План урока по информатике "Система связей в электронных таблицах. Абсолютная и относительная адресация"

Разделы: Информатика


Цели:

Познавательные:

  • обобщить знание основных понятий по теме «Обработка данных средствами электронных таблиц»;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся для усвоения знаний и совершенствования навыков использования ссылок и встроенных функций для выполнения расчетов;
  • познакомить учащихся с технологией управления информацией для автоматизации выполнения расчетов.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления и внимания, интеллектуальных способностей;
  • расширению кругозора, как в области информационных технологий, так и в смежных областях.

Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся инициативы, потребности использовать в учебной деятельности информационные технологии.

Тип: урок изучения нового материала.

Метод: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: информатика, математика, экономика.

Комплексно-методическое обеспечение:

  • телевизор;
  • компьютеры;
  • инструкционные карты;
  • комплект педагогических программных средств (контролирующих, демонстрационных). 

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.
  3. Актуализация опорных знаний:
    • игра “Самый умный” по теме: “Обработка данных средствами электронных таблиц”.
  4. Изучение нового материала.
    • показ трудовых приемов предстоящей работы;
    • анализ алгоритма предстоящей деятельности.
  5. Формы работы учащихся по новому материалу:
    • практическая работа.
  6. Заключительная часть: подведение итогов; рефлексия.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент. Приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Приветствуют преподавателя. 1 минута
2 Мотивация учащихся на учебную деятельность.
Целеполагание.
Приводит факт из истории.
Проводит интеграцию предметов.
Организует работу по формулировке задач урока.
Слушают.
Участвуют в обсуждении.
Формулируют задачи урока.
4 минуты
3 Актуализация опорных знаний. Определяет очередность групп при выборе вопроса.
Проводит опрос с использованием электронный игры.
Работа в группах по решению поставленной задачи.
Отвечая на вопросы, определяют базу для усвоения новых знаний.
Формирует опорную схему на доске (1 учащийся).
10 минут
4 Изучение нового материала. Объясняет новый материал.
Объясняет алгоритм предстоящей деятельности с использованием опорной схемы и ДППС.
Способствует развитию умений работать с опорной схемой.
Слушают, осмысливают новую информацию.
Анализируют алгоритм предстоящей деятельности.
Заполняют и фиксируют опорную схему в тетрадь.
15 минут


1 минута
5 Закрепление новых знаний и способов деятельности. Способствует формированию способности к оценочным действиям.
Организует работу учащихся за компьютерами.
Выполняют практическое задание.
Заполняют листы самооценки.
9 минут
6 Заключительная часть. Подводит итоги работы.
Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Акцентирует внимание на полученных отметках за урок.
Рефлексия своей деятельности, взаимодействий.
Слушают.
Проводят самооценку результатов работы.
Определяют перспективы изучения темы.
Фиксируют впечатление от урока на доске.
5 минут

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке технологии. Сегодня мы продолжаем изучать обширный раздел программы «Вычисления с помощью электронных таблиц Microsoft Excel».

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.

Совершим экскурс в историю.

Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского института Дэна Бриклина в 1979 г. Выполняя скучные вычисления с помощью бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон, который разбирался в программировании, разработали первую программу электронной таблицы, названную ими VisiCals [Визи Кэлс].

А первая версия эл. таблицы фирмы Microsoft появились только спустя 8 лет.

В каком году? (1987 г.)

В настоящее время это самый совершенный инструмент для профессиональной работы с данными, представленными в табличной форме.

Наиболее широкое применение электронные таблицы нашли в экономических и бухгалтерских расчетах.

Как вы считаете, знания, из каких учебных областей необходимы для работы в электронных таблицах? (алгебра, геометрия, семейная экономика, физика…)

Верно, при изучении раздела программы “Вычисления с помощью электронных таблиц Excel”, совмещаются (=интегрируются) следующие предметы: информатика, математика, экономика, они являются доминирующими. (Приложение 1)

На предыдущем уроке мы с вами использовали Excel для составления электронной таблицы расчета бюджета вашей семьи на месяц, а сегодня нам предстоит провести исследование своих личных расходов за месяц и подсчитать процентный состав ваших расходов в общем семейном бюджете.

Какие задачи надо выполнить, чтобы провести это исследование?

(Учащиеся высказывают свои предположения).

