Безотметочное обучение на уроках математики в подростковом возрасте

Разделы: Математика


Цели урока:

  • выработать умение делить одночлен и многочлен на одночлен, сформулировать алгоритм;
  • научить применять алгоритм при упрощении выражений, при нахождении значений выражений;
  • формирование математической речи и  развитие понятийного аппарата по предмету;
  • продолжить вырабатывать умение самооценки и самоанализа своего труда и труда товарища.

ХОД УРОКА (Приложение)

I. Фронтальная беседа.  Актуализация опорных знаний

На данном этапе повторяем понятия одночлена, многочлена, запись  многочлена в стандартном виде, сложение, вычитание, умножение многочленов. Используются: устный счет, анализ результатов самостоятельной работы, проведенной на предыдущем уроке (озвучивается количество ребят, получивших «+» (решено без ошибок), «±» (допущены ошибки в том или ином умении), «-» (решено не верно)). Для отработки «западающих критериев» № пунктов учебника и соответствующие задания задаются на дом; ребята, успешно решившие с/р, должны составить одноклассникам карточку-помощник и принять предварительный зачёт в течение недели.

II. Этап переноса известных знаний в нестандартную ситуацию с целью формирования математической речи и дальнейшего развития понятийного аппарата по предмету (блок 1)

На данном этапе выводятся  правила деления произведения чисел на число, свойство деления степеней, правило знака при  делении, записываются правила  на математическом языке, дается словесная формулировка. Выполняется устная работа по программируемым ответам (учитель показывает ученикам карточки-задания, на доске магнитами прикреплены правильные и неправильные ответы с буквами. Если ребята решили правильно, то с обратной стороны будет написан номер буквы в слове. В результате должно получиться слово «САХАЛЯН», если неправильно – «САХАЛИН».  Далее  ученик рассказывает историю переименования острова  (задание давалось домой заранее).
Результатом работы должен быть выработан алгоритм деления одночлена на одночлен и выработаны критерии оценивания при делении одночлена на одночлен.
Отработка полученных знаний и формирование контрольно-оценочной  самостоятельности происходит с помощью заданий из учебника с применением следующих умений: работа с текстом, работа в парах, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, устная работа. При анализе работы консультанты указывают на «западающие критерии». Если ребята с чем-то не согласны, то задается вопрос так, чтобы при ответе на него ученик, допустивший ошибку, нашел её.
Итогом работы является выработка умения делить одночлен на одночлен,  работать с критериями оценивания правильности выполнения данной операции и формирование математической речи.

III. Этап переноса известных знаний в нестандартную ситуацию с целью формирования математической речи и дальнейшего развития понятийного аппарата по предмету (блок 2)

На основании правила деления суммы чисел на число выводится правило деления многочлена на одночлен. Ребята придумывают свои примеры и предлагают их решить соседу по парте. Несколько примеров с решением записываются на доске, анализируются возможные ошибки. Результат: выработка алгоритма деления многочлена на одночлен и критерии оценивания. Затем отрабатываются полученные знания и  контрольно-оценочная  самостоятельность. Для предварительной проверки усвоения изученного материала проводится  математический диктант, самооценивание  и работа консультантов. Проверка усвоения изученного материала осуществляется самостоятельной работой, где учащиеся оценивают себя критериально. Пустые строки в таблице необходимы для оценивания собственных критериев учащимся (например, оформление), если их среди выведенных на  уроке нет (по желанию).

IV. Итог урока

В форме беседы.

V. Домашнее задание

Домашнее задание носит разноуровневый характер.