Интегрированный урок (математика + технология) по теме "Сложение и вычитание в пределах 100. Уравнение. Симметрия"

Разделы: Математика, Технология, Начальная школа


Цели урока:

  • совершенствование умений решать уравнения путём подбора;
  • ознакомление с новым способом решения уравнений с опорой на названия компонентов;
  • развитие творческого воображения уч-ся;
  • формирование познавательного интереса, общеучебных умений и навыков рационального труда
  • ознакомление со свойствами симметрии, применение их на практике.

Оборудование: квадрат, треугольник, круг (для демонстрации на доске), аппликация бабочки для индивидуальной работы, З кружочка и З треугольника на каждом столе, клей, магнитная доска, магниты,

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня необычный урок. Мы будем отрабатывать приёмы сложения и вычитания в пределах 100 и применять знания, полученные на уроках технологии.
– Откройте тетради, записываем число, классная работа.

3. Устный счет

Знают взрослые и дети –
Без умения считать
Плохо жить на белом свете
Надо числа уважать.

Задачи на смекалку

– Все вы знаете, что на нашем пос. Молодёжный работает для детей Детская школа искусств. Попробуйте решить задачку на смекалку.
1) Две девочки шли в ДШИ на танцы, а им навстречу шли одноклассницы с занятий по рисованию. Сколько всего девочек шло в ДШИ? (2)

2) У каждого на столе лежат: треугольник, квадрат, круг.

Задание: слева от квадрата находится треугольник, а справа от него – круг.

– Где находится квадрат? Ответ: в середине. (Работу выполняет один ребёнок у доски, остальные  на своих местах, потом – проверка.)
– Какую фигуру мы сначала поставим? (Сравнивают свой рисунок с тем, что на доске).

4. Необычный математический диктант (украшаем бабочку)

– Возьмите из конверта три кружка, на обороте на двух одинаковых написано – 13, Третий отличается по цвету и ответ на нём – 14.
Возьмите три треугольника одинакового цвета с ответами: два – 12, а один – 15.
Это задание будем выполнять в два этапа.
1) Устный счёт (с бабочкой). На вырезанной из цветной бумаги бабочке есть примеры. Их надо решить устно.
2) – На предыдущем уроке труда мы с вами познакомились с новым понятием «симметрия». Для сегодняшней работы каждый подготовил аппликацию бабочки, и теперь будем её украшать, но необычно-геометрическими фигурами.
– На столах лежат: три кружочка (с числами), три треугольника (с числами).
В ходе работы на устном счете будем наблюдать, как сложится рисунок. Те числа, которые у вас получились при устном счёте, должны совпасть в симметричном узоре. (Геометрические фигуры приклеиваются на примеры, расположенные на бабочках).
– После проведения устного счета работы вывешиваются на магнитной доске (можно просто поднять и показать учителю).
– Наглядно видно, кто не справился. Дети должны придти к выводу, для распределения рисунка на крылышках бабочки нужна симметрия.

Задание для устного счёта: (второй вариант)

Найти сумму чисел 7 и 6 (кружок – 13), наклеить эту деталь на правое верхнее крыло
Что значит найти сумму чисел? (Сложить)
Увеличить число 8 на 5 (Кружок – 13), наклеить эту деталь на левое верхнее крыло)
Что значит увеличить число на...? (Прибавить)

ПРОДОЛЖАЕМ

– Найти сумму двух чисел 9 и З (Треугольник – 12), наклеить деталь на правое нижнее крыло
– Увеличить число 6 на 6 (Треугольник – 12)
– Какие геометрические фигуры лишние? (Треугольник – не тот ответ, кружок – и ответ не тот, и цвет).
– Поднять бабочек, отметить, справились ли с заданием.
– МОЛОДЦЫ! А как я определила, что вы справились верно?
– Обратить внимание на симметрию. Дети, если вы будете украшать бабочку, то как вы расположите рисунок на её крылышках? (Ответ: симметрично.) Так же можно украсить любой предмет с использованием симметрии.

5. Задача

– Наверняка все знают, что бабочки и стрекозы летают с разной скоростью.
– Решим задачу:
Бабочка за минуту пролетает 60 м, а стрекоза 100 м. На сколько больше метров пролетает стрекоза за одну минуту? (Рассуждение: из 100 метров мы вычитаем 60 метров и получаем разницу в 40 метров. Значит, стрекоза пролетает за 1 минуту на 40 метров больше).

6. Запись на доске:

3 + 2 = 5

– Прочитайте математическое выражение.
– Как называются компоненты при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма)
– Если мы закроем одно из чисел:  … + 2 = 5, как узнать, какое числозакрыто, используя математические действия? (Из 5 вычесть 2, получится 3)
– Сейчас заменим квадрат, закрывший число, латинской буквой «икс» х. Какой будет запись? (х + 2 = 5)
– Что получилось? (Уравнение)
– Что такое уравнение?
– Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Неизвестное число можно обозначать маленькой буквой латинского алфавита: х у а в с...
– Что неизвестно в уравнении? Скажите, используя математические термины названия компонентов. (Слагаемое).
– Как мы находили слагаемое? (Из 5 вычитали 2)
– 5 – это.. . (Сумма). 2 – это.. . (Слагаемое)
– Сделайте вывод. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо... (из суммы вычесть известное слагаемое).

Записывается так:

Х + 2 = 5
Х = 5 – 2
Х = 3
3 + 2 = 5
5 = 5

– Обратите внимание на последнее равенство, что у нас получилось в левой и правой части? (5 и 5  – одинаковые числа. Равенство)
– Что это вам напоминает? (Симметрию)
– Так как найти неизвестное слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое).
– А если сделать наоборот, закрыть второе слагаемое? Что будете делать? (Из 5 вычтем 3, останется 2)
– Так как найти второе слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое).

7. Физкультминутка

8.* С.71 таблица № 1 (устно прямо в учебнике)

А) – Что неизвестно в первом столбике? (Второе слагаемое)
– Как его найти ? (Из суммы 14 вычесть известное слагаемое 10, получится 4)
– Проверьте (10 + 4 = 14)

Б) – А теперь давайте по второму столбику таблицы составим уравнение
Один ученик работает у доски и объясняет:
– Первое слагаемое – 9, пишу: 9 + а = 18
– Второе неизвестно, обозначу буквой а .Сумма 18.
– Решаю: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

а = 18–9
а = 9

– Проверяем: 9 + 9 = 18

18 = 18. (Объяснение строится с помощью учителя) Следующее уравнение записывается на доске и решается с объяснением.
Третье уравнение дети составляют и решают сами. Остальные уравнения  решаются устно и делается вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

9. Закрепление изученного. На доске запись:

а + 7; 5 + 15 = 20; х + 6 = 17; а + в; 9 + х = 18

– А сейчас вы будете проводить небольшую исследовательскую работу:
– Вспомните, что такое уравнение и примените это правило для выполнения задания.
– Надо выбрать и записать только уравнения (Одно решают  у доски, второе самостоятельно. Ответ: х + 6 = 17; 9 + х = 18).
– Как найти в уравнении неизвестное слагаемое? (чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.)

10. Подвсдение итогов урока, выставление оценок

11.Домашнее задание: с. 71 , № 3. Понаблюдать ,есть ли в природе ещё другие симметричные предметы. Назовите их.