Верно, определены такие задачи, как: (учитель перечисляет верные):

  • Проанализировать задание.
  • Внести данные в таблицу, определив их тип.
  • Составить формулы для расчета своих расходов за месяц, а также формулу для расчета доли ваших расходов в общем семейном бюджете.

Т.е. исходя из этих задач, Вы ставите перед собой следующую цель:

организовать вычисления для того, чтобы провести исследование своих личных расходов за месяц.

Записываем тему урока: “Система связей в электронных таблицах. Абсолютная и относительная адресация”.

3. Актуализация опорных знаний:

3.1. игра “Самый умный” по теме: “Обработка данных средствами электронных таблиц”.

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, освежим в памяти уже полученные знания.

В этом поможет презентация, созданная по правилам известной Вам игры “Самый умный”. (Приложение 2)

Разделимся на 2 группы, по рядам: 1 ряд – 1 группа; 2 ряд – 2 группа.

Для начала давайте определимся, в каком порядке каждая группа будет выбирать тему.

Для этого сыграем в «Дешифровщик». Вам нужно расшифровать слово, предложенное в виде комбинации цифр, также как и на сотовом телефоне. Первая из групп правильно составившая слово, получает приоритетное право в выборе вопроса.

Итак, мне нужен помощник (1 человек работает за компьютером).

Внимание на экран. Это слово из 10 букв, обозначающее формат числовых данных.

(Учащиеся отвечают).

И это – процентный формат!

Теперь выясним у кого какая специальная тема.

Выбирайте тему:

  • ссылки – красные ячейки;
  • формулы – синие ячейки;
  • ячейки из категории общих знаний – желтого цвета.

Напомню правила этой игры. За ответ на вопрос собственной темы вы получаете 2 балла; если Вам удастся справиться с вопросом другой группы, то вы получите 3 балла; при ответе на вопрос из категории общих знаний – 1 балл.

На обдумывание каждого ответа вам дается 10 секунд. Ваша задача набрать максимальное количество баллов.

При ответе Вам необходимо заполнять лист самооценки заработанными командными баллами. (Приложение 3)

На слайде таблица из 6 ячеек, за 3 секунды, Вам надо запомнить местоположение ячеек Вашей специальной темы.

Готовы? Желаю вам удачи!

(Учащиеся запоминают местоположение ячеек своей специальной темы и остальные).

(Учитель проводит опрос, в листе самооценки группы сами проставляют баллы, а 1 ученик по ходу опроса строит опорную схему на доске):

(Зафиксируйте данную схему себе в тетрадь)

4. Изучение нового материала.

4.1. показ трудовых приемов предстоящей работы;

Разберем функциональное отличие способов записи ссылок и попрактикуемся в их использовании.

(ЭТ в режиме ввода (Приложение 4))

У вас на парте задание (Приложение 5), ознакомьтесь с ним… прочитайте.

Заполните электронную таблицу расчета своих расходов за месяц данными, определив их тип.
Организуйте в таблице вычисления для расчета своих расходов за месяц по соответствующим формулам.
Посчитайте долю ваших расходов в общем семейном бюджете.
Разработайте пути рационализации ваших расходов и возможности их снижения (устно).

В народе говорят: «Бездумно тратить деньги – дело не хитрое», а вот расходовать их с наибольшей пользой для семьи – наука непростая, для этого и существует домашняя бухгалтерия.

С чего начать? Объясню некоторые моменты задания.

1) Прежде всего, рассчитаем расходы за месяц, по каждому критерию.

Для этого надо перемножить ячейку с ежедневным расходом на количество дней в месяце. И скопировать формулу вниз.

Если после копирования просмотреть ячейки с формулами, то сразу заметно, что ссылки в формуле изменились.

Как изменились адреса ячеек в формуле при копировании по вертикали?изменились номера строк.

Кстати, при копировании, по горизонтали, изменяются названия столбцов в адресе.

В этом случае говорят об относительных ссылках в формулах (обратить внимание учащихся на схему).

Относительная ссылка – это изменяющийся при копировании и перемещении адрес ячейки, содержащий исходное данное.

В данном случае ситуация, когда при копировании, в формуле должна сохраниться ссылка на одну и ту же ячейку (с количеством дней в месяц), т.е. её адрес при копировании не должен меняться.

В этом случае необходимо использовать абсолютную ссылку.

Этого можно добиться, установив значки доллара, нажатием функциональной клавиши F4. Значки доллара добавляются перед номером строки и перед названием столбца. Это будет полная абсолютная ссылка.

Но т.к. копирование происходит вниз и изменяется только номер строки, поэтому рациональнее было бы использовать абсолютную ссылку только для строки (для этого необходимо нажать функциональную клавишу F4 2 раза).

В таких случаях ссылка считается смешанной или частичной абсолютной ссылкой.

4.2. анализ алгоритма предстоящей деятельности.

Что надо сделать для того, чтобы зафиксировать адрес ячейки? – выполнить абсолютную ссылку, знак доллара.

Как это сделать? – F4.

Почему в формуле надо использовать абсолютную ссылку? – чтобы при копировании адрес ячейки не изменялся.

Какую абсолютную ссылку: полную или смешанную? – смешанную, т.к. при автозаполнении изменяется только номер строки.

2) Далее рассчитаем общую сумму расходов за день и скопируем формулу для расчета расходов за месяц.

Какая функция суммирует аргументы в указанном диапазоне? – СУММ

3) Вычислим долю личного расхода в общем семейном бюджете (в процентах и используя ссылку на данные с другого листа).

Как посчитать процентный состав расходов за месяц в общем семейном бюджете?

Алгоритм выполнения ссылки на другой лист? …

Назовите команду для изменения типа данных в ячейке? Формат – Ячейки 

Обобщим: если при копировании формулы, адрес ячейки, на которую есть ссылка, должен изменяться, то используется относительная ссылка, а если он должен остаться неизменным, то применяется абсолютная ссылка.

Которая бывает полной ($A$1) и частичной = смешанной ($A1, A$1)

(Дополните опорную схему в тетради)

Зарядка.

5. Формы работы учащихся по новому материалу:

5.1. практическая работа.

Мы систематизировали технологию выполнения задания.

Обратите внимание на критерии оценки запрактическую работу, которые подробно по баллам расписаны у Вас в листах самооценки:

(учитель проговаривает критерии оценки).

Баллы % Оценка
менее 5 менее 32 не удовл. “2”
5 9 32-58 удовлетвор. “3”
10 14 59-82 хорошо “4”
15 18 83-100 отлично “5”

Возьмите с собой задание и листы самооценки, в которых вы будете выставлять баллы за выполненные элементы: элемент выполнен полностью – выставляете соответствующий балл; не в полном объеме – половину предлагаемого балла; за невыполненный этап работы соответственно 0 баллов.

Присаживайтесь за свое рабочее место и приступайте к выполнению практического задания, на которое вам отводится 10 минут.

6. Заключительная часть: подведение итогов; рефлексия.

Сейчас проставьте в листах самооценки итоговый балл, суммируя все баллы за урок, и сдайте листы самооценки на первую парту.

(Учитель поручает 1 учащемуся заполнить, таблицу подведения итогов, в которой в итоге автоматически будут выставлены оценки за урок каждому учащемуся).

Что нового вы открыли для себя на этом занятии? (систему связей в ЭТ: относительную, абсолютную адресацию и ссылку на другие листы)

Какой метод вы использовали для достижения цели? (метод автозаполнения формулами)

Т.е. рассмотрев данную тему, вы убедились на практике, что ЭТ намного облегчают работу с информацией, представленной в табличном виде. С их помощью можно быстро производить различные вычисления.

Вы, верно, использовали ссылки в формулах, логически верно.

Но в некоторых работах есть небольшие недочеты:

  • в ячейке с последней формулой не установлен процентный формат, какую команду надо выполнить? – Формат – Ячейки.
  • не выполнена ссылка на лист, определите алгоритм её выполнения? ­- …

Но, думаю, вы будете совершенствовать навыки по организации вычислений в электронных таблицах в дальнейшем, кстати, и самостоятельно тоже, ведь

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти, то, чего не знает»
Георг Зиммель

Итак, отметки за урок…(учитель обращает внимание учащихся на таблицу подведения итогов, в которой автоматически выставлены оценки за урок каждому учащемуся, в зависимости от количества набранных за урок баллов).

Рефлексия (Приложение 6)

Сейчас, с помощью +, сообщите, пожалуйста, свое настроение:

  1. те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке;
  2. те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему урока;
  3. те, кто считает, что ему ещё надо поработать над данной темой.

На этом урок окончен.