особенностей исследовательской деятельности обучающихся выступает ее направленность на получение субъективно  новых знаний –  самостоятельно получаемых знаний,  являющихся новыми  и личностно значимыми  для конкретного учащегося.

Это положение дает основание разграничить понятия «научно-исследовательская» и «учебно-исследовательская»  деятельность обучающихся. На это указывает ряд исследователей (Э.А.Петрова, Л. Ф. Фомина, А.В.Леонтович, А.С. Обухов и др.)  (Приложение, слайд 3)

Научно-исследовательская деятельность учащихся как особый вид познавательной деятельности учащихся направлена на получение новых объективных научных знаний.  Такой вид деятельности может быть доступен обучающимся общеобразовательной школы, но, чаще всего, это касается старшеклассников, поскольку приобретение действительно нового для науки знания в младшем школьном или подростковом возрасте представляется маловероятным (и отдельные исключения скорее подтверждают правило, а не противоречат ему).
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Основной функцией учебно-исследовательской деятельности является активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие у них стремления к познанию мира и себя в этом мире.

В качестве функций учебно-исследовательской деятельности обучающихся можно выделить:  (Приложение, слайд 4)

1) образовательную (расширение и актуализация знаний по предметам школьной программы; развитие представлений о межпредметных связях; освоение информационных технологий и обучение работе со средствами коммуникации; закрепление общих и специальных научных понятий и категорий изучаемых дисциплин и пр.);

2) развивающую (развитие интереса, интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ; личностных качеств, творческих способностей учащихся);

3) деятельностную (привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности; овладение аналитическими, постановочными, поисковыми, синтезирующими умениями и навыками осуществления научной работы;  освоение творческого подхода к любому виду деятельности и пр.);

4) стимулирующую (формирование установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками; развитие у учащихся интереса к научно-исследовательской деятельности и пр.);

5) педагогическую (создание предпосылок для развития у учащихся научного образа мышления, обеспечение сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между обучающимися, педагогами, учеными и специалистами; формирование развивающей образовательной среды для ребенка; содействие  профессиональному самоопределению детей и т.д.).

Итак, понятия «научно-исследовательская» и «учебно-исследовательская» деятельность учащихся взаимосвязаны, но не тождественны.

Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей и познавательной компетенции.

Методическая сторона исследования обучающихся может быть поделена на несколько относительно самостоятельных этапов:

  • выбор темы исследования;
  • сбор материала;
  • обобщение;
  • подготовка к защите, оформление реферата;
  • стимулирование деятельности преподавателей и обучающихся, включенных в творческо-поисковую деятельность;
  • выступление с докладом на конференции (защита проекта).

От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы исследований  могут быть:

  • теоретические, предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.).
  • экспериментальные, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • фантастическиео несуществующих, фантастических объектах и явлениях.

Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у обучающихся начальной школы ограничена. Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для ее решения. Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

Собранные сведения анализируются и обобщаются. Для ребенка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего ученого.   Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения – очень важная задача.
Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.

Работа по организации исследований младших школьников требует от педагога немалых усилий. Известный специалист Д. Треффингейр рекомендует педагогам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила:  (Приложение, слайд 12)

  • помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
  • на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;
  •  научитесь не торопиться с вынесением суждения;
  • приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
  • подходите ко всему творчески.

Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребенка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.

Результат по учебно – исследовательской деятельности будет тогда, когда будет совместная работа ученика, учителя и родителей, поэтому, на общем  собрании взрослые и дети знакомятся с презентацией «Исследование»  (Приложение, слайды 5-11)

ПАМЯТКИ

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА – отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели – разрешения проблемы и раскрытия темы исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
МЕТОД в науке – это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах, способах и приемах исследования.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
теоретические
эмпирические
философские
общенаучные
специальные
качественные
количественные
диалектические
статистические
исторические
социологические
анализ
синтез
индукция
дедукция
абстрагирование
идеализация
формализация
аналогия
измерение
наблюдение
эксперимент
моделирование
классификация
типизация
дифференциация
функциометрика
математизация
гипотетика
прогностика
эвристика
"мозговой штурм"

Работа с литературными источниками.

Этапы работы Содержание этапов
1 Общее ознакомление Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника
2 Внимательное чтение по главам и разделам Выделение наиболее важного текста
3 Выборочное чтение Перечитывание наиболее важного текста
4 Составление плана прочитанного материала В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль
5 Выписки из прочитанного Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание)
6 Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками Отмечается общее и отличительное в решении проблемы
7 Критическая оценка прочитанного и запись замечаний Обращается внимание на объективность суждений

Структура выступления на конференции:

– обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора;
– характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения;
– краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы;
– собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом;
– регламент выступления до 7 минут.

Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания  исследовательской работы.

  • Умение работать с рекомендованной литературой.
  • Умение правильно выработать методологию исследования.
  • Умение критически осмысливать материал, представленный в книге.

Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в книге верно, необходимо, научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы, определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо научить детей ставить себе следующие вопросы:

– Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
– Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
– Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

  • Умение четко и ясно излагать свои мысли.

Каждое положение исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую.